Завод тебе, ты заводу

Инна Коротаева
     Вячеслава Копертехова, кажется, знают на заводе все. В комитете комсомола он был назван в числе самых активных комсомольцев. Помощник директора завода по кадрам Г.Н. Васильев отозвался о молодом специалисте с большим уважением. Главный инженер В.А. Работнов рассказывал о своем младшем коллеге с явным удовольствием. Человек вошел в коллектив, стал необходимым на заводе, зарекомендовал себя способным инженером. И все это за один год.

     Он, как и остальные двадцать четыре прошлогодних выпускника, был принят на завод рабочим. Здесь уже давно установился такой порядок: молодой специалист начинает свою работу, на собственном опыте познав труд, который впоследствии ему предстоит организовывать. Недаром на традиционной встрече молодых специалистов с руководителями завода им не устают повторять:
     - На рабочем месте вы должны быть инженерами.

     Многое означает это напутствие, в нем – надежды руководителей на творческую дерзость молодых коллег, на обоюдную заинтересованность в работе. И действительно, первые же месяцы работы позволяют руководителям цехов раскрыть возможности и способности новичков, дополнить новыми фактами мнение, сложившееся  о выпускнике еще при защите диплома, на которой всегда присутствует главный инженер, член государственной экзаменационной комиссии.
Так было и с Вячеславом Копертеховым. Он начинал слесарем в девятом цехе. Но уже через два месяца был переведен в мастера смены. Немного поработал в этой должности, а затем его пригласил главный инженер:
     -Есть у нас такое предложение: хотим перевести вас в новый цех, на установку агломерации.

     У молодого мастера екнуло сердце. Какого инженера не привлекает возможность попробовать силы в новом деле! Он с радостью дал согласие на перевод. Из девятого цеха его отпустили с сожалением. И Вячеславу, теперь уже старшему мастеру, механику корпуса, надо было не только осваивать сложное оборудование, но и учить других.

     А разве легко даются первые шаги  в руководстве коллективом? Первое впечатление о себе потом долго не изгладишь, оно может и помогать, и мешать тебе в дальнейшей работе. А у Копертехова есть еще и общественные поручения – он заместитель председателя совета молодых специалистов, член группы народного контроля.

     Олег Кириллов, мастер слесарной группы цеха № 4, тоже хорошо известен на заводе. У него,  правда, связи с предприятием более длительные. Здесь работал два года после школы и учился на вечернем  отделении института. По путевке завода был направлен на дневное отделение. И вот вернулся инженером. Разыскивать его нелегко – в цехе идет реконструкция, что еще добавляет хлопот слесарной группе:
     - Я знал, на что иду, еще до института себя проверил, - говорит Олег Кириллов.

     Первый год был нелегким, впору было овладеть, как следует своими хлопотливыми обязанностями. Но уже присмотрена на будущее новая тема, которой хочется посвятить время и силы. Тема эта – эксплуатация насосов.

     Сразу же по возвращении на завод Олег был избран секретарем цеховой комсомольской организации.

     Да, многие молодые инженеры являются примером добросовестного отношения к порученному делу, умеют критически оценивать достигнутое, располагают к себе людей и пользуются среди них уважением.

     У помощника директора по кадрам Г.Н. Васильева все молодые специалисты прошлого выпуска в отдельном списке. В нем точно зафиксировано: кто кем начинал, кем стал. В течение года почти все молодые специалисты переведены на руководящие должности.

     - Запас теоретических знаний у молодых инженеров большой. С работой они справляются хорошо, - говорит Г.Н. Васильев.

     Но когда заходит речь о том, как молодые специалисты участвуют в общественной жизни, в воспитательной работе с людьми, тов. Васильев становится сдержанным. Да, часть их общественно неактивна, а кое-кто не желает переступить грань между  регламентированными обязанностями и творческим началом в работе.

