Золушка

Ефим Шейнис
- Граждане пассажиры, наш поезд прибывает на станцию. Стоянка поезда 30 минут. Напоминаем всем, кто выходит: не забывайте свои вещи.
У Зои было всего два места: сумка и небольшой чемодан. Она собралась заранее и уже стояла в тамбуре. Проводница обратила внимание на ее изменившееся лицо и спросила:
- Вы уже бывали в этом городе? - и, не дождавшись ответа, добавила, - извините.
Ее вопрос дошел до Зои с опозданием, когда она уже сошла на перрон. Бывала ли она в этом городе? Да, она прожила тут почти год. Этот город появлялся в ее кошмарных детских снах. Она бежала, что есть сил, по его ночным улицам спасаясь непонятно от кого. Сердце было готово выпрыгнуть из груди, она просыпалась с криком и в слезах. Постепенно забылось то время и то крылечко, на котором она стояла, и, трясясь от холода, вынашивала планы мести. Время лечит.

Вокзал был тот же, только как-то полинял, потерял свою красоту. Тогда это новенькое здание было гордостью горожан, как и сквер с памятником декабристам, сосланным сюда после неудавшегося путча 1824 года. Русские офицеры, участвовавшие в заграничном походе после разгрома Наполеона, познакомились с политической и общественной жизнью западной Европы и выступили против самодержавия. Взошедший тогда на престол двадцативосьмилетний царь Николай I проявил снисходительность к бунтовщикам и утвердил только пять смертных приговоров. А несколько декабристов были сосланы в этот город, который потом стал городом ссыльных.
Зоя, семилетняя дочь расстрелянного троцкиста, тогда ее звали Роза, с ее мачехой и дочерью мачехи ее ровесницей Олей была отправлена в этот город на поселение в декабре 1937 года. Конечно, мачеха, выходя замуж за отца Розы - пламенного марксиста-революционера, преподавателя университета красной профессуры с блестящим будущим, никак не думала и не гадала, что ее муж будет объявлен врагом народа и расстрелян на следующий день после суда. Перед высылкой она получила два документа: решение тройки о высшей мере и справку о смерти, датированную следующим днем. В графе "Причина смерти" было написано: "Не установлена". Это был конец.
Переехав с двумя девочками в этот захудалый город ссыльных, мачеха вымещала всю свою обиду, боль и разочарование на маленькой Розе, которая очень скоро узнала, что такое быть Золушкой - героиней ее любимой сказки. Трудности жизни ссыльных, отсутствие продуктов и денег, прежде всего, касались Розы. Ей последней доставался кусок хлеба и ложка супа. В школу она приходила плохо одетая, и нередко соседям приходилось зазывать к себе и подкармливать девочку, которую за непослушание мачеха выталкивала за дверь в любую погоду. Она ела что попало, спала, где придется, делала, что заставят, и ненавидела мачеху всей душой.
- Мама, - однажды сказала Оля, когда мачеха вернулась к обеденному столу, - а Роза тебе бросила муху в суп.
За это Роза была лишена обеда и выставлена на крыльцо, уже припорошенное декабрьским снегом. Там ее увидела соседка, которая отвела Розу к себе. Соседка была старой женщиной и никак не походила на красавицу фею из Зоиной книжки, однако она накормила "бедную сиротку" и расспросила о ее родственниках. Вскоре приехала Марина Павловна, сестра Розиного отца. Пригрозив судом, она забрала Розу, ее документы и вещи. Последние слова, что услышала от мачехи Роза, были:
- Тебя надо было сразу отдать в детдом! Там бы ты узнала, что такое фунт лиха. А я кормила и поила эту еврейку, как родную дочь. Неблагодарная!
Тогда Роза стояла вот здесь на перроне, и тетя крепко держала ее за руку, как будто она могла убежать, а бежать ей было некуда. Впереди была новая жизнь.
Да, она бывала в этом городе ссыльных. Это было почти двадцать лет назад...

