Карсакпай, Кадер и команда

Алма Джуманбаева
 Карсакпайский металлургический завод, а был он и медеплавильным, подобно мифологической птице Феникс возрождался не единожды, претерпев разрушение в годы революции, консервацию, пожар, сомнения в рентабельности его строительства вдали от городской инфраструктуры. Были и славные, полные триумфа годы: после запуска в октябре 1928 года металлургический гигант поставлял советской стране тонны меди, внёс весомую лепту и в победу над фашистской Германией, переориентировавшись на выпуск военной продукции. В числе прочего каждая четвёртая пуля и 32 тысячи корпусов мин для фронта были отлиты в Карсакпае. Завод и сейчас в строю: обеспечивает ПО «Жезказганцветмет» «Казахмыса» чугунной продукцией.

 Из Жезказгана до посёлка Карсакпай 100 км, но если ехать напрямую по степи, путь можно сократить вдвое. Благодатная земля на холмистой местности с вкусной пресной водой в речушке Кумола когда-то принадлежала зажиточному баю из рода То;ыз ауыл (Девять аулов), имевшему многочисленные стада, звали его Карсакбай.

 Гордятся в посёлке и зданием в колониальном английском стиле с большими окнами. Его англичане построили ещё в начале прошлого века, в 1912 году. Сейчас там находится управление металлургического завода.

 Мы приехали в посёлок Карсакпай в преддверии дня рождения заслуженного металлурга СССР, почётного гражданина Жездинского и Улытауского районов Кадера Маткенова, 33 года руководившего металлургическим заводом. Что примечательно, Кадер Маткенович, или Габдулкадер Имаммухамбетулы, как назвали его, совершая казахский обряд имянаречения, родился в один день с академиком Канышем Сатпаевым – 12 апреля, чем очень гордился. Ещё одним знаменательным событием в жизни Кадера Маткенова было его назначение директором Карсакпайского металлургического завода. Кто знает,  действовало бы промышленное предприятие сейчас, если бы выбор тогда пал на другую кандидатуру. В 1975 году на заводе прекратили выплавку меди в связи с запуском Жезказганского медеплавильного завода. Кадер Маткенов и тогдашний первый секретарь Жездинского райкома партии Макен Торегельдин доказали руководству республики необходимость сохранения Карсакпайского предприятия. И тогда медеплавильный завод был преобразован в металлургический.
Маткенова почитали в посёлке как заботливого отца, хозяина. Всё было завязано на его фигуре, ведь именно Карсакпайский металлургический завод обеспечивает население посёлка и сторонние организации водой, теплом, углём и электроэнергией. Всенародная, безграничная любовь сказалась и в том, что ещё при жизни одна из улиц была названа в его честь.
 
 Это сейчас в посёлке и двух тысяч человек не наберётся, тогда численность населения превышала в три-четыре раза.
 Восьмой год трудовой коллектив завода возглавляет его сын Мурат Маткенов. Говорят, характером в отца, так же всей душой радеет за людей. До назначения на должность работал в Жезказгане директором ПЛАТ, а начинал свою трудовую карьеру слесарем-ремонтником, водителем. 
 Ночь у Мурата Кадеровича перед приездом журналистов выдалась беспокойной – случилась авария в котельной. В ликвидации всякого рода ЧП директор участвует сам. Потом его заместитель Смагзам Нурмаганбетов рассказал, как однажды в январе в три часа ночи они вдвоём устранили порыв электропровода. Посёлок тогда остался без света, и действовать надо было оперативно.
Смагзам Нурмаганбетов на завод устроился в 1983 году, после окончания Ленинградского электротехнического техникума. Начинал на строительно-монтажном участке бетонщиком, впоследствии был электромонтёром, плотником, электромехаником, начальником участка, главным энергетиком КМЗ. Параллельно учился в ЖезУ.
– Я родился в Карсакпае, – рассказывает Смагзам Советулы. – Отец Совет Нурмаганбетов был милиционером, мама Нурасила Мейрамова инженером ЖКО на заводе. У меня четверо детей, младшего сына назвал в честь Кадера Маткенова, у него в 2005 году как раз был 70-летний юбилей.
Едем на завод. Литейно-механический участок – основной. Коллектив практический мужской и молодой. Ежемесячно выпускают более 350 тонн чугунной продукции по заявкам предприятий ПО «Жезказганцветмет». Это 120 наименований деталей.

 В литейном отделении изготавливают полумуфты, болванки, насосные корпуса из чугуна. В механическом – полученные заготовки точат и сверлят до получения готовой продукции на токарных, сверлильных и токарно-винторезных станках.
Весь процесс начинается с земледельческого отделения, где готовят смеси из песка, из которых впоследствии готовят формы будущих изделий.
Всего на участке 27 станков, самый последний был установлен ещё в 1955 году. Так что все «штопанные-перештопанные».
– Корпус английский, а внутри всё уже казахское, – с улыбкой отмечает начальник литейно-механического участка Габит Ермаганбетов. – Работаем в две смены. Наши передовики, костяк коллектива – это бригадиры Серик Аманкулов и Мурат Муханов, токари Рахат Торебаев, Жангельды Алиакпаров, Азамат Токенов, Руслан Маслов, слесарь Максутбек Тлемисов, сварщики Дархан Кожахметов, Габдулла и Равиль Хамидуллины, литейщики Салимжан Нурмуханбетов, Мухамеджан Балабиев, Бейбут Жабагенов.

