Возвращение

Басов Дмитрий
Глава 1. День первый

Наконец, тьма рассеялась, мир прогрузился, и я очутился в самом центре просторного прямоугольного помещения, похожего на зал средневековой крепости или мрачноватого готического замка. Веяло древностью и запустением. Свод, теряющийся в темноте, стены из булыжника – старого, местами замшелого, на полу – утоптанный гравий. Никакой мебели, украшений… И – ни души.

Неизвестно было чего ожидать и следует ли уже кого-то бояться, поэтому нервы звенели, словно перетянутые струны.

Не двигаясь с места, я ещё раз осмотрелся. Широченные каменные лестницы по сторонам уходили куда-то на верхние этажи, а прямо впереди сквозь анфиладу залов виднелась арка, ведущая, по всей видимости, на улицу. Настороженно оглядываясь и прислушиваясь, я прокрался к выходу и выглянул наружу.

Стояла ночь, вернее раннее утро: немигающие звёзды уже начинали блекнуть в светлеющем небе.

От арки начиналась ровная прямая дорога. Красная?! Прям ковровая дорожка для знаменитостей! По обеим сторонам улицы – штакетник, неухоженные заросшие высокой травой газоны, яркие фонари странной кубической формы. Тонкие деревца, высаженные в правильном порядке, аккуратно подстрижены. Сквозь буйную зелень проглядывают невысокие здания. По-прежнему нигде не видно ни одного живого существа.

Я чуть поднял глаза и вздрогнул: над городком возвышалась исполинская чёрная фигура: длинные тонкие ноги и руки, огромная квадратная голова и жуткие фиолетовые глаза. Я отпрянул к арке, но тут же сообразил: это просто статуя! Размер её поражал – с десятиэтажный дом, не меньше.

Архитектура, мля!.. – меня аж передёрнуло. Угораздило ж кого-то такого уродца соорудить!

И тут мой взгляд упал на собственные руки… О-о-о! Это были не руки, а здоровенные лапы с могучими квадратными бицухами и заскорузлыми огромными кулачищами. «Фига се, громила!» – подумал я и оглядел себя с ног до головы, насколько это было возможно в отсутствие зеркал.

В принципе, я был похож на человека. Но скорее – на какого-то гнома, коренастого и мощного. На мне была голубоватая футболка с короткими рукавами и тёмно-синие треники; серые носки на босу ногу завершали незамысловатый гардероб.

Припомнив кратенькую инструкцию по управлению, я вызвал информационный интерфейс.

Так… Индикатор здоровья, индикатор защиты, индикатор голода… Всё. Да уж, минималистично. Уровень защиты на нуле, но больше напрягает то, что и здесь можно будет проголодаться. Значит, придётся постоянно искать чего-нить пожрать – лишняя морока (необходимость заботиться о пропитании всегда представлялась мне досадной нерациональной потерей драгоценного времени). И насчёт оружия надо бы подумать...

Пудовые кулаки внушали некоторую надежду, но с какой-нибудь дубиной было бы гораздо спокойнее. Я вернулся в первый зал и попробовал отломить деревянную балясину от перил, ограждавших ближайшую лестницу. Перед глазами внезапно появилась надпись:

<Сервер>: Вы не можете здесь это делать!

Угу. Здесь – никак, но, значит, в другом месте, возможно, получится! Мысль о том, что я где-нибудь смогу отламывать перила от лестниц, немножко согревала.
Мир всё так же звенел тишиной и казался покинутым тысячу лет назад. Но люди здесь где-то обитали, причём было их довольно много, это я знал точно.

Собственно, передо мной и стояла задача попытаться спасти хотя бы кого-то из них. Впрочем, пока я не был уверен, что смогу спасти даже себя.

Пожалуй, лучше будет подняться повыше, осмотреться оттуда.

Лестница вывела меня на второй этаж, такой же огромный и пустой, а дальше – на крышу здания.

Передо мной развернулся странный мультяшный мир, похожий на детский строительный конструктор: деревья с кубами листвы и квадратными стволами, здания из блоков-кубиков, даже поднимающееся над горизонтом солнце висело ярким слепящим квадратом. Ну и ну! А вроде Ленка говорила, что игра начала двадцать первого века…

С одной стороны замка располагался небольшой посёлок, который я уже видел, с другой – плескалось море, или, может быть, озеро; к причалу был пришвартован огромный великолепный парусник, выстроенный всё из тех же деревянных кубов. Интересно, на нём можно выйти в океан? Жаль, сейчас не до того...