Началось все неожиданно. Она жила и училась в первом классе в большом городе на Западе страны. В тот осенний день отец ожидал ее у ворот школы. Она встретила его с радостным удивлением: раньше он ее никогда из школы не встречал.
- Папа, как хорошо, что ты меня встретил. А почему ты не на работе?
Отец сдержанно ответил на поцелуй и сказал:
- Меня уволили из института. Ты уже большая и мне надо с тобой серьезно поговорить.
- Папа, не называй меня большой. Вчера мама назвала меня большой и попросила подмести полы. Что я должна сделать на этот раз?
Отец не улыбнулся на шутку, они зашли в соседний скверик и сели на скамейку.
- Это твое свидетельство о рождении. На, посмотри.
- Ты мне это ни разу не показывал. Интересно. Год рождения. Знаю. Мать - Сара Абрамовна... Что? Какая Сара Абрамовна? Мою  маму зовут ...
- Роза, твоя родная мать погибла, когда тебе был всего год. Ангелина Петровна твоя приемная мать.
- А Оля? Кто ей Оля?
- Оля ее родная дочь.
- Значит она моя мачеха? Как я теперь должна ее называть?
- Как и называла - мамой.
- Но она мне не мама. Теперь мне понятно, почему Оле она дает пить только кипяченую воду, а я пью воду из крана. Как это все неожиданно. Папа, зачем ты мне это показал? А почему тебя уволили?
- Роза, ты уже боль..., я хочу сказать... Ты знаешь, в стране сейчас большие перемены, к власти приходят новые люди, старые должны уйти.
- Папа, ты не старый!
- Не исключено, что мне с тобой придется на время расстаться.
- Ты уезжаешь в командировку? Опять за границу? Или куда? Возьми меня с собой. Я не хочу оставаться с мачехой.
- Еще я должен тебе сказать, что и с моей стороны и со стороны твоей настоящей мамы у тебя есть родственники. Я с ними говорил. Моя сестра Марина Павловна, твоя тетя, ты ее знаешь, не оставит тебя в беде.
- В какой беде? Папа, о чем ты говоришь?
- Все, нам пора домой. Ты знаешь, что у нас сегодня на обед?
- Папа, но ты мне должен рассказать о моей настоящей маме.
- Расскажу, но не сейчас. Идем, мне надо привести в порядок мои бумаги.
Этот разговор она запомнила на всю жизнь. Ночью отца арестовали, и она его больше не видела. А Ангелину Петровну с двумя девочками, как семью врага народа, выслали на постоянное поселение в Сибирь…

Город ссыльных мало изменился. Было воскресенье. Устроившись в гостинице и позавтракав в столовой, Зоя решила поискать знакомые места. На том же месте стояло здание библиотеки, где она брала книги. В выходной день библиотека была закрыта, надо будет зайти, может быть, еще работает та самая библиотекарша, которая откладывала для нее интересные книги. А вот и знакомый кинотеатр, тут она смотрела фильм "Волга-Волга". На билет ушел рубль, полученный от мачехи на школьный завтрак. Сначала мачеха денег ей не давала, она работала уборщицей в местном музее и получала гроши. Когда во время большой перемены дети шли в столовую, Роза оставалась в классе. Потом это заметили учителя и вызвали мачеху в школу. После этого Роза каждое утро получала рубль.
Школа тоже была на том же месте, Занятия еще не начались, и она походила по школьному двору. Сохранилась дырка в заборе, которую ей показали мальчишки. Зачем пользоваться школьными воротами, когда есть такая удобная дырка в заборе? Зоя оглянулась и попыталась пролезть в эту дырку. Ей это удалось.
Недалеко от школы находился базар, куда из окрестных деревень крестьяне привозили продукты. Она зашла на базар и купила кусок мамалыги и, не доев, остаток незаметно опустила в мусорный ящик. Тогда это было лакомство. А дальше - окраина, где она прожила почти год, вон в том домике. Кто там сейчас живет? Многих репрессированных уже реабилитировали и их семьи разъехались. Наверное, и ее мачеха с дочкой давно уехали. А рядом дом соседки, местной жительницы, Розиной феи, если она еще жива. Туда она, конечно, зайдет, принесет цветы и какой-нибудь подарок.
