Лоскутки-17 Встреча в Константиново

Людмила Дербина
                Несказанное, синее, нежное,
                тих мой край после бурь, после гроз,
                и душа моя - поле безбрежное
                дышит запахом мёда и роз...
Ранним утром 28 июня 1978 года я еду в автобусе из Рязани в село Константиново. За окном рязанские просторы, приокские дали, а вот и село Константиново с уже асфальтированной главной улицей. Душа давно рвалась увидеть " низкий дом с голубыми ставнями", где когда - то у простой крестьянки родилось дитя поцелованное Богом в самое темечко. А вот и домик с тремя окошками на фасаде с уже процветшей сиренью под окном. Пусть не в его стенах прозвучал первый младенческий крик вроде бы обычного дитяти, а в старом, прадедовском, который по причине ветхости и разобрали в 1909 году. Но этот, новый один к одному похожий на тот, старый, где
                мать с ухватами не сладится,
                нагибается низкО.
                Старый кот к махотке крадется
                на парное молоко.
А вот и дом Лидии Ивановны Кашиной (Анны Снегиной). В нём литературный Музей великого русского поэта Сергея Есенина.
                Дом с мезонином
                немного присел на фасад.
                Волнующе пахнет жасмином
                плетнёвый его палисад...
                Когда-то у той вон калитки
                мне было шестнадцать лет
                и девушка в белой накидке
                сказала мне ласково:" Нет!"
Я вхожу в этот дом, затаив дыхание. Любимое лицо поэта на многих фотографиях смотрит со стен.Старинная мебель в комнатах. На витрине под стеклом несколько прижизненных изданий поэта, рукописные листки стихов  с округлым есенинским почерком. В глаза бросается огромный чёрный цилиндр, водружённый на верх обычного двухстворчатого шкафа. Неужели тот самый?!
                Я хожу в цилиндре не для женщин-
                в глупой страсти сердце жить не в силе,-
                в нём удобней, грусть свою уменьшив,
                золото овса давать кобыле.

Я покидаю музей с чувством грусти,как будто простилась с дорогим и очень близким другом.
Не знаю, не помню кто мне сказал, что здесь, в Константиново в настоящее время живёт сестра Сергея Есенина Александра Александровна со своей дочерью Светланой. Мне показали её дом. Со мной что-то случилось. Но это же немыслимо, что я сейчас могу увидеть родную, единоутробную, такую любимую братом, воспетую им сестру Шуру, Шурочку!Робость, ком в горле, слёзы и какая-то отвага, похожая на дерзость, одновременно. Немедленное решение- подойти к дому, тихонько постучаться в калитку, а дальше не знаю - может, упаду на колени, когда увижу ЕЁ...И вот я уже перед домом, что отстоит через дорогу наискосок от родного, с мемориальной доской:" ЗДЕСЬ РОДИЛСЯ И ЖИЛ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895 - 1925).Этот дом на много крупнее и по фасаду разделён стеной на две одинаковые половины. Не помню, постучалась ли я или как-то ещё дала о себе знать, стоя у калитки, только увидела, что мне навстречу быстро идёт молодая белокурая женщина. Я поняла, что это Светлана. Я не помню слов приветствия, только помню её вопрос:" Вы ведь к маме?", и мы уже поднимаемся по ступенькам на крылечко и сразу входим в просторную комнату.На стуле у большого продолговатого стола сидела маленькая пожилая женщина. Вглядываясь в меня, незнакомую вошедшую, она приветливо улыбалась. Это была Александра Александровна. Мне сразу стало спокойно. На колени я не упала, а где-то минуты через две уже сидела напротив Александры Александровны, почти не веря своим глазам, что вижу перед собой ту самую отроковицу Шурочку, воспетую великим братом.
                Запоёшь ты, а мне любимо,
                исцеляй меня детским сном.
                Отгорела ли наша рябина,
                осыпаясь под белым окном?
В 1956 году ещё будучи студенткой-первокурсницей Ленинградского библиотечного института, когда мне впервые попался в руки сборник есенинских стихов, и я обливалась слезами от муки и счастья  читать его дивные строки, тогда и узнала, что его мать Татьяна Фёдоровна умерла всего лишь год назад. Это было моё личное горе. Я могла бы, но не успела поклониться матери Сергея Есенина.
