Заколдованное место

Николай Руденец
         Наступил сезон сбора  таежного урожая, но затянувшиеся дожди сдерживали выезд в тайгу. Наконец перед выходными днями ветер разогнал черные тучи, и в небе заклубились светлые кучевые облака. И хотя вероятность дождя еще сохранялась, многие мои знакомые устремились к своим любимым ягодным и грибным местам. Было и у меня такое место, куда мы с женой и дочерью второклассницей тоже выехали на своих Жигулях за брусникой.
          На ближнем брусничнике уже стояли  легковые автомашины. Увидев женщину, собиравшую бруснику, я поздоровался с ней и спросил:
           - Как урожай?
         Она, безнадежно махнула рукой:
            - По одной ягодке собираю. Видимо, и здесь прошлись весенние заморозки. Мужики ринулись на поиск. Может, и найдут  сохранившуюся полянку.
          Тогда я решил проехать на дальние ягодники по заброшенной лесовозной дороге, по которой редко кто рисковал ездить. В прошедшем году мне это удалось. И я был вознагражден хорошей ягодой.
           Но в этот раз  наш автомобиль стащило в глубокую колею. Пока я с помощью ручной лебедки вытаскивал автомашину, внимание жены и дочери приковали бабочки, облепившие по периметру  лужицу.
           Вытащив автомобиль, я подошел к ним и тоже заинтересовался происходящим. Такого скопления в одном месте этих красивых насекомых мне еще не приходилось видеть! Одни, посидев у лужицы, куда-то улетали, а вместо них прилетали другие.
              - У них, наверное, проходит конкурс красоты, - улыбнулся я.
              Увидев подлетевшую крупную бабочку с черно-желтыми крыльями, заканчивавшимися шпорами, дочь стала умолять меня, чтобы я поймал эту бабочку.
              - Зачем она тебе? Пусть летает, - попытался я её отговорить.
               - Она такая красивая! Наша учительница дала задание, чтобы после летних каникул каждый принес в школу понравившееся растение или насекомое и рассказал о нем. За нее она мне поставит пятерку!
               Я вопросительно посмотрел на жену.
                - Да поймай! - поддержала она  дочь. – Их здесь столько!
               Выломав из придорожного куста ветку, я умудрился ею прижать бабочку к траве. Приоткрыв справочник по ремонту автомобилей, который всегда возил с собой, я  втиснул пленницу между страниц и, закрыв его, положил в багажник.
                Ягодник не порадовал нас - заморозки и его не пощадили. С трудом насобирав полведра брусники, мы усталые поехали домой.
               Когда проезжали лужицу, в которой я поймал бабочку, красная лампочка на щитке приборов вдруг просигнализировала об отсутствии зарядки. Остановив автомобиль, я взял справочник, нашел по оглавлению страницы с описанием основных неисправностей в системе электрооборудования, раскрыл их и воскликнул:
             - Вот это фокус! Бабочка послала нам беду!  Смотрите - она лежит между страницами, где описаны неисправности в системе электрооборудования!
              - Не может быть! - не поверила жена. И  убедившись, испуганно прошептала: - Какая-то мистика...
             - Она отомстила нам за то, что её лишили  возможности покрасоваться среди других бабочек и стать победительницей в конкурсе, - попытался я шуткой вывести из оцепенения жену и дочь.
               - И что же теперь делать? Здесь и помочь то не кому... - растерянно спросила жена.
               - В тайге надо рассчитывать на себя, - самоуверенно ответил я и стал искать неполадки  в системе электрооборудования. Неисправным оказался генератор.  «Поедем  на аккумуляторе.  Его заряда должно хватить  до  стоянки машин нп ближних ягодниках, где нам, возможно, помогут», - успокоил  я слабой надеждой своё семейство.
              Нам повезло. Когда подъехали к стоянке, там ещё стояли две машины: Москвич и Жигули, возле которых было два человека.
             - Дотянули и успели, - облегченно выдохнул  я, взял справочник и мы подошли к стоявшему рядом с Москвичом мужчине средних лет с интеллигентной бородкой. Поздоровались.
              - И вам не болеть, - ответил он и, протянув руку для приветствия, представился: - Андрей.
              Я пожал руку, назвал себя.
              - Мой друг – Иван, - показал Андрей в сторону сосредоточенно копавшегося в моторном отсеке Жигулей мужчину с седой шевелюрой, Тот кивком головы поприветствовал меня:
                - Не напрасно рисковали? -поинтересовался Андрей
               - Пусто? Втроем еле полведра насобирали, - ответил я.
               - И у нас не лучше.  Ждем возвращения своих сыновей. Где-то задержались.
               - Уже поздно. Может их надо искать, - озаботился я.
               - С ними собака. Просто увлеклись, -  успокоил он меня.
               - А с нами такое случилось, что трудно поверить в реальность произошедшего! – приковал я к себе внимание новых знакомых. И, раскрыв страницы справочника с отпечатками бабочки, рассказал о мистическом совпадении и задании учительницы.
 Всмотревшись в отпечатки, Андрей взволновано спросил:
               - А где сама бабочка?!
