Путеводитель Потрусовское сельское поселение

Евгений Пажитнов
Потрусовское сельское поселе;ние — муниципальное образование в составе Парфеньевского района Костромской области России.
.....

1.Картографическое восприятие местности (список населённых пунктов,дачных кооперативов; перечень улиц и переулков)
.....
Дьяково деревня
Курьяново деревня
Потрусово село, административный центр
Федюшино деревня
…………………………..
2. Администрация (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
Костромская область, Парфеньевский район, с. Потрусово, д. 35.
E-mail: el.tihomirova2011@yandex.ru Телефон: 8 (49440) 5 81 46
Глава сельского поселения Гиоргбелидзе Елена Леонидовна
…………………….
3. Общественные организации.
………………………
4.Полиция (телефон, e-mail)
…………………………
5. Здравоохранение (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………..
6. Транспорт
……………………………
7.Туристические базы, дома отдыха, санатории (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………………
8.Гостиницы (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
………………………………
9. Торговые центры
………..
10. Офисы сотовой связи
………………………………
11. Почтовое отделение
……………………………
12. Отделения банков
…………………………
13.Религия
…………………………
14.Библиотеки (адрес, ФИО, руководителя, телефон, e-mail, история библиотеки)
...
Парфеньевское отделение библиотечной системы в с. Потрусово Парфеньевского района Костромской области ( 157274 с. Потрусово Парфеньевского района Костромской области д.40) телефон 8 (49440) 2-81-41
………………………………
15.Музеи
………………………………….
16.Школьные музеи (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………………..
17. Средства массовой информации (газета, местное телевидение, типография) (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
………………………………
18.Дома культуры (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
...
Потрусовский Дом культуры Парфеньевского района, Костромской области (157274 с. Потрусово Парфеньевского района Костромской области д.40. телефон 8(49440) 2- 81-41
……………………………
19.Досуговые центры (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
……………………………
20.Спорт (спортивные секции, клубы, адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
…………………………………
21. Высшие учебные заведения
………………………………………..
22. Научно-исследовательские центры.
………………………………………….
23.Средние учебные заведения (адрес, ФИО руководителя, телефон, e-mail)
1. МКОУ «Потрусовская основная общеобразовательная школа»   Парфеньевского района, Костромской области ( 157274 с. Потрусово, Парфеньевского райна Костромской области д. 44) телефон 8 (49440)  2-81-10, 58 1 10 potrusovo@mail.ru

1. Дошкольная группа при МКОУ « Потрусовская основная общеобразоывательная школа» Парфеньевского района , Костромской области ( 157274 с. Потрусово, Парфеньевского района , Костромской области д. 44)    телефон 8 (49440)  2-81-10

Директор: ..............

 Количество детей в школе- 15 человек, в дошкольной группе – 13 человек.         
……………………………………
24.Средние специальные учебные заведения.
……………………………………………
25. Заповедники (заказники, научные центры)
…………………………………………..
26.Памятники природы
………………………………………
27.Фауна
……………………………………
28.Флора
Каталог деревьев-долгожителей (http://rosdrevo.ru/) (выявляем и описываем старые деревья)
……………………………………..
29.Полезные ископаемые
………………………………………
30.Водные ресурсы (озёра, реки, источники)
………………………
31.Промышленность
……………………………………
32.Сельское хозяйство
……………………………
33.Памятники истории
…………..
34.Археология
……………………….
35.Генеалогия семьи (антротопонимика фамилий, составление древа)
………………………………
36. Некрополь (кладбища, воинские захоронения)
……………………….
37.Участники 2-ой Мировой войны (книга памяти, мемориал)
……………………….
38.Репрессированные
…………………………

39. Известные люди.
Рубцов Геннадий Михайлович (1947)- родной брат поэта Николая Рубцова, жил в д. Потрусово, работал в колхозе "Красный Октябрь".
…………………………
40. История населённых пунктов.
………………………..
Парфеньевский писатель-этнограф С.В.Максимов считал, что название Потрусово происходит от глагола «трусить-трясти» и этот «трус» был вызван когда-то происшедшим землетрясением. Но более правдоподобно происхождение этого названия от слова «потрус» — шутник, балагур, краснобай.

