Из города - в город, от сердца - к сердцу

Елена Савенок
 
Христианский композитор - Вениамин Маркович Крейман
         

  В моем сердце жила тоска и все больше и больше росла тревога в связи с тем, что в последнее время идет стремительное вторжение в церкви  новой, до сего времени не приемлемой в христианстве музыки, музыки с малосодержательным текстом, но с мощным барабанным боем ударников... Мне же хотелось поделиться с моими детьми музыкой и песнями, действительно Боговдохновенными, музыкой, от которой хочется плакать, или радостно благодарить Бога за дар спасения. Музыкой, которая была написана под водительством Духа Святого, когда христиане, такие же люди, как и мы, находились в особой близости с Господом. Так уж устроен человек, создан Богом, что его душа во все дни своей земной жизни испытывает большое влечение к своему Создателю.  А когда рука нашего Творца нежно касается души человека, то она, отвечая на это прикосновение,  рождает прекрасные, «неземные» звуки.
      В ноябре 2002 года побывали у меня в гостях мои друзья,  Люба и Анатолий Герхард, и мы за чашкой чая вспоминали нашу молодость, наши песни и наших композиторов.Между ними было и имя Вениамина Марковича Креймана. Песни, которые Вениамин Маркович посвятил Богу, были широко известны в бывшем Советском Союзе, хотя мало кто знал, кем они были написаны. И так, за чашкой чая  и воспоминаниями у меня дома, а позже в доме Отто Шульц, где присутствовали еще и наши друзья Шкаровские и Иван Пожаренко, появилось желание пригласить Вениамина Марковича в Германию. Не просто пригласить, но и собрать большой русский хор, чтобы можно было исполнять хоровые церковные песнопения, написанные для Божьей славы.
     -  Слава Тебе, Господи, - не раз думала я, - что Ты сотворил человека разумным, и позволил ему изобрести телефон. Потому что он, этот телефон, с ноября 2002 и до конца мая 2003 года служил нам безотказно, соединяя многие города Германии, а также Германию и Америку (Вениамин Маркович проживает в настоящее время в Америке).
Как почтовые голуби, разлетелись письма-приглашения на спевку хора. Как оказалось, не только у меня в сердце жила тоска и росла тревога, потому что уже на первую спевку съехалось около восьмидесяти хористов из более чем двадцати городов Германии. Ехали по 200, 300 и даже 500 км, не просто чтобы встретиться друг с другом, ехали, чтобы усердно потрудиться во славу Господа, ехали, чтобы истинно церковным песнопением поставить заслон шумной и мало похожей на церковную современной музыке.
      И вот в конце марта первая спевка. Как я рада, что моя доченька согласилась «посидеть в сопранах» (1-й женский голос), я же с моими скромными певческими способностями решила просто поприсутствовать и понаблюдать за  работой регентов и хора. Первая спевка состоялась в городе Hille-Eicкhorst и длилась целых семь часов, с коротким перерывом на обед, но если вы подумаете, что я устала „присутствовать“ на этой спевке, то глубоко ошибётесь, потому что это было настолько интересно и захватывающе, а само песнопение так приятно моей душе, что мне просто не хватит слов, что бы это все передать вам.
Рассаживала всех по „местам“ (кто возле кого сидит) Люба Герхард. У неё очень хороший музыкальный слух: все-таки вокалистка, супруга и аккомпаниатор Анатолия Герхарда, руководителя этого сборного русского хора. Коротко представились, кто есть кто, откуда приехали, во время знакомства, да и в течение всего дня царило радостное оживление, все горели желанием трудиться и трудились, безропотно покоряясь регентам и стараясь выполнить все их требрвания. Да и самим регентам пришлось порядком поработать (оказывается, быть регентом совсем непросто, Анатолий не раз вытирал пот со лба).