Время бежало, нужно было что-то предпринимать. Для начала я решил прогуляться по городку. Опасности вроде бы никакой не обнаруживалось, и я слегка расслабился. Спустившись на красную дорожку-аллею, я направился к ближайшему зданию.

Внушительные каменные блоки, деревянные вставки. Сквозь стеклянный фасад внутри виднеются прилавки, таблички с какими-то надписями. Дверь – нараспашку.

Выяснилось, что это – оружейный магазин. Стены были увешаны образцами оружия в деревянных рамках, надписи сообщали: меч железный, меч алмазный, лук… Я попробовал дёрнуть с витрины шикарный стальной клинок, однако получил всё то же: «вы не можете здесь…». Гадюки!

На противоположной стене размещалась разнообразная броня – шлемы, кирасы, поножи… Когда-то, надо полагать, всё это можно было купить, однако, можно ли провернуть это дело сейчас? Интересно, какая валюта здесь в ходу...

Я задумчиво хмыкнул, ещё раз огляделся. Да… Судя по товарам – мирок здесь совсем небезопасный. Снова по позвоночнику холодной волной пробежало ощущение невидимой и неопределённой угрозы. Прежде чем выйти, я долго внимательно оглядывал улицу через витринное стекло.

Следующий заброшенный магазин оказался продуктовым. Пополнить запасы и здесь не получилось, но, по крайней мере, я посмотрел, чем же тут питаются. Ассортимент неплохой – и жареная картошка, и разное мясцо, и рыбка... Тушёные грибы, фрукты какие-то. Даже тыквенный пирог! Где же всё это добыть? Я мысленно почесал репу и двинулся дальше.

Дорожка привела меня к перекрёстку у подножья чёрной статуи. Внизу – воткнутая в землю жизнеутверждающая табличка: «Большой брат следит за тобой!»
Мило… Я поёжился и свернул направо: неподалёку виднелось странное сооружение, похожее на вереницу больших ворот.

Подойдя ближе, я удивлённо остановился – арки были залиты непрерывно текущей вниз, и при этом никуда не разливающейся жидкостью, похожей на воду. Ворота были сложены из блоков разных видов – одни каменные, другие из песчаника, третьи – деревянные. Я предположил, что это – какая-то архаическая разновидность порталов.

Двести лет прошло с тех пор, как люди стали играть в компьютерные игры, но мало что изменилось. Порталы мгновенного перемещения – заветная мечта человечества, так и не воплощённая в реальной жизни…

Однако лезть незнамо куда по меньшей мере неумно. Вдруг закинет в зловещее опасное место? Да ещё если работает лишь в одну сторону? А здесь уже вроде освоился… Повременим.

Я вернулся к статуе и пошёл в противоположную от порталов сторону. По дороге попались развалины ещё одного портала: чёрно-фиолетовый стекловидный камень неестественно выделялся на фоне яркой летней зелени.

Совсем недалеко начинался лес. Похоже, никакой опасности он не таил, а заблудиться я не боялся – чёрный монстр (Большой Брат!) был виден и за версту.
Лесок оказался небольшим, за ним начинались бескрайние сопки, поросшие клочками травы; местами виднелись какие-то постройки вида хреновых дач. Я подошёл к одной из таких: деревянный сруб-коробка, совсем маленький; выбитые двери, пустые проёмы окон; деревянная крыша – наполовину сломана, или наоборот не достроена. Внутри – пусто.

Впереди показался довольно высокий холм, было бы неплохо оглядеться с его вершины. Карабкаясь по склону, я заметил, что земля стала поддаваться. Я поковырял её, и вдруг здоровый (метр в поперечнике!) и при этом почти невесомый куб земли оказался у меня в руке. О! Я поставил его на место, и он встал обратно как влитой. Занятно. Не набрать ли немного? – авось пригодится.

Земля копалась легко, а добытые блоки удивительным образом оказывались у меня в инвентаре, который я мог видеть через инфо-интерфейс.

Подумалось, что размер инвентаря немаленький, и, учитывая, что блоки складываются по многу штук в каждую ячейку, я, пожалуй, смогу утащить в своём чудесном рюкзачке небольшой железнодорожный состав… Я попрыгал – груз не ощущался. Чудно!

