Традиция

Гари Забелин
Та рецессия продлилась больше трех лет, а работу я потерял в самом ее начале.
Мне было за шестьдесят, когда работу лучше не терять, потому что можешь уж не найти больше. И, когда ты на очередном интервью, ты чувствуешь себя уже не вполне подходящим для места куда стремишься и интервьюиры это чувстуют еще прежде тебя. Тем не менее...


Мне предложили ребочее интервью через два года после потери работы и я это интервью успешно прошел, то есть, мне дали offer (предложение на работу). Давали со смешанными чувствами веры в то, что я их спасу и что они напрасно выбросили на ветер сто долларов в час по восьми часов в день…


Место работы было в трех часах езды от дома, так что, я решил снять комнату вблизи компании, а приезжать к жене на выходные. Это то, что я решал разглядывая окрестности неизвестного пока мне места.


Я стоял возле главных ворот компании и вращал головой. И, вращая головой, я увидел, что мимо работы проходит улица с двухсторонним движением. Прямо на той улице, не переходя дороги я нашел пару идентичных предложений – рент 1ой комнаты, но цена – три тысячи долларов  в месяц меня неприятно насторожила. Многовато, хотя я потяну с такими-то  заработками. И все же, я решил посмотреть в округе – может быть найду что подешевле. Здесь это называется shop around.
 

И вот, изучая округу, я дошел до пешеходного перехода на противоположную сторону улицы – метров триста, миновал пеший переход и метрах в двадцати увидел домик с вывеской на окне – сдается комната. Нашел хозяина, спрашиваю – сколько? – 500 долларов. Посмотрел дом, свою комнату, парковочное место для машины. Все достаточно прилично. Выписал чек в качестве задатка и пытаюсь понять – где же логика? Дома,  вблизи и в прямой видимости один от другого, а разница в цене – две с половиной тысячи долларов – как то нелогично. Почему-то когда не хватает ума, кого-то подозреваешь в нелогичности, но об этом позже.


Утром я сел на свою Хонду и через пять минут запарковался в компании – начался первый рабочий день. А когда день закончился, заехал в магазин, что на стороне, где рентованное жильё. Сперва я поискал ближайший ресторанчик вблизи жилья, но не нашел, поездил вокруг, отказался от этой затеи и заехал в продуктовый магазин – за два года моей безработицы привычка питаться только в ресторане уже как-то ушла.


Магазин казался странным, каких  в Америке я еще не встречал. Будто ты впервые заехал в Мексику из Штатов и, зашел в местный супермаркет и первая мысль что приходит – еще отравишься, а Мексиканскую страховку не купил. Впрочем, в эту страховку нет веры.  Вера ведь сильнее, чем истина, особенно в продуктовом магазине. Так и неверие тоже сильнее, чем самоуговоты, что все обойдется.


В Американских супермаркетах, если осмотреться вокруг, можно заметить, что некоторые покупатели вчитываются в этикетки на продуктах. Это из боязни, чтобы не попалась упаковка с просроченным сроком годности, чего однако, практически и не бывает.  Но, если заехал в супермеркет на обратном пути с работы домой по поручению жены,  а опыт подсказывает, что жена, когда ты принесешь продукты домой будет рассматривать срок годности каждого, что ты принес, в надежде обнаружить, что ты принес что-либо просроченное. Но, такое случается редко, так что можешь рискнуть и не читать в супермаркете, надевая очки перед каждой этикеткой. Если один раз -- еще ничего. А перед третьей этикеткой вывод напрашивается невольно – ты без очков не человек. А такой вывод еще неприятнее, чем прием вовнутрь натаций от жены...


Вот такие эмоции, когда ты в Штатах, но не здесь... а здесь, о господи, да это ведь тоже в Штатах, быстро забыл, но этикетки на сосисочных упаковках все равно читать не стал. Однако, уже по другой причине – из неверия, что в этом магазине могут продавать что-то непросроченное. Все же что-то из продуктов взял и пошел к кассе.


 У кассы ни одного покупателя не видно... у кассы – трое, но, даже издалека понятно, что не продавец и покупатели, а продавец и два приятеля, которые пришли к нему в гости... Впервые в Штатах вижу, чтобы продавец принимал гостей вместо того чтобы обслуживать кастомеров.