     Гимн „Разве ты не знаешь?“ попросили дирижировать Вениамина Тимофеевича Петрухина. Я много слышала о нем, но вот увидеться довелось впервые. Немного стесняясь, вышел  и встал перед хором пожилой человек с очень добрыми и ласковыми глазами:
     - Я прошу меня освободить, ведь у нас есть молодые, талантливые, образованные регенты, а мне пора на пенсию, все-таки  уже 67 лет.
Хористы возмущенно зашумели:
     - Ка-ка-я   пен-си-я, Вениамин Тимофеевич? – У христиан пенсионеров не бывает! Регентуйте, мы просим. Вениамин Тимофеевич поднял рукки, и послушный рукам регента хор запел: „Разве ты не слышал, разве ты не знаешь...“ А я сидела и смотрела на этого, уже немолодого, человека, регента с большим многолетним стажем работы на ниве Божьей. Поражала его способность четко и ясно требовать от хора послушания, хор же, чувствуя уверенные руки мастера, смело пел дальше: „И утомляются юноши, и молодые люди падают, а уповающие на Господа поднимут крылья, как орлы...“- мне же пришли на память замечательные слова, записанные в Библии: „Они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, Твердыня моя, и нет неправды в Нем.“ (Пс. 91:15-16).
     Регенты сменяли друг друга, менялись и произведения, которые разучивал хор. И вот уже впереди перед хором стоит немногословный, но знающий своё дело Леонид Вебер. Хористам не требовалось говорить дважды, они просто смотрели на руки Леонида и послушно выводили: „Когда твой путь земной...“ Время летело стремительно, час пролетал, как будто это было несколько минут... - „Пойте Господу, славьте память святыни Его...“ дружно пел хор под руководством Петра Паца... и так, незаметно, день пришел к концу. Разъезжались счастливые, с надежной на новую встречу.
     Вторая спевка была в городе Lemgo в начале мая, она длилась ни много, ни мало, а целых пять часов. Хор увеличился, добавилось хористов, прошел слух, что приезжает Крейман и нашлись многие, которые изъявили желание присоединиться к хору. На второй спевке царила та же удивительная сердечная обстановка, без всякого зазнайства, кто и как поет. Я наблюдала на первой и второй спевке), как просто были „избраны“ солисты. Люба Герхард, „мамуля“, как ласково прозвали хористы Любу, прислушивалась и предлагала петь тому или другому певцу, никто не отказывался, за исключением Ларисы Ледер, но у неё была настолько уважительная причина, что хористы шутили: «Как бы нам не пришлось выбирать имя будущему малышу Ларисы на спевке». Забегая вперед, скажу, что Лариса выручила хор в городе  Bramsche, когда оказалось, что некому было петь соло.
     Приближалась вторая половина мая, на которую был назначен приезд Вениамина Марковича Креймана с супругой Верой Федоровной (оплату проезда взяло на себя издательство „Titel“). Мы все очень волновались, много молились за устройство и ход назначенных Богослужений. Предстояло побывать в десяти городах Германии. Анатолий Герхард рассказывал, как произошло первое знакомство Вениамина Марковича с хором:
- Хористы собрались раньше назначенного для Богослужения времени, чтобы провести небольшую распевку, да и хотелось  дать возможность Вениамину Марковичу попробовать дирижировать хором. Вениамин  Маркович, войдя в зал, пораженно замер.
- Это хор?.. Это хор... Вот это хор! – Удивление сменилось радостью, и его уставшие, много повидавшие глаза ожили, засветились большой любовью к Господу, за оказанную  возможность увидеть пущенный им по водам хлеб.