Что говорить! Когда я ехала в Константиново, я и предположить не могла о возможности такой встречи. О настоящей жизни родственников Есенина, о судьбе сестёр, детей имела весьма смутное представление. И вот... После первых обычных при знакомстве фраз как-то само собой у нас с Александрой Александровной завязалась беседа. Я спросила про дом, отчего он так разделён стеной на две одинаковые половины.
-Та половина Кати. Сестры в прошлом году не стало.
Конечно, было известно, что муж Екатерины Есениной поэт Василий Наседкин был расстрелян в 1937 году, как антисоветчик.Но что самой Екатерине пришлось испытать, как жене " врага народа", одному Богу известно. Выслали из Москвы, тянула двоих детей, перебивалась ничтожными заработками, унижали, как сестру запрещённого поэта.
-Раньше Земля была красивая,-задумчиво говорила Александра Александровна. - А теперь даже в нашем селе асфапьтом  улицу залили, живую тёплую землю закрыли. Я перевела разговор  на тему о литературном Музее в доме помещицы Лидии Кашиной.
- Там почти нет личных вещей брата.
- А как же цилиндр?!
Александра Александровна рассмеялась.
- Не знаю откуда они его приволокли. Этот цилиндр только на лошадиную голову надевать.
Разговорились о приезжающих в Константиново поклонниках творчества Есенина.
- Приезжает много. Заходят ко мне. Интересуются. Люди самые разные. Многие приезжают издалека.
- Я вот тоже издалека, аж из Архангельской губернии. Сегодня совсем одна была в Музее.
-Да, выпадают и такие дни. Я так и рада. Не люблю суматохи. А вообще бывают удивительные случаи.Однажды просыпаюсь утром, выхожу на крыльцо. Всё крыльцо завалено васильками. Постарался кто-то из поклонников.
  У меня немедленно всплыли есенинские строчки, посвящённые сестре Шуре.
                Ты моё васильковое слово.
                Я навеки люблю тебя...
Но тут же  ужаснулась себе - какая же я дубина! Не сорвала ни ромашки, ни василёчка! Пришедшая с огорода Светлана слышала рассказ матери про крыльцо, заваленное васильками.
- Да, было такое дело, но чаще происходит другое. Многим любопытствующим интересно посмотреть на сестру Есенина, как на диковинную обезьянку.Это теперь мамочка стала старенькая, вся в морщинках, а была красивая, с тонкой талией. Её долго за девушку принимали.
  Светлана снова засобиралась на огород:- Пойду ещё ненадолго. Сорняков полно.
Я вся какая-то потерянная за свою неуклюжесть робко предложила Светлане:
-Светлана, давайте я помогу Вам на огороде.
- Ой, нет! Что Вы! Разговаривайте с мамой. Я поняла, что ей интересно с Вами.
Я не настаивала, и мы продолжали снова беседовать с Александрой Александровной.И как-то странно эта старенькая женщина в простом ситцевом платье, с отроческих лет прожившая в Москве, напоминала мне нашу хуторскую соседку Марью Александровну, вековечную крестьянку, колхозницу, усталую от трудов.Всё детство с 3-х до 16-ти лет я провела на лесном вологодском хуторе. Я тоже жила жизнью этих безответных тружениц. И вот, я смотрела сейчас на  родную, как будто пришедшую из моего детства такую же великую труженицу, и моё сердце переполняла нежность.
Прибежал Ванечка, сын Светланы, красивый кудрявый мальчик лет 12-ти. Катался на велосипеде. Вскоре пришла и Светлана.
- Давайте обедать. Уж скоро не только обедать, ужинать пора!
Я поднялась.
- Людмила, обедать с нами!
-Нет,нет! Я и так задержалась у вас, утомила Александру Александровну. Спасибо огромное!
-Подождите,- сказала мне Александра Александровна, у меня для Вас есть кое-что.
Из другой комнаты она вынесла большого формата книгу. Вот и сейчас, спустя 37 лет с лишним я держу её в руках. Это " Песни, романсы и хоры на стихи СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА в сопровождении фортепиано, баяна и без сопровождения." с дарственной надписью " Люде Дербиной на добрую память о Константинове с уважением А. Есенина. 28.VI.1978 г.
PS Александра Александровна Есенина скончалась почти через три года после моего посещения Константиново 1 июня 1981 года.
Светлана Петровна Ильина - Есенина скончалась 6 сентября 2010 года.               
Митрофанов Иван Олегович, сын Светланы, скончался 31 мая 2006года, неполных 40 лет.
Похоронены на Ваганьковском кладбище.