Как только я подошел платить, все трое принялись пристально изучать мою кредитную карточку. Как будто хотели запомнить мои креденшал, но никак не могли из-за проблемы с памятью. У всех троих одинаковой. Я хотел уже возмутиться и уйти, но не решился. Ни один бы не понял – так мне показалось, не понял бы – что это я такое говорю и делаю и чем я недоволен. Вспомнил советское – мужчина отойдите от кассы или не напирайте на прилавок! В общем, как-то ушел из магазина с чувством – как я сюда попал. Ушел не оглядываясь, но ощущая три пары глаз под лопатками. Кстати, все все трое были чернокожими.


На следующий вечер ни в какой магазин я уже не заезжал. В компанейском буфете – выпил кофе и съел кроссанд, еще какой-то бутерброд и поехал «домой». Запарковался. Выключил двигатель и вышел из своей Хонды. Я имею в виду начал выходить. Закончил уже с помощью черного деятеля, который вытаскивая меня из машины просто предупредил, что у него нож, а тот, кто стоит в десятке метров сзади на тротуаре, у того –  пистолет, и предупредил, что шутки закончились. Как он смог подумать, что я принимаю все это за шутку? -- ума не приложу. Но так оно и было. Нельзя сказать, что я не из пугливых, но, моя особенность в том, что испуг начинает меня захватывать с опозданием минут на пять, так что первые пять минут я существую как человек необыкновенно смелый... ну такая особенность организма.


Дальше, черный с ножом приялся хлопать по задним карманам моих джинсов. Это я сразу сообразил. Кошелек (valet) в Америке принято носить в одном из задних карманов, а вот это делать я не привык, но сейчас вспомнил всю инструкциию которую подарил мне один из старожилов Америки. Инструкция или традиция говорила – держи valet с кредитыми карточками и драйвинг лайсенсом в заднем кармане джинсов, а доллары там же в соответствующем отделении.  – А мне доллары не нужны, я за все плачу кредитными карточками, -- но кредитные карточки черные не принимают, -- ну и хорошо, -- но носи купюры тоже, иначе ты их разозлишь, -- кого? -- черных... я, помню, хотел что-то возразить, но мне коротко и по-отечески сказали – это традиция, это язык понятный всеми, не вводи свой язык – будешь непонят... Бывают ситуации, когда некогда читать формулу изобретения... нужно знать традиции...


 Всю эту науку  я забыл и быстро припомнил лишь сейчас, когда нагрянули «практические занятия».



Черный, не понимая, почему ни в левом кармане, ни в правом кармане, нету кошелька, видимо, решил, что он просто не нащупал в левом и еще раз простучал оба задних кармана – это когда у меня в голове проскользнули воспоминания о традициях... Теперь, черный  не мог себе представить, что кошелька вообще нет и как такое может быть вообразить никак не мог. Видимо, через его голову тоже проскочило воспоминание о традициях в той или иной форме... На третий раз мой грабитель сдался и прибег к моей помощи. Грабитель с искренним недоумением спросил – где же твой кошелек? – Я сказал – нету. Грабитель, опять с удивлением спросил – а как же ты ездишь без кошелька? – Он мне мешает, – сказал я, ощущая, как усугубляется мой русский акцент, наверное, пять минут прошло и чувство страха начало просыпаться...


И, в это время из противоположного конца улицы, двигаясь в нашем направлении показалась какая-то машина... Оба грабителя – тот что был моим собеседником и тот, что с пистолетом, сделали друг другу одинаковый жест (дескать сматываемся) и начали убегать в пространство между домиками. Но тут, мой бывший собеседник, тот который с ножом, обернулся и подбежал назад – ко мне. Бывший собеседник, озабоченно указывая на незакрытую дверь моей Хонды сказал – не оставляй машину открытой и, подумав мгновение добавил -- никогда не садись в машину без документов – полицейские этого не любят... и все это с теплыми интонациями – take care of yourself (береги себя). И убежал в догонку за напарником. 


Я, подошел к своей машине. Водительская дверь была все еще открыта и перед тем как закрыть машину я переложил свой кошелек с пассажирского сидения во внутренний карман пиджака. На пороге дома стоял хозяин и я спросил его – в каком мы городе? – Окланд, -- ответил хозяин и добавил, показываю в сторону дороги, -- а там Емеревиль. Зато, здесь полицейских не бывает. Я взглянул на дорогу в направлении своей компании. На коротком растворе видения просматривались три патрульные машины полиции. Я понял разницу в цене за рент и что за все нужно платить. Ощущение от отсуствия логики у меня пропало.