И вот наступило 18 мая, воскресенье. Встречаемся на одном из съездов автобана и, как было запланировано,мы с дочерью пересаживаемся в машину к Шкаровским, и трогаемся в путь в направлении города К;ln. Шкаровские, – о них можно было бы писать целую отдельную статью. - Едем на двух машинах, мы «старики» едем на небольшом ,бусике, за рулем папа-Шкаровский, его супруга Елена, мать многочисленного семейства сидит рядом, с нами едут ещё их девочки и моя доченька. Ребята, их сыновья, едут на второй машине, позади нас. В обеих машинах идет интенсивная распевка, поют все, и, конечно, запевают «Креймановские» гимны. Папа Николай не выдерживает:
- Выбирайте, пожалуйста, другие псалмы, где вы можете петь без меня (у него хороший бас), мне же, в конце концов, надо смотреть и на дорогу.
 
     И вот, наконец, К;ln. Подъезжаем к зданию церкви, вокруг которого припаркованы машины с номерными знаками разных городов. Перед собранием в подвальном помещении церкви во время распевки успеваю пожать руку Вениамину Марковичу и его супруге. Вениамин Маркович очень волнуется: ему сказали, что на собрании будут присутствовать русские евреи.
Начинается служение с пения широко известного гимна «Христос – надежда христиан». Запевает мужской хор, припев подхватывает весь зал.
Я смотрю на воодушевленные лица поющих, и мне так радостно!  Вениамин Маркович рассказывает о времени написания этого нестареющего гимна, в каждом его слове чувствуется горячая любовь ко Христу. Зал словно возвращается в то далекое прошлое и переживает вместе с Вениамином Марковичем те события. «Отче наш Бог, в небесах обитающий», - поет хор молитвенный гимн, весь зал встаёт и в молчаливом согласии присоединяется к словам гимна. «Оку не зримый, но зримый сердцами...» – о, как чувствуется присутствие самого Господа Бога в эти минуты!)«Мы принесли Тебе жертву бескровную, нашу молитву в часы покаяния...» - да, Господи!
Вениамин Маркович Крейман – русский еврей, невысокий, худощавый, пожилой человек. Говорят, что глаза – это зеркало души. В Креймане поражают именно глаза – большие, карие, с искоркой, очень живые и искренние.
     - Скажите, - обращается он к залу, - а есть здесь кто-нибудь из моего народа?
Поднимаются несколько рук, на глазах Вениамина Марковича – слезы.
     - «Я хочу быть Твоим, мой Господь дорогой, я хочу в чистоте проводить свои дни. Я хочу каждый день и ночною порой Твоё Имя шептать и лелеять в груди...»- как сливаются слова и музыка, и становятся (музыку написал В. Крейман) одним единым целым – гимном-молитвой. Как созвучна эта молитва, слова которой написал Михаил Жуков, во время написания смертельно больной человек, с моими сердечными желаниями и помышлениями,  да я думаю, и не только моими, но каждого Христианина.
     - «Я хочу быть Твоим, Твоё Имя шептать день и ночь, день и ночь...» – поет Геннадий Энс, лишенный столь обычной для нас возможности видеть окружающий мир. Он слеп, как говорят люди, но имеет замечательные «духовные глаза», которыми он видит Иисуса.
     - Спасибо, Геннадий, ты спел лучше, чем я написал, - говорит взволнованно Вениамин Маркович. 
Хор поет один за другим гимны настолько содержательные, и текст и музыка поражают, кажется, небо опустилось и мы вместе с хором ангелов поем песнь новую, посвященную одному, единственно достойному этой славы – Иисусу Христу!
После собрания быстро обедаем и всей колонной (целая вереница машин) едем в Gummersbach.
И снова собрание, и не час-полтора, а гораздо дольше.
В зале очень много людей, все места заняты и снова звучит гимн: «Христос - надежда христиан». Его поют все.
