Раненбург-Чаплыгин

Анатолий Бешенцев
             Раненбург-Чаплыгин     ©
               
Гридиной Елене Евдокимовне –   
моей    первой   учительнице

С юных лет донимала отца маета,
Великая страсть не померкла к годам:
Ох, уж эта извечная русских черта –
Стремление к новым и новым местам!

И сыну пристрастно года-торопыги
Устроили новый, невиданный, тест:
Гнали на станцию, в город Чаплыгин,
Из тех же тамбовских насиженных мест.

И как же «везёт» городам в русском мире
С тевтонским, не нашим, звучанием – «бург»:
Имя вождя северной дали «Пальмире»,
Зачем-то Чаплыгиным стал Раненбург.

После братоубийственных, внутренних бурь,
Вместо мундира в столице – ливрея,
И уж город царицы (российская дурь!) –
Корону меняет на кепку злодея.

Другой, Раненбург, удостоился казни –
Хранит это имя лишь старый вокзал,
И гордо стоит в отдаленье отказник –
Тот город, который мне многое дал.

В его себя вижу сегодня я школе,
Где жизнь и изнанку её постигал,
И нЕ по своей, а небесной, знать, воле
Здесь послевоенный мой путь пролегал.

Там мне было однажды знаменье волхвов:
Вручила мне мудрая классная мать
С чёткой надписью дарственный томик стихов –
Смекнув, что и сам я их буду писать.

Показалось, что видел шотландец Лермант      *
Чрез толщу седую, тройную, веков
И поступь кавказских егерских полков,
И в Ичкерии бывшей погибший десант.

Будто предок предвидел и гору Машук,
И ту, роковую, потомка дуэль,
Дальний ведал, что века угрюмого внук
Отыщет в стихах и свою акварель…

…………………………………………….

Как и прежде, дымится красавец-Кавказ,
Новой воспетый, и звонкою, лирой;
И шагает солдатом твой стих каждый час
Землёю другой… обветшалой и сирой…

* ЛермАнт – предок поэта по отцу (в 7-ом колене)

                10 июля 2000 года