              Я попросил дочь принести бумажную коробочку  с бабочкой
 Увидев  бабочку, Андрей воскликнул:
             - Это же редкая в наших местах бабочка из семейства парусников - махаон! Даже в коллекции у нас на кафедре ее нет. Она занесена в Красную книгу, – и спросил дочь:
             - Ты что-нибудь слышала о такой книге?
             - Нет, - испуганно ответила она.
             - Что же у них за учительница?! – посмотрел на нас с женой Андрей.
         
             - Молоденькая. После училища… - стала оправдывать ее жена.
             - Молодость не оправдание, - прервал ее Андрей. - Это от недостатка знаний. Прежде чем давать такие задания детям она должна была рассказать им о Красной книге, о растениях и насекомых распространенных в нашей местности, занесенных в нее, - и после задумчивой паузы сделал свой вывод: - Это месть природы. Она устроила вам праздник для души, а вы все разрушили. В ней все взаимосвязано. Одно дело комара кровопийцу убить, а другое - неоправданное уничтожение такой красоты.
  Дочь захныкала и прижалась ко мне.
             - Слезами горю не поможешь, - стал я ее успокаивать. - Раз уж такое случилось,  давай  бабочку отдадим дяде Андрею для пополнения институтской коллекции, чтобы студенты – будущие учителя получали наиболее полные знания о природе, а потом передавали их своим ученикам.  Тебе же  купим фотоаппарат  -  заведешь свой фотоальбом о природе. А мама расскажет об этом случае твоей учительнице - это будет ей уроком на всю жизнь.
  Дочь перестала всхлипывать и согласно закивала головой.
            - Спасибо за такой царский подарок! - растроганно поблагодарил Андрей дочь. – А когда окончишь школу, то со своим фотоальбомом приходи в наш институт. Тебя примут  в студенты вне конкурса.
             - Тут дело не только в бабочке. Я тоже был наказан в том загадочном месте, - взволнованно вступил в разговор Иван:
             - Два года назад мы с другом в конце июня на его мотороллере приезжали туда, чтобы проверить урожай ягодников. В тот день погода была хорошая, синоптики дождя не обещали. На всякий случай я взял с собой одноствольное ружьё.
               Идем ложбинкой в метрах пятнадцати друг от друга. Вдруг с лежки вскочила косуля, и бросилась от меня. Ружьё было заряжено дробью, но сработал охотничий инстинкт, будь он неладен, и я навскидку выстрелил. И не поверил – косуля упала! Друг тут же подскочил к ней и ножом перерезал ей горло. Всего одна дробинка попала в шею!
 Раз так случилось – не пропадать же мясу. Когда разделывали тушу, то удивились – косуля была беременная!
               - Что тут удивительного, - прервал его Андрей. – В это время у них и появляются детеныши.
               - Бес попутал, - сокрушился Иван и продолжил: - Упаковав мясо и спрятав в дупло ружьё,поехали домой. И тут  разразилась такая гроза, что наша одежда  вмиг промокла, а дорога стала не проезжей. Почти на себе и вынесли мотороллер. После такой охоты неделю провалялись с простудой.
             - Легко отделалась, - с усмешкой произнес Андрей. - За такое преступление надо было бы пожестче вас наказать.
             - Это еще не все. Через месяц я приехал за ружьем на Жигулях. Привёз с собой жену и малолетнюю дочь, чтобы они насобирали брусники. Сосед уговорил меня взять и его собаку. Любит она тайгу. А он, из-за поломки мотоцикла с коляской, на котором ездил в тайгу, давно с ней не выезжал.
             Умная собака. Она однажды спасла ему жизнь. В тот раз он ездил с ней по грибы. На крутом спуске отказали тормоза. Чтобы остановиться, он направил мотоцикл   в придорожный куст. А в нем был замаскирован пень! Удар был такой силы, что коляску оторвало, а себе он сломал ногу.
  С малых лет сосед приучил Дружка, так зовут собаку, к неукоснительному выполнению команды «домой». Написал записку, привязал к ошейнику собаки и отослал её домой. Жена прочитала записку и со слезами ко мне. Я на свои Жигули и за ним. Хорошо, что у него был закрытый перелом. Привез его в больницу, там наложили гипс и вскоре выписали. С тех пор Дружок в почете. И сейчас он здесь. С ребятами где-то носится, поэтому за них не волнуемся, - прояснил Иван причину родительского спокойствия и продолжил свою историю:
              - Урожай брусники был хороший. Мы до обеда заполнили ягодой всю тару, пообедали и довольные поехали домой.
              Вдруг, проезжая лужу, напротив того места, где я подстрелил косулю, передок автомобиля резко завалился на бок. Я снял обувь вышел из салона и ужаснулся - правое колесо лежало на боку. Нижнюю шаровую опору вырвало. Месяца не прошло, как я её заменил! В голове сразу пронеслась мысль: «Это еще одно наказание за убийство беременной косули!»
            Привязал я ручную лебедку к дереву, вытащил автомобиль на сухое место, поднял домкратом передок, снял колесо и стал обдумывать свои действия.
