О гендерных проекциях

Ольга Ермакова-Хмель
Гендерные стереотипы закладываются в процессе воспитания, и играют важную роль в осознании ребенком себя, как представителя определенного пола. Так мальчик узнает, что у него будто бы есть стремление "защищать" слабых, а не "травить" их. Что он дерется, потому что "отважен", а не потому, что не в состоянии пережить никакой критики, и, будь он в силах, вел бы себя «отважно» с учителями и родителями. Задача последних – социализировать его – то есть научить выражать мнимую покорность перед высокостатусным критиком. Полученные при этом агрессивные эмоции мальчик отыгрывает сразу же (на животных, девочках, низкостатусных сверстниках, низкостатусных родственниках, символически – на предметах, анонимно – посредством сетевого хамства). Как правило, те же люди, что требовали от ребенка выражений «социализации», снисходительно-попустительски относятся к отыгрыванию, считая его вариантом развития «отваги» и прочих красиво названных «достоинств».
Однако, загвоздка в том, что мальчик не сводится к набору качеств, приемлемых для Настоящего Мальчика (это такая иллюзорная фигура, которой нужно притворяться, чтобы похвалили). Например, пострадал мальчик от «отваги» папы, заревел и вышел за пределы Настоящести. А надо там остаться, иначе критика усилится. Поэтому что мальчик делает? Приписывает свою способность разреветься тем, кого он считает статусно ниже себя – малышу или девочке. И начинает критиковать (оставлю именно это слово, хотя синонимов много) их за плаксивость. И чем больше он критикует их за плаксивость, тем «как бы» меньше он сам ревел.
Можно сказать – чего придираетесь к ребенку, он же вырастет. Да, вырастет. Только проекция как способ защиты останется у него в арсенале основных. Вспомним расхожие мифы о «невероятной жестокости женщин», о «невероятной хвастливости женщин», о «невероятной болтливости женщин» или, еще показательнее, о «невероятной блудливости женщин». И мужчины будут потом успокаивать себя проекциями, приписывая свои непереносимые качества женщинам.
В это время девочке терпеливо (при помощи веревочной петли и палки) поясняли, что она пришла в этот мир для того, чтобы стать (по стадиям преэдипального, эдипального и потсэдипального развития) сначала – маминой помощницей, потом – папиной помощницей, а потом уже – мужниной помощницей. А основное свойство помощницы, если кто сомневается – в том, чтобы помогать, а не в том, чтобы думать, хотеть, первенствовать или там … командовать. Поэтому девочка тоже быстро соображает, как использовать проективный механизм. И рождается другая серия мифов – о «невероятной добычливости мужчин», о «невероятном творческом потенциале мужчин», о «невероятной изобретательности мужчин» и о космически «невероятном интеллекте мужчин». Потому что Настоящая Женщина не может позволить себе быть ни более добычливой, ни более творческой, ни более умной, ни более изобретательной, чем мужчина (даже и Ненастоящий). Не полагаецца.
Вернувшись к стереотипам: тут-то мы с вами начинаем понимать, что стереотип, это – проекция коллективная, переносящая на противоположный пол все, в чем нежелательно сознаваться собственному полу.
Только мужчины не признаются себе в «нехороших излишествах», а женщины проецируют на мужчин свои собственные лучшие качества.