Старое Солнце, вождь черноногих

Григорий Коротков
                СТАРОЕ СОЛНЦЕ И «МНОГО ЗНАХАРЕЙ»

*СТАРОЕ СОЛНЦЕ , NATOS-API (Старое Солнце или Старик Солнце, также известный как Старик Белая Ракушка), вождь и шаман черноногих; родился около 1819 года, вероятно, там, где сейчас центральная Альберта, сын Natos-api(Старое Солнце, также известный как Человек Старая Посуда); умер 26 января 1897 года в Северном Лагере индейской резервации Блэкфут к югу от Глейчена(Aльберта).

    Старое Солнце родился в то время, когда черноногие контролировали многое из того, что является сейчас центральной Альбертой к югу от Батл Ривер. Его отец был ведущим вождём племени, и главой группы Многие Знахари, которые охотились в северной части территории Черноногих. В молодости Солнце был известен как Старик Белая Ракушка, до смерти отца в 1860 году, и к тому времени получил завидный список военных заслуг. В отличие от большинства других соплеменников, став старше он не оставил тропу войны, и в дальнейшем продолжал устраивать вылазки за лошадьми против других племен. КРАСНАЯ ВОРОНА[М;kaisto], позже вождь бладов(кайна), был в 1850-х годах с одним из таких военных отрядов, когда они убили трёх степных кри в их лагере на реке Северный Саскачеван. В более поздние годы Солнце уже носивший седые волосы рассказал, что во время нападения на обоз в Холмах Дикобраза (Поркьюпайн) он захватил молодую немку. Главная жена Старого Солнца - СТАРУХА ТЕЛЁНОК известная своим хладнокровием проявленным в бою, была одной из немногих женщин, сидевшей наравне с воинами в совете Черноногих.
 
    Как и его отец, Старое Солнце был известным шаманом. В молодости он находился лагерем на уединенном холме в поисках видения, и  уверовал, что получил сверхъестественные силы от оленей. Он носил берцовую кость оленя, которую  использовал для исцеления и защиты от зла. Натос-апи также получил амулет, использовавшийся им для лечения слепоты. Классическая история черноногих рассказывает о конфронтации между Старым Солнцем и шаманом кри, в которой оленья магия Старого Солнца одержала победу над всеми заклинаниям своего врага.
 
   После смерти отца от руки индейцев кри возле Форта-Эдмонтон , Старое Солнце стал лидером группы Все Знахари, и вместе с Akamih-kayi (БОЛЬШИМ ЛЕБЕДЕМ) и Nookskatos (ТРИ СОЛНЦА), главным вождём племени. Незадолго до того, как началась эпидемия оспы в 1869-70, американские власти оценивали, прежнюю группу Солнца, как состоявшую из 26 типи и включавшую 312 человек, в том числе 78 воинов. Эпидемия оспы, другие болезни унесли многих вождей, и в 1872 году Старое Солнце с БОЛЬШОЙ ВОРОНЬЕЙ НОГОЙ (Isapo-muxika) стали двумя главными вождями племени. Менее заинтересованный, чем его коллеги, в политической функции лидера, вождь Солнце после прибытия  в 1874 г. Северо-Западной Конной Полиции, ушёл от дискуссии с канадскими властями, оставив это дело Большой Вороньей Ноге, который был гораздо моложе. В 1877 году, когда местные вожди западных прерий собрались на переговоры, для подписания Договора№7, Старое Солнце, заключил его для своей группы, но отложил в ходе переговоров с Вороньей Ногой.
 
    Черноногие осели в своей резервации в 1881 году, а Старое Солнце увёл свой народ вверх по течению от лагеря Вороньей Ноги на Блэкфут-Кроссинг (Aльберта), чтобы поселиться в Северном Лагере Равнин. Он не проявлял интереса к земледелию, и подвергался критике со стороны индейского агента Магнуса Бэгга в 1884 году как: «очень плохой для руководства своей группой, и слишком старый, чтобы самостоятельно проделать большую работу». В 1883 Старое Солнце согласился на время оставить в своём лагере англиканского миссионера Джона Уильяма, но отвёл ему участок пребывания, только в восемь квадратных футов. Сначала он подозревал, что миссионер пытается украсть его земли, но позже расширил ему участок и в том же году разрешил построить миссию. Англиканский миссионер Гарри Уильям Гиббон Стокен через два года встретил Старое Солнце, и охарактеризовал его так: «замечательный старик, без устали, описывающий свою доблесть в молодые годы. Его великолепное телосложение свидетельствует об этом…. Он сидел с многозначительным видом, а все его тело, было вымазано кирпично-красной краской». Хотя Солнце так никогда и не обратился в христианство, он поддержал англикан и отправил двух своих внуков в школу при миссии как первых учеников.
Старое Солнце в 1890-х годах почти целиком ушёл из племенной политики, но до своей смерти в 1897 году оставался уважаемым патриархом и религиозным деятелем.
http://www.biographi.ca/009004-119.01-e.php?id_nbr=6329
Hugh A. Dempsey