             С собой запасной шаровой опоры у меня не было. На помощь других ягодников рассчитывать не приходилось, так как при въезде мы не видели ни одной машины. Был вторник, а ягодники могли появиться только в выходные дни, да и вряд ли они поехали бы на дальний брусничник, когда брусники было много и на ближних. Оставить жену с дочкой ночевать, а самому сходить за шаровой опорой я не мог, так как с заходом солнца в тайге сразу ощущалось дыхание осени, а теплых вещей у нес не было. Только костер и мог  обогреть. А о том чтобы просидеть у костра всю ночь без меня моя семья и слышать не хотела. Даже проволоки подходящей у меня с собой не было, чтобы с помощью ее притянуть вырванную опору к месту и попробовать потихоньку выехать.
  Оставалась одно – попытаться найти вязальную проволоку на старой вырубке. Часа три я затратил на поиски проволоки и все же нашел оборванный жгут из нее. Видимо, лесорубы пытались с его помощью вытащить застрявшую в грязи технику, но он лопнул, и они его бросили.
  Расплел я жгут и притянул проволокой опору. Но не проехал и полкилометра, как проволока лопнула, и все пришлось начинать сначала. До темноты я еще два раза притягивал опору. Но удалось только  с километр отъехать от того места.
  Разжигая костер, я вдруг вспомнил о том, что Дружок подчиняется команде «домой». Написал записку соседу, чтобы он передал моему другу, с которым мы тогда загубили косулю, просьбу привезти шаровую опору. С волнением, из-за опасения, что Дружок мне может не подчиниться, привязал к его ошейнику записку и скомандовал: «Домой!» А он смотрит на меня и не двигается. Я резко повторил команду и притопнул ногой. И он как-то нехотя побежал от нас.
  Всю ночь прокрутились возле костра, дежуря с женой по очереди, чтобы костер не потух, и не загорелась от искры одежда. Кроме костра нас согревала и надежда, что Дружок доставит наше послание.
             - Папа, - спросила меня тогда дочь, - почему ты виноват, а мы все страдаем?
              - Так устроен мир, дочка. Иногда за серьезные жизненные ошибки приходиться страдать не одному поколению, - ответила за меня жена.
 Тут рассказчик умолк, и задумчиво уставился в таёжную даль.
              - Как же вы доехали? - прервал я затянувшуюся паузу.
              - Утром привез друг на своем мотороллере шаровую опору. Теперь Дружок и наш любимец. В тайгу без него не ездим.
               Эта поездка запомнилась нам на всю жизнь. А то место я теперь обхожу за версту. Там будто его охраняет невиданная таежная сила и наказывает за причиненный вред природе. Вот и ты пострадал.
               - Было бы хорошо, если бы эта таинственная сила всю природу так охраняла. А тех кто её бессмысленно уничтожает не оставляла бы без наказания, - глубокомысленно вставил Андрей.
                - К сожалению, чаще только через наказания и доходит до сознания многих людей, что такое хорошо и что такое плохо, - согласился Иван. - После того случая я  стараюсь не навредить природе, - и для меня нравоучительно добавил: - А в тайгу надо собираться основательно. Едешь на день, а продуктов бери на три. Ключи, лебёдка, хотя бы самые необходимые запчасти должны быть в машине. Я всегда вожу с собой даже такие: карбюратор, катушку, свечи зажигания…
                - И генератор?! –  с надеждой спросил я.
                - Есть и генератор, - улыбнулся он.
                - Продайте! - взмолился я.
                - Продавать не стану. До гаража доедешь и вернёшь.
  Иван достал из деревянного ящика с запчастями, занимавшего треть багажника, генератор и помог мне поставить его на мою машину.
  К этому времени подошли остальные ягодники, и мы поехали домой.
  Когда поднялись на крутой перевал, солнце уже пряталось у горизонта за кучевыми облаками. Андрей остановился, подозвал всех к себе и, показав на полыхающий огненными красками горизонт, призвал:
            -Такой сказочной зарей грех не полюбоваться! Она лечит душу...
            От необыкновенного по красоте разыгравшегося перед нами зрелища невозможно было оторвать взгляд. Душа словно парила в невесомости.  Постепенно солнце опустилось за горизонт, но сполохи еще долго раскрашивали сказочными цветами клубившиеся  облака.
             - Сколько бы я не любовался закатами, но наглядеться не могу, - с задумчивостью произнес Андрей. - Каждый неповторим!  А вот когда темные тучи заволакивают небо, то ни один солнечный лучик уж не может пробиться сквозь них, отчего возникает душевная грусть.
            Так и люди. Воспоминания об одних и их делах долго, а порою и вечно, такими же красочными сполохами освещают людские души. А темные дела других настолько отгораживают их от человечества, что потомки стараются поскорее вычеркнуть таких людей из памяти. А если и вспоминают то с проклятиями, - Андрей посмотрел на нас теплым взглядам и спросил: - Посветлело в душах? – и, получив в ответ наши благодарные улыбки, напутствовал:
             - А теперь по домам. И давайте жить так, чтобы и наши закаты были светлыми!