Тут Зоя поймала себя на том, что ищет следы войны: воронки от бомб, полуразрушенные здания, леса новостроек. Пока она не поняла, что этот город не знал оккупации. Здесь не звучали сирены и вечером горели огни, а дети не прятались в бомбоубежищах. Как бы сложилась ее жизнь, если бы она тогда, перед войной, не вернулась в свой родной город?

С началом войны никто не думал, что немцы зайдут так далеко. Конечно, военное время наложило свой отпечаток на жизнь большого города, сирены воздушной тревоги чуть ли не каждую ночь будили жителей и Роза видела в окно, как прожектора пытались поймать немецкие бомбардировщики. Однако поспешное отступление Красной Армии породило панику среди населения. Толпы растерянных и испуганных людей стали штурмовать вокзал, автобусную станцию и аэропорт.
- Тетя, а мы почему никуда не едем? - спросила Роза.
- Роза, нам некуда ехать, - отвечала Марина Павловна, - и потом, нам нечего бояться немцев. Это народ древней культуры. Ты можешь не знать Шиллера, Гете или Бетховена, но ты любишь сказки братьев Гримм - они тоже были немцы. Они воюют с большевиками. Мой отец не был большевиком, а моего брата, твоего отца они расстреляли. Я работаю в библиотеке, меня они не тронут.
- А как же я? Я ведь еврейка.
- А относительно тебя, вот что, слушай меня внимательно. Знакомый нотариус по моей просьбе переделал твое свидетельство о рождении. Теперь твоя мама тоже русская. Свое имя забудь, теперь ты - Зоя. И еще, на всякий случай, я убавила тебе пару лет, говорят, девушек отправляют на работы в Германию. Я запаслась кое-какими продуктами, есть соль и спички. Не пропадем. Из дому будешь выходить только со мной.
Два года оккупации Зоя практически провела дома. Тетя работала по-прежнему в библиотеке. Она рассказывала вечерами, что немцы вывозят в Германию самые ценные книги. Кое-что удалось спрятать. Пока не работали школы, тетя принесла нужные учебники, и часто проводила с Зоей уроки.
Однажды вечером в дверь постучали.
- Зоя, быстро в спальню, укройся одеялом, ты спишь, - скомандовала тетя.
Это был знакомый член городской управы, Марина Павловна выставила вишневую наливку собственного изготовления.
- Как поживаете, Марина Павловна? Не нуждаетесь ли в чем-нибудь? Новые власти ценят наши национальные кадры. Соседи сказала, что у вас живет племянница. А где она?
- Спасибо, у нас все есть. Да, я взяла ее к себе когда моего брата расстреляли большевики. Зоя уже спит, - ответила Марина Павловна и перевела разговор на общих знакомых.
Когда город освободили и стали возвращаться беженцы, тетя сказала:
- Зоя, я навела справки, вернулась сестра твоей матери. Я думаю тебе лучше переселиться к ней. Меня уже вызывали и расспрашивали о сотрудничестве с немцами. Тебе не стоит портить свою биографию. Если меня не вышлют, можешь иногда звонить. Возьми вот это на память, - она вручила Зое шкатулку, - это наши семейные драгоценности, они тебе пригодятся.
Так они расстались и Зоя, а она решили оставить себе это имя, перебралась в тесную квартирку новой тети. Потом была вечерняя школа и университет. Оканчивая исторический факультет, Зоя уже знала, что город, где она прожила с мачехой год, был местом ссылки декабристов. Мы тоже были декабристы, решила Зоя, и выбрала темой своего университетского диплома этот город ссыльных, для этого она и приехала сюда на преддипломную практику собирать материал.

В городском Отделе культуры ее встретили очень приветливо.