     - «О, Ты, пространством бесконечный, живой в движенье вещества, теченьем времени предвечный, без лиц в трех лицах Божества...» - поет хор, дирижирует Вениамин Маркович.  И я, в который раз, поражаюсь силе его духа (Духа Христова), который обитает в этом худощавом и невысоком на вид человеке. Удивительна история написания этого гимна, зал с большим интересом слушает рассказ Вениамина Марковича:
-     Ода Державина «Бог» попала мне в руки благодаря моему дяде, Соломону Львовичу, в 1964 году. В это время Хрущев собирался показать по телевизору последнего верующего. Прочитав «Оду», я ощутил особый подъём вдохновения, как будто мой единомышленник, неожиданно прорвавшись сквозь строй хулителей веры, обнял меня и поднял на высоты гор Божьих. И вот однажды во время рабочего дня мне совершенно неожиданно и ясно послышалась музыка, зазвучало начало «Оды»: «О, Ты, пространством бесконечный...». Это был подарок свыше, я быстро начертил на листе бумаги нотный стан и постепенно записал всё, вслушиваясь в себя. Работа над «Одой» продолжалась целый год.
Слава тебе, Господи, что Ты использовал двух  людей: поэта Державина и музыканта Креймана, чтобы рассказать нам о Себе.
-   
     «Свеча горит, горит. В своем горенье тает,
      Потом настанет миг - и догорит, и догорит.
      И я горю, о том мой разум знает,
      Что прошлое никто, никто не возвратит...»
Зал замер, как будто каждый присутствующий в нем человек погрузился в себя, взвешивая свою жизнь. Смотрю на Вениамина Марковича. Он закрыл глаза и полностью «ушел» в себя, в свои воспоминания, - ведь он посвятил этот гимн  своему отцу, ныне находящемуся в вечности. Этот гимн, слова которого написал христианский поэт В. Северин, а музыку В. Крейман, исполнил молодой Стас Черенков, обладающий по милости Господа и для Его славы прекрасным голосом. – Как много талантов раздал Господь своим детям!

Вдруг как будто повеяло на нас теплом  и сердечной простотой русского народа, вспомнилась жизнь в деревне и в городах средней России – это Вениамин Маркович запел гимн на волжском диалекте:
«Идет странник, напевая про далекую страну,
Идет к  Господу, взывая: скоро ль я к Тебе приду...»
-    Помню мое детство, нашу деревню и старичка-странника с котомкой на спине, напевающего песню - рассказывает Вениамин Маркович. - В этом гимне мы с этим старичком-странником соавторы: что-то от меня, а что-то от него.
   
Закончилось собрание, но так не хотелось расходиться по домам.
-    Пойте еще, - просили присутствующие в зале люди. Хорошо бы продлить общение, но, к сожалению, мы еще не в вечности: заканчивался воскресный день, и многим хористам еще предстоял долгий путь к своему дому. Насытившись духовным хлебом, хористы спустились в столовую, чтобы напитать свою плоть. Дружно стучали вилки о тарелки, пустели большие чашки с салатом и сосисками, которые приготовили  гостеприимные хозяева. И был  среди нас один  человек, которого мы (хористы и я в том числе) очень любим, это наш дорогой брат Отто Шульц, и он был в этот день именинником! Наш неунывающий христианин, как я частенько его называю, и это в его-то положении!  Извините меня, но я позволю себе заметить, что не многим из нас понравилось бы сидеть многие годы в инвалидной коляске.
И вдруг наш дорогой брат Отто оказался в воздухе! Это двое крепких братьев-хористов подняли его вместе с инвалидной коляской, а весь хор во все голоса дружно пел ему песню, поздравляя его с 65-летием.
Домой ехали счастливые, хотя и уставшие.  Отдохнули два дня и вновь встретились в  Bramsche,  во вторник, 20 мая. К сожалению, не все смогли приехать – рабочий день. Но Господь снова обильно благословил, хор пел дружно и стройно, все старались послужить.
     - Как я рад, что в хоре много молодежи (возраст хористов был от 14 лет до 67!), - сказал Вениамин Маркович. - Мы, старшее поколение, должны передать нашим детям нашу веру в Господа Иисуса Христа. Как передать? - В  песнях, молитвах, свидетельствах. Мы должны передать им нашу любовь к Богу.
