Тяжко эллинское бремя

Самера
Из окон не видать, дома соседние застят. А выйдешь – вот он, Акрополь. С Парфеноном наверху, сквозь который небо видно. Десять минут неспешно – и я уже был подле него. Поднялся. Посидел там, посидел здесь. Неспешно, никуда не бежал. Людей на Акрополе и холме туча. Много греков! И через одного у посетителя палка-селфи! Даже когда группа небольшая, тоже с этой палкой. Многие тут же постят свои фото в сетях; слышал это тут и там, пока сидел в размышлении на краю Акрополя. То и дело встают в позу, вытягивают десницу, гнут выю и щелкают себя. Причем, никакой фантазии, одна и та же поза: женщины в томных позициях и с указующей рукой, мужчины с растопыренной парой пальцев. Не понимаю я этого вашего авангардизьма.

Глядя на развалины Парфенона, побитых кариатид, я протранслировал (или связал) древнее и свой опыт. Как у нас было? Никто специально вроде не рушил страну. Напротив, все только и радели о ее развитии в новых условиях (вспомни такое чудо глупости как программу 500 дней!). А заводы закрывались, оборудование сдавалось на металлолом. Прям удивительно. И ничего нельзя было сделать. Знали, как, но не могли. Не было денег, упал спрос, пропало сырье. И заводы, объединения, организации закрывались, в цехах выбивались стекла, протекала крыша, рушилось, гнило…

Так и эта цивилизация со своим Акрополем. Строили с энтузиазмом, гордились и любовались созданным. Было время – за всем кругом тщательно следилось, поддерживалось, драилось и осуществлялось. То ли после набега варваров, то ли по небрежению и пофигизьму (называемым оптимизация расходов) и глупости государство похерило это… Смотрел древний афинянин на свой Парфенон в потеках и протеках, горевал, но силы и мОчи не имел исправить. Потом и крыша провалилась. А раз все равно разваливается и никому не нужен, можно прийти и набрать камня себе на сарай.

Потому что приходит время умирать цивилизации. Ведь и при строительстве Парфенона была коррупция, откаты, некачественное исполнение и некондиционный мрамор. Но это не помешало возвести красоту и совершенство. Эти же пороки были позже, и теперь уже привели к разрухе. Значит, не сами пороки причина упадка.

На одном из щитов у входа в Акрополь написано: здесь началась европейская цивилизация. Это так. Здесь же она и кончилась. Принципы логики, философии и познания тут были сформулированы. Установлены  законы общества и геометрии. Все начала и фундамЕнты цивилизации тут были созданы. А потомки только перепевали да переформулировали в частных темах, пользуясь запасом, выработанным древними. Так что цивилизация здесь была создана, здесь же ей придали такой импульс, что вот уже две с половиной тысячи лет она движется и живет. Но, похоже, доживает век…

Вокруг Акрополя все улочки превращены в нескончаемые магазины. Продают всякую ерунду: сувениры, одежду, обувь, бижутерию, ручной работы мыла; и масла;. А еще много в магазинах стоек-вешалок с фаллосами. Деревянными, пластиковыми, фарфоровыми; гигантских размеров и типичных; висят, качаются, звенят… Раз много, значит, спрос есть. Не понимаю, для чего они нужны. Может, их используют как колокольчики, вешают над входной дверью? Вроде ивроппа, исток цивилизации…

Каменные яйца (eggs, а не balls) тоже всюду продают. А хобби вот свое я удовлетворить не могу – шаров каменных нигде нет! Вошло в традицЕю у меня: привозить шары из красивого камня в память О. Ибо магнитики с картинкой выцветают, а камень, да еще полупрозрачный (аметист, флюорит, кварц, топаз) и любоваться дает, и тактилен. И совершенная форма. Обошел все магазинчики, есть только крупный бисер. Ну или яйца.