 Рахат Торебаев устроился токарем на завод в 19 лет, после окончания училища, с тех пор вот уже 22 года работает на одном месте.
– В нашем деле главное соблюсти точные размеры при изготовлении детали, – говорит он.
 Самат Маширапов самый молодой среди токарей, ему 24 года. Пять лет назад после окончания производственного лицея № 9 Жезказгана вернулся в родной Карсакпай и устроился на завод.

 В коллективе литейного отделения 37 человек, это литейщики, обрубщики, формовщики, вагранщики. Как объясняет мастер Габит Тукенов с почти сорокалетним стажем, чугун плавят в топливной печи шахтного типа вагранка, температура при этом достигает 1200 градусов. Жидкий металл по жёлобу поступает в копильник объёмом 1,5 тонны и при помощи ковша заливается в формы. Через сутки остывший продукт выбивают  молотком из формы на плацу – это площадка, сыпанная песком. Полученное чугунное изделие вручную очищают специальными совками. Каждая операция требует крепкой физической силы. В сутки необходимо изготовить 7 тонн чугунных изделий.

 Одно из красивейших мест в посёлке, не считая старого парка, это плотина, которая тоже находится на балансе завода. Впервые плотину начали возводить англичане в 1913 году. Как раз перед войной в 1941 году была проведена её реконструкция. Дежурство здесь круглосуточное. Подготовку к паводку начали ещё в феврале. Как отметил Мурат Маткенов, свыше 2 млн тонн воды уже спустили в реку Кумола. Всего в водохранилище около 3 млн кубометров воды.
В штате участка ТВС и содержания плотины 30 человек. Один из них слесарь тепловодоснабжения Флюр Денюшев. Ему чуть за тридцать. На вопрос, не было ли желания уехать из Карсакпая, отвечает отрицательно. У него и отец Фатых Денюшев работал на заводе обрубщиком.
– Здесь я родился, учился, женился, здесь спокойно, люди доброжелательные, здесь я дома, – резюмирует Флюр.

 Его поддерживает и мастер экскаваторно-бульдозерного хозяйства Мухамбеткали Аубакиров. На завод его ещё в 1974 году принимал Кадер Маткенов.
– Он из тех людей, кто умеет находить общий язык со всеми, он был своим и для взрослых, и для детей, – вспоминает ветеран. – Начинал я слесарем железнодорожного пути. Но когда в 1975 году завод закрыли, перевёлся в ЭБХ механиком. Сейчас в экскаваторно-бульдозерном хозяйстве 25 человек, раньше в два раза больше было. У меня четверо сыновей. Суйындык живёт в Карсакпае, он начальник производственно-отопительной котельной. Остальные – жезказганцы. Ерик – шахтёр, бригадир. Галым работает в пожарной части. Мади – слесарь-ремонтник на руднике Жомарт. 
 
 Что характерно, общаясь с работниками завода, чувствуешь их гордость за своё предприятие, ведь современная история металлургии Казахстана начиналась на Карсакпайской земле. В 1908 году английский инженер Горвей, обследовав жезказганские земли, сделал в Лондоне на общем собрании акционеров доклад о больших запасах меди. О месте, где копали медь, упоминается и в трудах древнегреческого историка Геродота, и в казахских народных сказках, где батыры Ер-Тостик и Кара-Мерген живут в медных домах и держат коней в медных замках.

 Как отмечает Мурат Маткенов, корпорация «Казахмыс» всячески поддерживает карсакпайцев.
– Спасибо генеральному директору управляющего совета и первому руководителю ТОО «Корпорация Казахмыс» Бахтияру Крыкпышеву за поддержку коллектива Карсакпайского металлургического завода, – поблагодарил он. – В прошлом году пошли навстречу нашей просьбе и разрешили трудоустроить на завод более 40 человек. В основном, это молодые специалисты. В этом году планируем капитальный  ремонт водоочистительного сооружения, которое было сдано в эксплуатацию в 1968 году. Также необходим ремонт котельной. Но самое главное – необходимо добиться увеличения объёма выпуска чугунных изделий. Но это, в основном,  зависит от заявок от предприятий.

 О самом же Мурате Кадеровиче, о его силе воли красноречиво свидетельствует, помимо других, и тот факт, что он каждое утро пробегает 30 км, из-за чего приходится вставать на рассвете, и не ест после 17 часов.
Вообще, люди в Карсакпае удивительно радушные, трудолюбивые, крепкие духом. Возможно, тут сказывается энергетика земли, местности, напоминающая щедро раскинутые руки аксакала, готового поделиться всем, что у него есть.