Вера Фёдоровна

Елена Савенок
                Жизнь на двоих
         
Он искал её глазами в зале в начале каждого Богослужения, и как только находил, сразу успокаивался. Она же просила его:
- забудь, что я в зале, забудь... Представь, что меня здесь нет,
не рассказывай ничего обо мне.
Замечательная пара, муж и жена, которые поразительно похожи.
- Она называет меня по имени-отчеству, - смущенно говорил он мне, - вот, даже в Кёлне во время Богослужения записку прислала: «Вениамину Марковичу...» Он также, в свою очередь, называет её очень уважительно: Вера Фёдоровна. Они уже 39 лет вместе. Он – это известный христианский поэт и композитор Вениамин Маркович Крейман, она – его скромная жена.
- Я очень редко сопровождала Вениамина Марковича в его поездках, - говорит Вера Федоровна, - в основном он ездил один.  Ездить ему приходилось много – по всему Советскому Союзу,  а теперь по  всей Америке (в настоящее время они проживают в Америке). Ехала, если только в приглашении было оговорено: «с супругой», как, например, на освящение Львовской или Рижской церкви. Я не могла много ездить, у нас ведь четверо детей. И вообще, это не моё – я не люблю быть на виду, вот дома, с детьми, а сейчас с внуками – это да.
В Германию они приехали вместе, посетили десять городов с сопровождавшим их сборным русским хором (хористы съехались более чем из 20 городов Германии) – принимали участие в Богослужениях. Вениамин Маркович – русский еврей, и я задаю Вере Федоровне вопрос, который интересует многих хористов:
- Вера Фёдоровна, скажите, а вы тоже еврейка?
- Нет, я русская, просто я очень похожа на еврейку. Моя девичья фамилия Щербак, да  как-то так получалось, что все мои подруги
были еврейками, вот и замуж я вышла за еврея.
Эти две недели второй половины мая 2002 года  были очень напряженными - почти каждый день Богослужения, да еще в разных городах. Свободного времени практически не было, разговаривали урывками, как только предоставлялась возможность.
 - Вениамин Маркович дома очень часто музицировал, а вот записывать ноты не очень любил, - рассказывает Вера Федоровна. - А музыка буквально лилась из него, и мне порой приходилось его просить, чтобы он её записал.
Просить записать! – А не возмущаться, что он опять сел за фортепьяно, хотя в доме с четырьмя детьми полно работы. Как это великодушно,  и какая жертвенность. И это говорит о большой любви к мужу, а самое главное – к Господу. И Господь, видя такое отношение, творил чудеса:
- Однажды, сидя за фисгармонией, я просматривал сборник стихов «Новая Арфа», который издал Проханов еще до революции 1917 года, открывал страницу за страницей, и импровизировал, проигрывал мелодии, приходящие на эти слова, - рассказывает Вениамин Маркович. И так я дошел до стихотворения Константина Фофанова, проиграл и пошел дальше, а Вера Фёдоровна в это время находилась в кухне и готовила пищу для нашей семьи. Вдруг она приоткрыла дверь и спросила: «Что это ты сейчас играл?» Я стал  наигрывать последнюю мелодию. «Нет, не это, а то, что ты играл до этого». Я перелистнул страницу назад, и вернулся к стихотворению Константина Фофанова и заиграл... «Эту музыку запиши, пожалуйста» попросила Вера Фёдоровна. Так родился гимн «Отче наш, Бог, в небесах обитающий...» Как хочется после этих слов сказать: «Слава Господу!»
Скромная женщина-христианка Вера Фёдоровна, мать четверых
сейчас уже взрослых детей, которая много потрудилась для своей семьи: все их дети – христиане.  Любящая жена, которая благословляла своего мужа на труд для Господа.
- Лена, - обращается ко мне Николай Шкаровский, стоящий рядом с Вениамином Марковичем, - оказывается, Вениамин Маркович – МУЖ ВЕРЫ, а я нет.
Я усиленно начинаю вспоминать тексты из Библии, где говорится о мужах веры...
Видя мою растерянность, они оба весело улыбаются.
- Ну конечно, - говорит Николай, - Вениамин Маркович – муж Веры, а я – муж Лены (супругу Николая тоже зовут Леной). – Это Вениамин Маркович поделился с Николаем своим «секретом» и столько сердечного тепла было в этих словах.
- Леночка, - спохватилась Вера Фёдоровна однажды перед началом собрания, обращаясь ко мне во время пения псалма, - а вы свои стихи-то дали Вениамину Марковичу?
 
    Это её жизнь – жить для ближних и беспокоиться о других. А мне было так приятно услышать её обращение – «Леночка».
 - Вера Фёдоровна, - спросила я её, - а ваши дети пишут музыку?
- Наши дети очень музыкальны, но вот чтоб писать музыку, пока нет. Правда, у нас есть один внучёк, зовут его, кстати, Давид, ему
сейчас 2 годика, вот в нем что-то есть, мне кажется, когда он вырастет, он будет писать музыку.
- Представляете (во время рассказа о детях или внуках Вера Фёдоровна заметно оживляется), он просыпается утром, берёт деда за руку и ведет к пианино,
заставляет его сесть на стул,  сам усаживается рядом с ним и кладёт свои ручки на клавиши, и они играют... А иногда к ним на стул еще присаживается и наш пушистый рыжий кот, получается очень интересная картина. Даже если внук иногда плачет, то стоит нам включить магнитофон, и Давидик начинает плакать в тон музыке.
 - Может быть, когда-нибудь лет так через 20 к нам в Германию приедет молодой христианский композитор Давид Крейман,
чтобы послужить своим талантом Богу, благослови его, Господи.

Вечером 25 мая, после Богослужения в городе Bielefeld-е хор прощался с Вениамином Марковичем и Верой Фёдоровной.
После ужина были рукопожатия, пожелания и, конечно, песни.
За две недели, проведенные вместе, мы стали одной христианской семьёй. «С Богом, в дорогу дальнюю (за океан)», - пел хор, и от переполнявших её чувств Вера Федоровна расплакалась, увидев немой вопрос в моих глазах, сказала:
- Если бы вы знали, как мне с вами хорошо...
 
-  Да, хорошо жить для Господа и ближних.
Германия,
20.08.03