Сначала на месте села был поставлен погост с церковью, и он стал центром Потрусовской волости. Деревни, входившие в состав церковного прихода, в 1534 г. великим московским князем Василием Ивановичем были даны в вотчину галичскому Паисиеву монастырю. Этот древний монастырь вблизи Галича, назывался по имени стоявших здесь церквей, сперва Никольским, потом Успенским, а в половине XV века был назван Паисиевым, по имени монаха Паисия, который в 1385—1450 гг. был игуменом этого монастыря. Здесь же Паисий и захоронен.

Село Потрусово имело несколько названий: Успенское — по имени монастыря, Никольское, Дмитриевское, Преображенское — по имени деревянных церквей, стоявших здесь и при перестройке менявших название.

В 1716 г. настоятель церкви Иван Сергеев писал в Патриарший приказ: «В Галицком уезде в Парфеньевской осаде в вотчине Паисиева монастыря в Потрусовской волости церковь во имя Преображения Господня, да в приделах Николая Чудотворца да Дмитрия Солунского на погосте ветха пристоя-лась и служить в ней за ветхостью неможно и просим дать грамоту на новое строение церкви». В 1720 г. новая деревянная Преображенская церковь была построена.

В 1826 г. на месте деревянной Преображенской церкви была построена каменная с колокольней церковь, а память о древних деревянных церквях, стоявших здесь, сохранена в названии ее престолов — Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В ограде вокруг церкви были устроены лавки, в которых торговали приезжие купцы во время ярмарок в селе.

Пост роенную в 1720 г. деревянную Преображенскую церковь в Потрусове расписывал кинешемский посадский иконописец Сергей Артемьевич Стрежнев; написанные им в Потрусове новые иконы понравились игумену Паисиева монастыря Симеону, и он поручил Стрежневу обновить иконы и роспись у себя в Паисиевом монастыре «по образцу и рукоделию, как им иконописцем сочинено в Потрусовской волости в церкви Преображения Господня». За эти работы монастырь уплатил Стрежневу 80 рублей, деньги немалые по тем временам.

В перепись 1616 г. Потрусовская волость не переписана, так как монастырские владения учитывались не в Поместном приказе, а в Патриаршем. В переписи 1629—1635 гг. записано: «Погост великомученика Дмитрия Солунского а на погосте церковь Преображения Господа нашего Иисуса Христа да другая церковь великомученика Дмитрия Солунского а на погосте дом священника Семена Семенова двор дьячка Олешки Григорьева двор пономаря келья просвирницы да две кельи нищих а питаются от церкви Божии да под тем же погостом у попа мельница мелет большим колесом и стоит на речке на Момели». К Дмитриевскому погосту относилась и маленькая пустынь, в которой жили монахи-отшельники Паисиева монастыря: «А поставлена та пустынь на Диком лесу в Потрусовской волости на речке на Ингири а в ней храм Троицы а у церкви в слободке живут старцы».

Непроходимые леса простирались восточнее Потрусова, которые назывались Дикими, и среди них монастырь поставил уединенную пустынь. Сейчас на ее месте деревня Пустынь на реке Ингири в Нейском районе.

Более 250 лет Потрусовская волость была вотчиной Паисиева монастыря, и, по сведениям Монастырского приказа 1678 г., в ней были деревни Раменье, Ермолино, Курьяново, Федюшино, Пузырево, Дьяково, Отряково, Потру-сово, Макарово, Абросимово, Лясково, Червино, Шуршино, Домниково; починки Федоров, Красный, Андрейков, Задорин, Белый, Каплин, Кокуев. В этих деревнях и починках было 135 крестьянских дворов. Часть деревень сейчас находится в Нейском районе.

В старину в болотистых местах добывали руду и плавили ее в примитивных железоплавильных горнах. В 1786 г. Костромская казенная палата просила Сенат: «Исключить из оклада (освободить от уплаты.— Д.Б.) запустелые ручные горны в Потрусовской волости, на которых крестьяне за неимением руд работы не производят, у крестьян деревень Раменье, Ермолино, Федоров, Закутин всего 8 горнов». Сенат решил: «Исключить из оклада при освидетельствовании если окажутся запустелыми».