     На недавнем отчетно-выборном партийном собрании в третьем цехе, например, с большой озабоченностью говорилось о том, что кое-кто из мастеров и начальников смен не умеет наладить  правильные отношения с подчиненными, провести рабочее собрание, беседу. Среди других фамилий позвучала и фамилия мастера Владимира Соломахина.

     Он тоже из прошлогодних выпускников. И его тоже хорошо знают на заводе. Только известность эта совсем другого качества, чем у Копертехова и Кириллова. Его вполне устраивает спокойная работа. Не по возрасту расчетлив, невозмутим, назубок знает, что ему положено делать за установленную зарплату. Общественные дела, по его убеждению, в обязательный список не входят. Объясняет: много домашних дел. Но чем объяснит он то, что восемь месяцев не вставал на комсомольский учет – потерял билет и учетную карточку, что не является на комсомольские собрания? Есть к нему претензии и у совета молодых специалистов. Сам вызвался организовать группу общественного конструкторского бюро, но доброе дело завалил.

     Есть и еще несколько таких молодых специалистов на заводе. И этим обстоятельством, конечно же, в партийной и комсомольской организациях озабочены. Однако озабоченность эта пока выливается в очень неопределенные формы. Комитет комсомола всего раз заслушал отчет о работе совета молодых специалистов завода, партком также однажды обсудил на своем заседании доклад секретаря комитета комсомола В.В. Чопорова о повышении роли  комсомольских групп в воспитании  заводской молодежи, отдел кадров  организовал для молодых инженеров несколько лекций по трудовому законодательству. И это все, что сделано для активации молодых инженеров.

     Партком и комитет комсомола явно недооценивают роль совета молодых специалистов.

     Дмитрий Тятенков, председатель совета молодых специалистов, одновременно является заместителем секретаря комсомольского бюро цеха, заместителем председателя цеховой группы народного контроля, членом народной дружины, ответственным за художественную самодеятельность. Ну, скажите, за что прежде всего спрашивать с человека? Дмитрий и сам охотно соглашается, что  ни с одним из поручений он как следует, не справляется. Не удивительно, что совет не стал  инициатором какого-либо интересного мероприятия для молодых специалистов, по существу его влияние на них очень слабо.
 
     А неиспользованных средств и форм в работе с молодыми специалистами много. Что знают они, вчерашние студенты, о своем заводе? Первый завод синтетического каучука, от только что отметил свое сорокалетие. Была ли хоть одна живая и волнующая беседа о традициях завода, о людях, стоявших у его колыбели, об эстафете, переданной молодым? Состоялась ли хоть одна встреча с теми, кто был участником и свидетелем создания первого советского синтетического каучука? Случался ли обмен мнениями о том, что каково место инженера в современном производственном процессе, в воспитании людей. Такие беседы помогли бы развить чувство гордости за прошлое своего предприятия и личной ответственности за его настоящее и будущее.

     И еще вот что странно. Некоторые товарищи на предприятии говорят, что трудно, мол, требовать от человека выполнения тех обязанностей, которые нигде не зафиксированы, имея в виду его участие в общественной работе, в воспитании коллектива. Но ведь эти требования четко и ясно изложены в ряде решений партии.

     В частности, в постановлении ЦК КПСС «Об участии руководящих и инженерно-технических работников Череповецкого металлургического завода в идейно-политическом воспитании членов коллектива». Активно участие в идейно-политическом воспитании трудящихся  всех руководящих и инженерно-технических работников, привитие им навыков умелого сочетания хозяйственной и воспитательной работы – это непреложное требование времени. Партийная и комсомольская организации предприятия должны настойчиво и повсеместно добиваться, чтобы каждый молодой специалист деятельно участвовал в общественной жизни. Отдавал коллективу завода  все свои знания и энергию.

     Ярославский завод синтетического каучука

     Северный рабочий, 14 октября 1972 г.

     Фото Л. Ватлиной (проходная завода)