Если внимательно слушать гимны, которые написал Вениамин Маркович, то можно уловить в них некоторую последовательность: „Ода Бог“ – объясняет слушателю  саму сущность Господа Бога и показывает Его как нашего Творца. А в  гимне „Отче наш, Бог, в небесах обитающий“ встаёт картина нашего возвращения к Богу, наше покаяние. Очень интересен замысел гимна „Когда твой путь земной“:
     - Однажды, размышляя, что предстоит мне в будущем, мне вдруг на мгновение представилась узкая дорога, почти тропинка. Она терялась за горизонтом, сливаясь с небом, - рассказывал Вениамин Маркович, – руки невольно легли на клавиатуру, и все увиденное вылилось в мотив со словами: «И я пойду Твоим путем навстречу жизни в вечном свете».
Да, Господи, у нас у каждого своя дорога, у кого-то легче, у кого-то тяжелее.
Нелегко было Вениамину Марковичу писать эти гимны, на это уходили годы, и все пережитое слышалось в песнях.
     - „Пусть ваш голос звучит всё шире, каждый день, каждый час. Чтоб на всех континентах мира люди слышали вас. Не умолкайте, не умолкайте людям всем вечное, вечное евангелие возвещайте, возвещайте“ – поет Вениамин Маркович, а мне слышится голос Иисуса Христа: „Идите и научите“. „О, просите у Бога силы этот труд совершать“ – да, Господи, без Тебя мы не можем ничего.
      - Как слово Божие рассматривает хвалу Господу?- между тем продолжал свою речь Вениамин Маркович.- Хвала Господу – это не просто так, смотрите, в слове Божием написано так: „ Принесите в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои", это написано в 49-м Псалме и дальше: „Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие“.   Молитва, песнопение, славословие приравниваются к жертве. Какое же требование предъявляет Господь к жертве? Хористы, я особенно хочу, чтобы вы слушали.С вашего разрешения я прочитаю, книга Левит, 22 глава с 19 стиха, это написано израильскому народу, но для нас это образы: „...Чтобы приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока...“, и  с 20-го стиха: «...никакого животного, на котором есть порок, не приносите; ибо это не принесет вам благоволения», и особенно 22-й стих:
«Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу».
- Паршивого... Как мне «нравится» это слово. Слышите, такого не приносите, и не возлагайте на жертвенник Господу. Если хвала Господу приравнивается к жертве, то к ней предъявляются и все требования непорочности. И я думаю, это должно быть самое лучшее – чистое сердце, хотя бы малую веру, чтобы мы могли угодить Господу. Не угождайте людям! Хористы, вы слышите, да? Думайте о том, что поёте! Однажды я проводил спевку с одним хором и заметил, что что-то не то. Я остановил пение и спросил: «Вы думаете, о чем вы поёте?», и представляете, никто не думал о сущности слов, которые они пели! Это нехорошо, это уже паршивость... Думайте, о чем вы поете, угождайте Господу! Очищайте свое сердце, чтобы нам узреть Господа. И воздавайте хвалу  Богу. Ну, а вас, дорогие хористы,  благодарю за все теплые слова, но если бы не Господь, не было бы всех этих песен. «Бить меня – сильно не бейте», помните, что я только человек, поэтому и не хвалите сильно.
Я слышала, как переговаривались потом между собой хористы:
- Слово паршивость ему «нравится», да... Песнопение – это не просто так, - и каждый старался проверить своё сердце.
А потом было 23 мая, Богослужение в городе В;nde, где Вениамин Маркович обращался к молодёжи:
     - Молодежь, вы слышите, там, на балконе, не бойтесь говорить, что вы произошли не от гориллы, а что вас создал Господь. Не слушайте учителей в школе, они не знают истины, а мы с вами знаем, нам это открыл Сам Господь Бог. Ну, а выгонят вас из школы, поедете миссионерами в Россию!