- Это очень важная тема,- сказала заведующая отделом культуры. Ссыльные сделали много для нашего города. Они были глубоко образованными людьми, дарили книги местной библиотеке, делали денежные пожертвования на культурные нужды жителей города. Многие из ссыльных революционеров оказывали медицинскую помощь местному населению. Они часто встречались с сочувствующими им жителями города, обсуждали события обществен¬ной и политической жизни России и Западной Европы, читали стихи, рассуж¬дали об искусстве, мечтали о справедливой жизни. Вы будете проходить практику в краеведческом музее, я заведующей позвоню. Адрес музея...
"Я знаю", чуть не сказала Зоя, она не раз помогала мачехе убирать в музее и с интересом рассматривала развешенное на стенах старинное оружие, портреты декабристов и их жен. Получив направление, Зоя в приподнятом настроении шла по знакомым улицам.
Зайдя в директорский кабинет, она не поверила своим глазам. За большим старинным  столом сидела... ее мачеха! Конечно, мачеха постарела и поседела, но Зоя бы узнала ее среди тысячи лиц.
- Здравствуйте... Ангелина Петровна, - ошарашено сказала Зоя, положив на стол направление.
- Здравствуйте. Вам уже кто-то сказал, как меня зовут?
- Ангелина Петровна, вы меня не узнаете?
Похоже, какое-то смутное воспоминание заставило директора встать. С минуту женщины рассматривали друг друга.
- Роза? Это ты?
Полузабытое имя подняло в душе Зои бурю эмоций.
Ангелина Петровна быстро встала из-за стола и подошла к ней, как будто не веря своим глазам.
- Розочка, дай я тебя обниму. Какая ты стала большая и красивая! Где ты остановилась? Может, будешь жить у меня? Мы ведь не чужие, помнишь, сколько горя пережили вместе. Я много раз вспоминала тебя, ты ведь была у меня как родная дочка, - и добавила с заискивающей улыбкой, - надеюсь, ты не держишь на меня зла,
- Ангелина Петровна, - Зоя слегка отодвинулась, - пожалуйста, зовите меня Зоей. За приглашение спасибо, я буду жить в гостинице. А где сейчас Оля?
- Она вышла замуж за военного и живет на Дальнем Востоке. А почему ты стала Зоей?
- Это длинная история. Вы могли бы выделить мне стол и познакомить с архивом?
- Конечно, ты сама выберешь себе место и я тебе дам ключ от архива. Не ожидала меня тут встретить? После твоего отъезда я окончила искусствоведческие курсы и дослужилась до директора. Ты ведь помнишь, как мы с тобой тут мыли полы?
-  Я все помню, - сказала Зоя, с ударением на слово "все".
- Так... Значит, ты приехала свести со мной счеты? Будешь всем рассказывать, как я тебя в мороз выгнала на крыльцо? Хорошо, но тогда рассказывай и о том, как я учила тебя ходить, как я носила тебе каждый день в больницу передачи, когда у тебя была скарлатина, как я из своего платья сшила тебе школьную форму, когда ты пошла в первый класс, как я... Она достала из рукава платочек.
- Ангелина Петровна, - Зоя постаралась смягчить тон, - не надо. Я не буду никому ничего рассказывать. Я приехала на преддипломную практику, соберу материал и уеду. Я совсем не думала, что встречу вас. Где вы выделите мне стол?
Через три недели практика окончилась, Зоя привела в порядок часть музейного архива, сделала нужные фотокопии для диплома. Ей никто не мешал. Мачеха больше не пыталась установить доверительные отношения, и Зоя снова стоит уже на знакомом перроне, на том самом месте, где 20 лет назад она стояла, держа за руку свою тетю. Вот и состоялась встреча с прошлым, подумала она, больше этот город ссыльных не будет пугать меня во сне. Кто-то тронул ее за плечо, это была Ангелина Петровна.
- Я испекла тебе пирожков, в дороге пригодятся.
- Ну что вы, Ангелина Петровна, зачем?
- И расскажу тебе, кое-что, чего ты не знаешь. Я ведь тогда получила письмо от Володи.
- От кого?
- От твоего отца. Через несколько дней после ареста он сумел передать мне письмо. И там была одна страница для тебя.
- А вы мне ничего не сказали.