Я немножко увлёкся рытьём земли, и забыл, что хотел осмотреться. Когда, наконец, я оторвался от своего довольно бессмысленного занятия, оказалось, что уже вечереет. Так… Быстренько наверх!

К сожалению, даже с возвышенности как следует осмотреть округу не удалось. Горизонта видно не было – уже на расстоянии нескольких сотен метров мир вокруг скрывался в странном мутноватом мареве. Но – пусть хотя бы так. Солнце садилось, надо полагать, на западе. Получалось, что замок с «большим братом» располагался от меня на северо-запад, призамковый лес – к северу. На юге в зоне видимости – ничего интересного, лишь бесконечные однообразные безлесные холмы, поросшие зелёной травкой и редкими красными и жёлтыми цветочками.

Темнело очень быстро. Да, сутки здесь совсем небольшие. Я призадумался.
Мимолётный день прошёл впустую, еды нет, оружия тоже. Вся добыча – полтора стака земляных кубов (выяснилось, что в каждую ячейку инвентаря можно было впихнуть до шестидесяти четырёх блоков – стак). Гулять по незнакомой местности в темноте – сомнительное занятие. И не стоит забывать про мечи и доспехи! Пожалуй, лучший вариант – вернуться в замок. Там, по крайней мере, будет видно, что происходит вокруг. Я прикинул нужное направление и двинул напрямую через холмы.

Внезапно где-то рядом раздался глухой стон. Я оглянулся, и обмер: подволакивая ноги, в мою сторону ковыляла мерзкая тварь, облезлая и гнилая, в лохмотьях, которые когда-то были одеждой. Нас разделяла уже буквально пара метров. Зомби?!! Размерами он мне не уступал, и неуклонно приближался, вытянув длинные мертвенно-зелёные руки.

Потеряв от неожиданности несколько драгоценных секунд, я врезал по гадкой харе. Хук был хорош, но и в ответ я получил такую плюху, что отлетел на пару метров. О, чёрт! Я разозлился и обрушился на богопротивную тварь священным гневом. Я нанёс ударов двадцать, пока она, наконец, не сдохла насовсем, оставив после себя кусок гнилой плоти.

Схватка не прошла для меня бесследно – раза три я не успел увернуться и выхватил по полной программе. Мельком глянув в инфу, я понял, что здорово рисковал: мертвяк успел снять мне чуть не половину здоровья. Сердечки на индикаторе восстанавливались, но довольно медленно.

Послышалось ещё несколько завывающих голосов. Я, как ужаленный, оглянулся и увидел, что ко мне с разных сторон направляются ещё три или четыре зомбака, причём один из них был закован в блестящие, с виду золотые, доспехи.
Обитель зла, твою маковку! Я понял, что надо валить, и тут же воплотил это решение в жизнь. К счастью, эти полу-трупцы были довольно медлительными, и мне удалось оторваться.

Я мчался к спасительным огням замка, не разбирая дороги, пока не наткнулся на широкую протоку. Вода в сумерках казалась тёмной и маслянистой. А умею ли я плавать?

Но едва я остановился, как мне в спину вонзилась стрела. Я задохнулся от внезапной боли. Проклятье! Я ринулся в речку. К счастью оказалось, что плаваю я неплохо, и даже под водой; правда, воздуху хватало ненадолго.

Выбравшись на другой берег, я сразу же получил ещё одну стрелу – в колено, как водится. Это было мучительно, аж скулить хотелось, однако на способности двигаться раны к счастью не сказались. Обернувшись на бегу, я успел заметить врага – скелета, облачённого в какие-то тёмные доспехи и вооружённого, судя по всему, неплохим луком. К счастью, он оставался на том берегу, расстояние было приличное, и я смог увернуться от очередной стрелы. Я бросился дальше, прыгая из стороны в сторону, как пьяный заяц… И снова упёрся в преграду!

Забор казался совсем невысоким, но как я не пытался, перебраться через него не получалось. Какой-то кошмарный сон, в котором невозможно ни двигаться, ни кричать… А где-то неподалёку уже слышалось знакомое рычание мертвяков. Что делать? Мозг лихорадочно перебирал варианты.

Тут меня осенило: нора! В мгновение ока я вырыл в склоне пещерку глубиной блока три и в рост человека, нырнул туда, развернулся, и заделал за собой проход. Оставалось замереть и надеяться, что эти твари не умеют копать землю.