Вечером забежали русские коллеги, приехавшие на сборище. В сумме десять человек. Все живут туточки же, у Акрополя, но с разных его сторон. Обсудили, как завтра ехать до места. Я заявил, что пойду пешком, по карте всего 6 км, часик прогулки. И прошел с удовольствием! Узкими улочками по крутым каменным лестницам, потом по одичавшему эвкалиптовому парку кампуса. В час и уложился. Конечно, весь год ходить, возможно, надоело бы. Но неделька прогулок по лету в эвкалиптовом эфирном облаке мне только в наслаждение. Птички стрекочут и щебечут, кусты и травы благоухают…

Я не усердствую. С утра являюсь на сборище, отмечаюсь и ухожу. Вернулся к себе, кинул рюкзак и пошел гулять с планом подняться на холм Ликавитос. Мимо площади Синтагмы на восток. Дошел, пешком поднялся по тропинке на холм. Холм невысок, всего 250 м, но скалист. Вид оттуда на всю Афинскую котловину, заполненную белым городом. Пробыл там часа полтора. На высоте и ветерке прохладненько в рубашке. Спустился и пошел так, чтобы улочками подойти к Агоре. Далее гулял по старинным улочкам, огибая холм с Акрополем, чтобы прийти с кафе, где уже вкушал щедрот греческих. Там все сплошь в кафе и магазинчиках. В половине подают только пиво и легкий десерт, другие основательные и дорогие. А это выставило железные столики на тротуар, кормит разнообразно и сытно. Заказываю большое блюдо чё-нить греческого и мясного, десерт, три горячих лепешки-питы, ихнего пива "Альфа". Удобно тем, что официант знает много языков, русский тоже. Самоучка, нахватался от посетителей; знает в своей области: это звинина, это будет куриц, баклажен з чезнок и картофф. Так мне достаточно, не дискуссию с ним же вести. В общем, и удобно, и приятно, и вкусно. Оттрапезничав спускаюсь к арке Адриана и топаю домой. Стоит шагомер в мобиле, он показал 23 км.

Другой раз поехал в Пирей. Добрался на метро, поднялся на перевал, во всех улицах, уходящих от меня вниз, синело море. Повернул на юг и вышел восточнее бухты Афродиты. Между шоссе и морем полоса камней шириной 50-70 м. А по эту сторону шоссе просто жилые дома. Ну и киоски с колой да сигаретами. Перелез через ограждение и спустился к воде. Валуны большие, совсем не обкатанные морем, из вулканической породы и очень мелко-острые. Навалены и нагромождены, с трудом прошел по ним. Тянул западный ветерок, но это же бухта, волны там как в пруду, и 20 см не будет. Рюкзак оставил повыше, сам разулся и сел у воды. Опускал ноги в воду, холодна! Не выше +15. Потом кое-как прошел 2-3 метра на лучшее место: камень плоский и есть куда ставить ноги. Кое-как оттого, что по лавовым камням невозможно босиком пройти и метры. Я люблю ходить босиком, мне в Центре Вселенной и по щебенке не в напряг идти. А тут физическая боль от каждого шага, лава прямо режет стопу. Сижу, никого не трогаю. Берег в оба конца на километр пустой; это не купальное место. Ни одного лица любой национальности! Но все же за рюкзаком посматриваю, там и деньги, и карточка, и пачпорт.

Повернулся к солнцу спиной, уже начало припекать лицо. Окуну ногу в воду, потом грею их на солнце. Обращаю внимание, что по поверхности воды ко мне катится волна; синусоидальная, очень пологая, соответственно, длинная. И вода ушла, ногами не достать стало. Вскакиваю, торопливо и кое-как перескакиваю по камням повыше. Волна бьет в берег, летят брызги, я сухой и целый… а туфли смыло! Я их бы не успел все равно подхватить, даже если бы и вспомнил. Один туфель вертится в заводи между камнями, его выловил как-то, а второй пляшет на волнах в пяти метрах. Но я плавать не умею, да и дно такое же каменистое, там сразу сломаешь ноги. Минут пять туфель вертелся около меня, дразня и вселяя надежду, что его тоже прибьет к камню. Но тщеты оказались надежды. Поплясав на волнах, туфель медленно-медленно (пара метров в минуту) отправился в морское путешествие. Он не тонул, поскольку его перевернуло подошвой вверх. Покачиваясь и поныривая, туфель взял курс на юго-юго-восток.