- Я боялась, что ты где-то проговоришься. Я думала, это письмо пропало, но сегодня я перерыла всю квартиру и нашла. Вот твоя страничка.
Она достала из сумочки сложенный вчетверо желтый листок.
- На, возьми. Я уже подала документы на его реабилитацию.
- Это почерк папы. Спасибо, - растерянно сказала Зоя и положила листок в карман.
- И еще, я слышала, тебе предложили после окончания университета мое место в музее. Я буду рада передать тебе дела. Мне остался год до пенсии. Я уверена, ты все приведешь здесь в идеальный порядок. Что ты решила, приедешь?
- Не знаю, я ведь собираюсь в аспирантуру.
- Ну, тогда прощай. Дай я тебя обниму, ведь ты когда-то называла меня мамой. Спасибо тебе!
- А за что спасибо?
- За то, что ты не стала ничего рассказывать про крылечко. Будь счастлива!
Они обнялись.

Когда поезд тронулся, Зоя достала и развернула письмо. Руки дрожали и строчки прыгали у нее перед глазами.
"Дорогая Розочка!
Случилось то, что я ожидал. И к чему я тебя пытался подготовить. Я думаю, время все поставит на свои места, а сейчас я хочу выполнить свое обещание и просто рассказать тебе о твоей настоящей маме. Я познакомился с ней когда меня, среди других пропагандистов, отправили в районы организовывать комсомольские ячейки среди молодежи. Твоя мать в то время жила и работала в провинции. Когда я собрал там группу молодежи в фабричном клубе, я обратил внимание на молодую красивую работницу, которая не отрывала от меня черных глаз во время всего моего выступления, и в конце собрания я подошел к ней.
Я спросил, как ее зовут, она сказала, Сара. Ты хочешь вступить в комсомол? Да. Так мы познакомились. В течение месяца она была моей помощницей, у этой девушки неожиданно оказался талант пропагандиста, она много читала и лучше, чем я умела рассказывать о тех великих переменах, которые принесла Советская власть. Через месяц моя командировка окончилась, и я уже не хотел с ней расстаться. Сара, спросил я, а кем ты хочешь стать. Учительницей. Хочешь, поедем со мной, мы поженимся, я помогу тебе устроиться на Рабфак, а потом ты поступишь в пединститут. Мне не разрешат родители, сказала она, ты ведь русский. А сколько тебе лет? Девятнадцать. Так ты уже совершеннолетняя, тебе не обязательно спрашивать разрешения родителей.
Да, ее родители были против, но она собрала свои вещи и ушла из дома. Она была очень доверчивая, и я не мог ее обмануть. Мы поженились, хотя и мои родители были против. Вскоре родилась ты, это были будни великих строек, а когда тебе был год, Сара погибла.
По заданию партии твоя мама с отрядом отправилась добывать продразверстку. В городах не хватало хлеба, который сельские кулаки прятали от советской власти. Никто из отряда не вернулся. В этом отряде был и мой друг, слесарь из "Арсенала", осталась его вдова с маленькой дочкой Олей. Это была Ангелина Петровна. Она приходила ко мне помогать по хозяйству, учила тебя ходить. Не знаю, что бы я без нее делал. Она и стала твоей приемной матерью.
Роза, ты уже большая, я знаю, ты не любишь этого слова, если бы ты была мальчиком, я бы сказал: будь мужчиной. У тебя все впереди, расти, и будь здорова, Советская власть не даст тебя в обиду.
Что будет со мной - не знаю. Дождемся суда, и знай, я ни в чем не виноват.
Папа".

Зоя блестяще защитила диплом, и ее приняли в аспирантуру. И принца она встретила, но не на балу, а на палубе теплохода, когда одиноко стояла, облокотившись на поручни и смотрела на волны. К ней подошел весь в белом молодой красавец капитан, приложил руку к козырьку и представится. Потом приветливо поздоровался и спросил:
- Вы на этой экскурсии первый раз? Можно узнать, как вас зовут?
Она посмотрела ему в глаза и поняла - это принц.