Указом Екатерины II вотчины у монастырей были отобраны, и в 1767 г. крестьяне потрусовской вотчины стали называться экономическими, но среди местного населения они еще по привычке назывались монастырскими.

Вблизи Потрусова находилась заповедная роща. В 1750 г. объездчиком заповедных лесов здесь был крестьянин деревни Раменье Тимофей Иванов: «А смотрение оной имеет по реке Нее по обе стороны в длину на 10 верст поперек две версты». В этой лесной казенной даче росла сибирская лиственница. Могучий листвень, один из этих лесных патриархов, сохранился у деревни Макарово. У деревни Потрусово сохранилось несколько заросших лесом курганов.

В Потрусове в 1822 г. в семье священника родился С.И.Ширский, окончивший Костромскую семинарию и Петербургскую духовную академию. Он служил управляющим конторой Святейшего Синода и печатался в Костромских епархиальных ведомостях.

Деревни Большое и Малое Отряково иногда называлось Отроково и Ост-реково. Деревни были в вотчине Паисиева монастыря, и в 1678 г. в деревне Б. Отроково стояло 12 крестьянских дворов.

Деревня Дьяково также была в составе монастырской вотчины, и в 1678 г. в ней стояло 14 крестьянских дворов, было 14 четей земли (7 га) и 4 десятины леса. У деревни находились горны по выплавке железа из болотной руды. Между деревней Дьяково и починком Каплиным, была заповедная Потрусовская лесная дача.

Деревня Ермолино. В 1629 г. это был починок, и назывался он Ермолаевым, по имени первого поселенца Ермолая. Починок был также в составе монастырской вотчины. В 1678 г. в Ермолине стояло 12 крестьянских дворов. Вблизи находились железоплавильные горны.

В 1653 г. царем Алексеем Михайловичем рассматривалось челобитье крестьянина деревни Ермолино Первушки Афанасьева. Царским указом ему с товарищами было разрешено владеть верхосытным оброчным лесом у деревни Ермолино. Но крестьяне соседней вотчины стольника Михнева считали этот лес своим, и с Афанасьевым у них шли споры. Верхнесытным лес назывался потому, что здесь были пчелиные бортни, с которых в пользу правительства собирали оброк медом. Спор решился в пользу Афанасьева. В грамоте царя 1653 г. указано: «Боярин наш дворецкий Алексей Михайлович Годунов да дьяки наши приговорили бортным угодьям впредь владеть Паисиева монастыря крестьянину Первушке Афанасьеву».

Деревня Пузырево была в составе монастырской вотчины и имела второе название Погари из-за случившегося здесь пожара.

В 1744 г. староста Пузырева Евстафий Веденеев подал Парфеньевскому воеводе челобитную: «В прошлом 1724 годе бежал из нашей монастырской вотчины из деревни Суршино крестьянин Логин Васильев с отцом с женой и детьми и сего 1744 г. означенный беглый Логин Васильев с женой и детьми в нашу монастырскую вотчину явился сам собой который и объявлен в Парфеньевской канцелярии». На допросе у воеводы беглый показал, что бежал он в Яранский уезд, в Кашинскую волость, в деревню Рекушино и жил там 11 лет, но после указа о возвращении беглых он с семьей пришел обратно в деревню Суршино. Воевода приказал сдать беглого под расписку старосте и записать его в оклад (для обложения налогами), но не наказывать, так как пришел он по указу.

Деревня Раменье. В ней располагался хозяйственный двор монастырской вотчины и стояло 12 дворов монастырских скотников и служек.

У Паисиева монастыря была другая вотчина — в Николо-Поломской волости, и хозяйственный двор этой вотчины тоже находился в деревне, носящей имя Раменье.

Деревня Романово была в составе монастырской вотчины и известна по находящемуся вблизи Романовскому болоту, клюкву с которого поставляли в Галич для монастырского обихода.