«Пойте Господу, славьте память святыни Его...» - этот псалом как бы продолжает ту невидимую нить, в которую «выстроились» гимны, написанные Вениамином Марковичем. Гимн, слова которого так подходят  всем нам: «И я говорил в благоденствии своем: «не поколеблюсь вовек», но Ты сокрыл лицо Своё и я смутился...». Как нам, людям, свойственно превозноситься. Но стоит Господу сокрыть лицо Своё, и мы в полнейшем унынии: «Скорее, скорее приблизься ко мне, тоскует душа от Тебя вдалеке» – скажите, кто из нас не переживал подобного состояния?
И, словно продолжая эту невидимую нить, хор поёт «Перед Тобой сердца и лица, Господь, открыты, как кристалл, и я во храме помолиться Твоим велением предстал, не как в молитве фарисея я душу Богу возношу, но к небу взор поднять не смея, Тебя о милости прошу...» - мое сердце поет вместе с хором. Милость Господа, только ею мы живем и дышим, мы, такие порой непослушные, самоуверенные. А на самом деле – такие слабые.
Время пролетело незаметно и мы снова разъехались по домам, чтобы на следующий день, в субботу, 24 мая, опять встретиться, но уже в другом городе – Porta-Westfalika. Хористы в полном составе, съехались все. И снова звучит гимн «Христос – надежда христиан...», и снова хористы готовы служить.
- «Когда родился Ты, тогда на небе вспыхнула звезда Твоя, мой Иисус, над грешным миром. О, Иисус, моя звезда, Ты светишь в мире мне всегда. Я за Тобой хочу идти, чтобы до вечности дойти. Ты мне свети. Ты мне свети...» - поют Шкаровские (три брата и три сестры). Я с радостью смотрю на них: как же приятно, что в этом сборном русском хоре вместе с родителями поют их дети, поют содержательные церковные гимны. С радостью замечаю поющим  и славящим Господа сына моих друзей. Когда родители пригласили его  принять участие в этом хоре, он отказался, сказав, что не очень хочется петь со «стариками», но, побывав на одном из Богослужений,  где пел хор, и дирижировал Вениамин Маркович, «загорелся» – попросил ноты, и вот теперь на одного хориста стало больше.Слава Тебе, Господи, это можешь делать только Ты! Идет собрание, в который раз я слушаю хор и Вениамина Марковича, но не надоедает! Каждый раз душа поёт вместе с хором.
Зал переполнен,  люди сидят очень плотно, даже в фойе до самых дверей стоят стулья.
     «Ужель я тварь слепого рока, ужели случая я сын? – это Вениамин Тимофеевич Петрухин читает поэму «Слепой случай». Читает настолько проникновенно, что в зале стоит звенящая тишина. Я еще не слышала, чтобы так читали стихи,
за исключением Родиона Березового, кажется, что действительно слепой человек ведет с нами диалог.
И снова слышу голос Вениамина Марковича Креймана, обращающегося к молодежи, он призывает их с чистым сердцем служить Господу. После собрания Вениамин Маркович, как всегда, окружен  людьми, очень много молодежи, я смотрю на него, он тоже как-то подтянулся, помолодел. Слава Тебе, Господи, разбуди еще многие сердца, а особенно молодые, ведь молодежи так трудно в нашем развращенном мире.
На утреннем воскресном собрании в Lemgo, 25 мая, мест не хватило, многим пришлось спуститься в подвальное помещение церкви, чтобы хоть как то поприсутствовать на этом Богослужении.         