Через некоторое время я перевёл дыхание. Где-то совсем рядом хрипели зомби, гремели костями скелеты, раздавались ещё какие-то неприятные шелестящие быстрые звуки… – но я вроде бы пока был в безопасности. Я сел, прислонившись к прохладной стене головой, глянул свою инфу.

«Вот, чёрт!» – угрюмо проворчал я себе под нос. Здоровье восстановилось почти полностью, но зато я капитально проголодался. – «Надо полагать, ничем хорошим этот процесс не закончится!»

Увы, что-то предпринять в тот момент я был не в силах, надо было хотя бы дождаться дня. Я устало прикрыл глаза. Вспомнилось начало этой тёмной истории…


Глава 2. Реал. Предыстория

Я размокал в горячей ванне, блаженно потихоньку просыпаясь. Какое изысканное удовольствие – никуда не спешить! На днях я закончил большую работу и теперь собирался пару недель как следует отдохнуть.

Сквозь полудрёму из-за двери донёсся звон коммуникатора.

Японский бог! В такую рань! Ещё нет и полудня! Некоторое время я лениво раздумывал плевать ли мне на звонок или не плевать. Потом врождённое чувство долга выдернуло меня из тёплой водицы и погнало в комнату. На короткое время я даже малодушно усомнился – может, хорош уже потакать этому своему бзику по поводу натуральности, давно бы поставил связной имплант, как большинство нормальных людей и не парился… Но – нет! Мы не ищем лёгких путей… Лужи и мокрые следы босых ног отмечали путь героя.

Прихватив браслет, я вернулся в милую ванну, с шумным бульком погрузился по самые уши, и только потом нажал кнопку связи. Картинку я не включал, но голос, раздавшийся в клипсах, сразу узнал, хотя не слышал довольно давно: сестрёнка (немножко про Ленку: она младше меня на пять лет, но вся из себя деловая колбаса и работает аж в департаменте сетевого контроля, инспектором).

- Димка, здорова-а-а! Ты как?

- Я сплю…

- Сдурел ты – спать посреди ночи?

Какой, нафиг, ночи? Я непонимающе глянул на браслет. Одиннадцать-двадцать.

- Мать, ты бредишь? Какой ночи? И это... А когда спать-то, как ни ночью?

- Ага, – удовлетворённо произнесла сестра. – Значит соображаешь. Ну и?

- Что ну и?

- То-то же!

Охренительно содержательный разговор окончательно вывел меня из состояния полусна.

- Ладно, ладно, сдаюсь! Чё?

- Ты слышал что-нибудь про «майнкрафт»?

Я не слышал. Ленка принялась рассказывать.

В последние полгода Интерпол отметил рост загадочных самоубийств, совершённых с помощью капсул виртуальной реальности. Люди погружались в мир иллюзий и – не возвращались, умирая от обезвоживания и истощения. Как правило это были одинокие молодые люди, которых некому было вовремя отключить от сети и вытащить на свет божий. Впрочем, дело было точно не в возрасте.

Такое изредка случалось и раньше – подключение устройств ВР напрямую к мозгу посредством фокусированных электромагнитных полей имеет определённые риски. Конечно, любое ВР-устройство на случай, если человек «задерживается» в вымышленном мире дольше нескольких часов, передаёт ему «туда» несколько соответствующих оповещений, а затем – отправляет стандартную команду на принудительный выход. Но если человек собрался уйти навсегда – разве его что-то остановит?

Однако сейчас происходило нечто странное. Во-первых, рост числа смертей был небывалым. Во-вторых – никто из погибших не оставил предсмертных записок, никто не пытался заранее деактивировать систему контроля времени или отключить оповещения.

Вскоре выяснилось, что примерно в то же время нейрологическими отделениями клиник отмечен рост пациентов, впавших в кому после того, как их пытались вернуть из виртуальной реальности спохватившиеся друзья и родственники. Мозг оставался замкнут на воображаемый мир, и как «пробудить» человека, было не очень ясно. Какие-то усилия врачи, конечно, предпринимали, но чужие мозги – как известно – потёмки, а экспериментировать на живых ещё людях никто не возьмётся.
Возникло подозрение, что люди погибали не потому, что не хотели возвращаться, а потому что попросту не могли.