NA, RG 10, CII, 1136, 30 June 1884. Private arch., H. A. Dempsey (Calgary), interviews with Ayoungman and Heavy Shield, Blackfoot Indians, 10 July 1954 and 8 March 1957 respectively. Morris, Treaties of Canada with the Indians. Calgary Herald, 29 April 1933. Saskatchewan Herald, 12 Feb. 1897. H. A. Dempsey, Crowfoot, chief of the Blackfeet (Edmonton, 1972); Red Crow, warrior chief (Saskatoon, 1980). S. H. Middleton, Kainai chieftainship; history, evolution, and culture of the Blood Indians; origin of the sun-dance ([Lethbridge, Alta., 1953]). Julian Ralph, On Canada’s frontier: sketches of history, sport and adventure and of the Indians, missionaries, fur-traders, and newer settlers of western Canada (London, 1892). C. H. W. G. Stocken, Among the Blackfoot and Sarcee (Calgary, 1976).

*СТАРУХА ТЕЛЁНОК
    Вождь черноногих Старое Солнце был женат на женщине - самой известной в племени черноногих и не только среди них. Она стала единственной представительницей своего пола, сидевшей в Совете племени на равных правах с остальными мужчинами. Сорок или больше лет назад (считая от 1890 г.) она была обычной пиеганской девушкой, известной в племени только своим хорошим происхождением. Но один случай всё изменил в её жизни.
    Однажды она находилась на равнине в небольшом лагере, а покинув палатку, была похищена. В ночь перед этим, группа кроу украла несколько лошадей из стойбища гро-вантров, и прежде чем вернуться на сою территорию очень ловко оставила часть украденного возле лагеря пиеганов. Когда ацина(гро-вантры) обнаружили пропажу, они бросились в погоню и вышли на стойбище пиеганов. Ничего не подозревавшие, её отец - пожилой вождь и девушка находились на некотором расстоянии от своих типи, когда на них налетели гро-вантры. Они убили и скальпировали старика, а затем их вождь поднял молодую девушку на коня и посадил позади себя, привязав ремнями из оленьей кожи. После этого вражеский отряд триумфально отправился в своё селение. С ней могло произойти тоже, что случалось в большинстве подобных случаев с захваченными девушками: и проплакав несколько дней, она стала бы чьей-нибудь женой во вражеском стойбище.
 
   Но не такой была будущая жена Старого Солнца. Оказавшись в пределах видимости лагеря гро-вантров, она потянулась вперёд и вытащила нож, висевший с боку на поясе укравшего её вождя. Он был ещё влажным от крови её отца, и девушка вонзила его в спину в область сердца сидевшего перед ней воина. Затем она освободилась, сбросив его со спины лошади. Соскочив на землю рядом с телом, она скальпировала его, отсекла правую руку мертвого врага, забрала ружьё и помчалась обратно в сторону своего племени. Её долго преследовали, но девушке удалось добраться до своих, привезя домой три величайших трофея, которые воин может добыть у врага. С этого дня она имела право носить три орлиных пера.

    Старое Солнце был в то время молодым человеком. Услыхав про этот подвиг, он взял необходимое для сватовства количество лошадей(4) и привязал к шесту у палатки её матери. Но никакого ответа не последовало. На следующий день он взял ещё четырёх лошадей и добавил к уже предложенным. Так происходило до тех пор, пока он не привязал перед типи 16 лошадей. Каждая из них стоила, по крайней мере, 20-30 долларов. Наконец, родственники девушки приняли подарки жениха, и всем стало ясно, что «выбор сделан».
    Таким образом заполучив в жёны эту героическую женщину, Старое Солнце заодно продемонстрировал своё богатство и могущество. Она была принята в Совет Черноногих, а затем доказала, что её доблесть и храбрость не случайны.