Гимн «Разве ты не знаешь?» хор поёт особенно вдохновенно – это как бы разговор Бога с душой человека, и опять продолжается невидимая нить, связывающая гимны Вениамина Марковича: после просьбы о милости (гимн «Будь милостив») звучат замечательные слова утешения: «Он даёт утомленному силу и изнемогшему дарует крепость...». Стоит нам братиться к нашему Создателю: «О, подними глаза на небо, на высоту небес ты посмотри, ведь Тот, кем это сотворёно, непостижим и в силе и в любви...» – как любит нас Господь! Дирижирует Вениамин Тимофеевич Петрухин, а я смотрю на аккомпаниатора Катарину Никкель, которая не отрывает своего взгляда от  рук – только смотрит она не на свои, а на руки регента.Гимн «Разве ты не знаешь?» такое сложное произведение, а Катарина даже и не заглядывает в ноты, и я понимаю – годы совместного труда на ниве Божьей с Вениамином Тимофеевичем и хором научили её многому.
      «В далеком детстве однажды мама,
      Меня на собранье с собой привела.
      Христос зажег в сердце веры пламя,
      Так церковь себе сына здесь обрела...» -  поет Вениамин Маркович  Крейман, а  я с сожалением сознанию, что нам остались несколько часов
общения и наши пути опять разойдутся, и опять между нами будет океан.
После обеда, приготовленного  для нас умелыми поварами церкви города Lemgo, едем  в Bielefeld. И опять целая вереница машин. Вообще-то это не запланированное Богослужение, но наши хористы с Bielefeld-а  очень попросили провести Богослужение и в их городе. И, как всегда, зал переполнен.
     «Умолкните предо мной, острова, говорит Господь...» - зал замер, а я мысленно представляю нашу круглую землю и нас, живущих на ней. «Увидим Его, как Он есть...» – самое сокровенное желание каждого христианина. «Вот Тот, на которого мы уповали...» – да, да, восклицает моя душа: Он, Он – смысл нашей жизни здесь на земле, наше упование!
«О, час желанной встречи с Иисусом в небесах...»,- поет соло Олечка Исаак. А я благодарю Бога, что её прекрасный голос и голоса всех наших дорогих солистов, хористов звучат в церкви, а не с какой-нибудь концертной сцены.Голос для Господа – это же прекрасно, это же не просто хорошо, это очень хорошо!
В заключение звучит гимн «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится...», – какие замечательные слова, и я как будто чувствую любящую руку нашего Спасителя.
Ну, вот и все... Все? – нет, было еще одно замечательное событие, свидетелем которого я стала – это прощание хористов с Вениамином Марковичем и Верой Федоровной Крейман: Объятия, слезы... и песни.
- Я хочу сказать вам, - обращается молодой 17-летний хорист к Вениамину Марковичу, - что мне очень понравилось такое пение, до свидания, приезжайте еще.
- А как тебя зовут?
- Женя, я сын Лены Нойфельд, она тоже пела в хоре... - и снова объятия, и слезы в глазах Вениамина Марковича.
И вот уже опустел молитвенный дом, и мы стоим во дворе, и никак не можем расстаться.
- Пишите для нас псалмы, для молодежи, - обращается к Вениамину Марковичу Лариса Шкаровская, - мы будем петь их. Нам бы целый сборник молодежных песен, обещаете, да?
- Хорошо, Лора, я постараюсь, только это непросто.
А мне так грустно. Я знаю, что уже два года назад земные врачи поставили Вениамину Марковичу смертельный диагноз. Но наш любящий Господь взял его бережно в Свои руки и понес! Я видела Вениамина Марковича и после Богослужений, когда все уже расходились и он устало опускался где-нибудь в уголочке на стул, чтобы отдохнуть. Неси его и дальше, Господи, мысленно прошу я, он так еще нужен нам: столько песен еще не спето и не дописано им.
Слава Тебе, Господи, что Ты оставил нам надежду встречи! Мое сердце повторяет слова Анатолия Герхарда, руководителя этого благословенного хора:
- Однажды мы снова все с вами встретимся, и будем петь в одном огромном хоре, а нашим дирижером будет Иисус Христос! Да, так будет!               
Германия,
26.06.2003