Я стоял на камне и размышлял. Купить обувь не проблема. Выйду на Монастераки, там хоть шлепанцы, хоть настоящие туфли без проблем найду. И плевал я на условности, пойду босиком по городу и поеду на метро. Мало ли чё, мож у меня такоё хоббиё. Но ведь надо пройти почти сто метров лавовых камней, по которым проблемно даже раз ступить! Да и дороги у эллинов так себе, тоже крошка и выбоины. Я-то далеко зашел пешком, до метро километра два. Может, думаю, щаз как-то доползти до шоссе, такси брать. Или потребовать у первого встречного продать мне туфли. Сижу, наблюдаю за движением туфля и размышляю. Он уже метров на пятьдесят ушел, видно только временами. Тут вижу, как плывет кто-то вдоль берега. Так, метра в двадцати от берега. Я ему сигналю, кричу и объясняю. Он плохо понимает аглицкий, да и шум, волны. Так что я больше жестами: верчу туфлю, показываю на море. Он соглашается, но плохо видит с воды. Он отплывает, куда показываю, а я ему семафорю: влево, вправо. Потом он оказывается на одной линию с туфелем, я ему семафорю: прямо от меня! Ему-то с воды вообще обзора нет.

Достал. Отдал туфель мне и уплыл себе вдаль. Я его поблагодарил на всех доступных языках. Разложил туфли на солнце и сушил час. Ясно, до конца не просушил. А носки море таки утащило! Но это мелочи.

Я в той таверне каждый день обедаю. Мне нравится место. Улочка короткая, длиной в один дом. Тротуар и проезжая часть не разделены, просто замощенная мраморными плитами поверхность. Впрочем, ездят там редко и на мотоциклах. Сажусь за второй столик от угла в верхней части улицы (она довольно сильно идет под уклон). И когда жду заказ, и когда лениво потягиваю пиво, я наблюдаю за прохожими. Это же старая часть, около Акрополя, всюду лавки разным торгуют, так что по улочкам шатаются не местные. Сидю и онтологически зрю на поток человеческих тел. Негры, индусы, китайцы/японцы, арабы, европейцы. Немало и греков, видимо, Акрополь пользуется популярностью и у них. Школьники, студенты, семьи с чадами, дряхлые старики. Есть и в национальных одеждах (что там бывает? бурнусы, никабы, кимоно?), но в массе одеты по-европейски: джинсы, рубашка, свитер под шею, куртка непродуваемая и с капюшоном. И не скажешь, что им жарко в этом!

Чего только нет! Негритянская мусульманская чета (где это такое?), он в белой рубашке, она в шерстяном черном до пят одеянии, да еще и плотно охватывающем голову. А джинсы у негра будто спущены, мотня болтается у колен. Кстати, этот способ ношения штанов моден и у женщин! Свободного покроя цветастые шаровары, но задница мешком висит до колен! Будто у нее там полный памперс, да еще и отстегнулся. Ну не знаю…

Араб со свои гаремом. Идет один впереди, вальяжно и главно, одет легко и свободно, а позади за ним следуют несколько женщин; подолы черных одеяний метут мостовую, на голове тоже черный капюшон, одна прорезь для глаз.

Индуски в своих цветных сари и с точками на лбу. Все такие дородные, основательные. Евреи в черно-белом одеянии, похожем на фрак (лапсердак?). Европейки в таких коротких шортах, что наполовину ягодицы открыты. Господи, но ведь теткам уже за пятьдесят! Не то что смотреть не на что, а в печаль ввергает! Мужчины в деловы костюмах и явно дорогих: так все на них сидит, нигде не морщится, не провисает, ничем не блещет вычурно, а создает ощущение целого произведения.

Вапчето и по правде сказать, в массе женщины одеты отвратительно. Особенно за границей, но и в России немало. То вот эти провисающие штаны, то безобразно обтягивающие размалеванные лосины, то хламида какая-то бахромчатая и провислая, то шорты (чуть ли не стринги), открывающие половину ягодиц. Пусть в мини, пусть декольте и все открыто, но пусть то, что одето на ней, будет красиво; это же метафизическая обязанность женщины – быть красивой и привлекательной, радовать глаз гармонией. А у них сплошное уродство! И кто моду создает?!

Так вот сидю и развлекаюсь зрительно.