Ну, спецслужбы совсем уж зря свой хлеб не едят. Через непродолжительное время выяснилось, что все погибшие и пострадавшие совершали вход в игру под названием «Майнкрафт». Что это за хрень – никто толком сказать не мог. Потом чудом додумались обратиться к учёным-историкам. Кто-то из сетевых археологов сообщил, что встречал упоминания о чём-то подобном, существовавшем ещё во времена Первой Сети. Расследование продолжилось, и постепенно нарисовалась картина происходящего…

Года два назад какие-то ушлые чёрные сетевые копатели нарыли где-то в глубинах Интернета действующий сервер этой ископаемой игрушки. Сложно представить: серваку – двести лет! Хозяин его давно законнектился с землёй-матушкой, а его детище всё продолжало блуждать по сети, благодаря несложному скрипту поиска бесплатных хостингов и создания зеркал.

Копатели без проблем взломали смешную древнюю защиту и некоторое время просто беспечно развлекались. Игра оказалась примитивной симуляцией некоего открытого мира, предназначенного для освоения игроками; предтечей множества современных ВР-проектов, вроде «Цивилизации», «Колонизации Марса» или «Космопиратов».
Вскоре на копателей вышел неизвестный покупатель и выкупил у них полный доступ к серверу за пару и-коинов.

Новый администратор неплохо поработал над усовершенствованием сей софтины. Он обеспечил совместимость с современной системой адресации, перевёл сервер в распределённый режим, при котором программа не локализуется в какой-то одной физической машине, а путешествует по сети подобно червю, используя параллельно сотни сетевых дисков, случайно подвернувшиеся вычислительные мощности и халявные прелести общедоступных грид-систем. Ещё он прикрутил к игрухе современную защиту и доработал клиентскую часть так, что теперь подключиться к серверу можно было только посредством нейроинтерфейса.

А с полгода назад он начал распространять по сети учётные данные для входа в игру – с уже известными последствиями. Мотивы его – неизвестны. Даже неясно, является ли невозможность выхода результатом сознательных действий или просто неучтённой программной ошибкой…

Поскольку эта древняя игрушка не является малвером, полностью изъять её из сети пока не представляется возможным – это будет нарушением конвенции ООН о свободе информации. Взломать – не удаётся, поскольку, как только спецслужбы пытаются влезть в соединение, сервер тут же ликвидирует скомпрометированное зеркало. А сколько у него дублирующих тел – одному сетевому богу известно.

Короче, всё заехало в тупик. Найти хозяина – нереально, заблокировать игру – невозможно. А люди продолжают гибнуть.

- Ленка! – встрял я в этот айтишный триллер. – Столько умных слов… Чуть мозг не поломался. Я-то чем могу помочь?

- Ну, дак это… Давай, мы тебя туда в игру запулим?

Я от неожиданности чуть не утонул.

- От такота! Родная сестра, готова запихнуть кровиночку в виртуальную безвыходную фигню, чтоб он там иссох и помер?

- Ну, вообще-то, можно ведь всё сделать по уму – обеспечить внутривенное питание, присмотр, всё такое…

- Сдаётся мне, что ты, таки, издеваешься.

- Ну, издеваюсь. – Ленка вздохнула. – Никакой радости с тобой, ей-богу. Ладно, слушай. Единственное, что пока приходит нам в голову – выйти на админа «изнутри». Войти в игру, освоиться там, завести с хозяином какие-то отношения, если получится – втереться в доверие. Дальше – по ситуации: либо выяснить способ выхода и помочь выбраться максимальному количеству застрявших там людей, либо найти зацепки для поиска его в реале. В общем, разобраться, что к чему. А чтобы не рисковать – мы отправим туда не тебя, а твою матрицу…

- О нет! Мой отпуск…

Я представил себе процедуру матрицирования – десятки часов с электродами на башке – и во мне начало расти непреодолимое желание заранее убиться.

- Ну, Ди-им!

- Лен, но почему я? У вас в конторе что – людей не хватает?

- Хорошие аналитики – всегда на вес золота. И естественно все перегружены сверх меры. А ты – отличный аналитик! И потом, там уже вторую неделю моя матрица сидит…

Конечно, это был запрещённый приём. Сестрёнка знала, что я и так не смогу ей отказать, а уж теперь…


Продолжение: https://litnet.com/ru/book/vozvrashchenie-kniga-1-b30161

...