Как дурачку не молчать, а сойти за умного

Ольга Ермакова-Хмель
Мой несостоявшийся роман с классической музыкой начался с музыкальной сказки Сергея Прокофьева "Петя и волк". Знакомство с этим произведением обернулось для меня неописуемым разочарованием - обещали СКАЗКУ, а сами полчаса толковали, что волк - это гобой, а флейта - это птичка. В каком, спрашивается, месте?

Потом заставили слушать музыку, в которой не было, на мой взгляд, ни драматургии, ни спецэффектов, ни актерской работы.
К счастью, мама с уважением отнеслась к моему категорическому нежеланию ходить в музыкальную школу и лет до 12 мое сугубое невежество абсолютно никого не волновало. Потом поползли разговоры о списке вещей, которые "обязательно должен знать каждый культурный человек". В рамках этого тезиса я тщательно ознакомилась с книгой "25 оперных шедевров", и более-менее уяснила, кто и что сочинил.

Во взрослой жизни выяснилось, что этого поверхностного минимума совершенно достаточно. Начать с того, что большинство людей, которые мне встречались, разбирались в музыке примерно так же, как и я. Но даже если собеседник оказывался продвинутым классицистом, был верный способ. На упоминание в разговоре кодового слова, например. "Паяцы" нужно первой произнести отзыв: "Леонкавалло". И все, у окружающих сложилась иллюзия, что ты с этим произведением знакома. Опять же, если заявить, что предпочитаешь всем исполнительницам Марию Каллас, твое мнение будут уважать и уже никто не сможет проверить.

Чтобы не быть голословной, привожу список своих познаний в классической музыке, используя который, я всю жизнь довольно ловко произвожу впечатление "всякого культурного человека".
Моцарт написал оперу "Волшебная флейта" и песенку "Жил-был у бабушки серенький козлик".
Шостакович написал кучу симфоний и песенку "Все мы нацисты, мы из гестапо".
Верди написал "Аиду", "Риголетто", "Травиату" и песенку про пьянство.
Чайковский написал "Евгения Онегина", "Пиковую даму", кучу балетов (номеров у них не было, пришлось запомнить еще несколько названий), песенку "Сидел в диване таракан" и всю музыку в рекламе, про которую нам кажется, что "ведь это что-то известное".

Глинка загнал поляков в болото, Римский-Корсаков загнал в костер Снегурочку, Бородин загнал Князя Игоря в половецкий плен.
Вот, собственно, и весь рецепт.