Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами

Алина Алексеева-Маркезин
     Хендрик Аверкамп.Зимний пейзаж с конькобежцами. 1609г.Доска, масло. 77,5 ; 132 см Государственный музей, Амстердам
      
      Совсем недавно открыла для себя этого очень своеобразного и талантливого художника.Особенно интересно рассматривать его картины в деталях.

      Хендрик Аверкамп считается одним из основателей национальной нидерландской школы живописи. Он создал новый тип жанрово-пейзажной картины, рисуя в основном небольшие зимние пейзажи в светлой серебристой гамме с пёстрыми фигурками конькобежцев.

     Аверкампа называли Немой из Кампена, он был глухонемым от рождения.В 1586 году семья переехала в Кампен, где отец Хендрика получил должность городского аптекаря. Однако для изучения живописи Хендрик впоследствии вернулся в Амстердам. Там он учился у художника-портретиста Питера Исаака, но после увлёкся пейзажем. Его живописная манера сформировалась под влиянием таких художников, как Гиллис ван Конингсло и Давид Винкбонс.

       В 1613 году Аверкамп вернулся в Кампен, где и проживал до самой смерти в 1634 году. У него было несколько учеников, но собственной школы он не создал.Исключительная тщательность в передаче мелких деталей и реалистичность изображения повседневной жизни голландцев обеспечили картинам Аверкампа успех у современников. Немалое количество работ художника сохранилось до наших дней, но почти все они повторяют один и тот же сюжет.

     Дело в том, что современная Аверкампу последняя четверть XVI века считается самым холодным периодом за всю историю Нидерландов. Художник документировал жизнь публичных голландского ледникового периода.

         Тогда люди буквально всё делали на коньках, фактически жили на льду. В городах и сёлах замерзшие каналы и реки стали любимым местом развлечения горожан.
             Поль Зюмтор в своей книге о повседневной жизни Голландии рассказывает:"Скользя на деревянных коньках с металлическим лезвием, загнутым у носа, в два раза длиннее ступни, люди катались либо в одиночку, заложив руки за спину, чуть наклонившись вперёд, либо парами, сцепив крендельком руки . В креслах на полозьях везли малышей и стариков. Мальчишки скользили в санках, отталкиваясь палками.У края катка трактирщики разбивали палатки и зажигали огни. Здесь можно было пропустить стаканчик, погреть руки на огне и вновь вернуться на лёд"

О КАРТИНЕ

       Аверкамп писал в основном небольшие реалистичные зимние пейзажи. Эта картина представляет собой один из них. Художник разместил линию горизонта довольно высоко, что дало достаточно пространства для детального изображения происходящего на катке. Уже следующее поколение голландских художников предпочитало смещать горизонт на картинах гораздо ниже.

      Пейзаж полон людей, они катаются на коньках, санках, даже на лодках по льду, несут солому и вёдра, играют в нечто вроде хоккея. Судя по одежде, на лёд вышли люди всех сословий.

      В левой части картины изображён украшенный гербом Антверпена дом, судя по всему пивоварня и постоялый двор. Перед ним во льду сделана прорубь, из которой вытягивают вёдра с водой для варения пива.

      Ловушка для птиц, сооружённая из двери на палке, в левом нижнем углу картины — это прямое цитирование Питера Брейгеля. Аверкамп разместил свою подпись на «Haenricus Av» нацарапанной на сарае в правой части картины. Сверху над подписью небрежно нацарапана фигура человека.

       Ближе к зрителю четверо соединились в гусеницу и занимаются синхронным катанием.
       А поодаль, возле вмерзшей в водоем лодки ,под лед провалился человек и пытается выбраться. Ему помогают , но пока безрезультатно…

     Но самыми интересными пытливые зрители обычно называют два круглых объекта. Один выглядывает из строения похожего на туалет, другой -расположился под кустом. Здесь изображено обычное внесезонное развлечение простолюдина.

     В 1614 Аверкамп вернулся после обучения в свой маленький провинциальный городок Кампен, где и остался проживать и работать вплоть до своей смерти в 1634 году.

       В течение последних лет своей жизни голландский художник обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который впоследствии также стал живописцем преимущественно зимних городских и сельских ландшафтов. Становление реалистического направления в голландском искусстве 17 века раньше всего проявилось в пейзажной живописи. Одним из первых к изображению родной природы обратился голландский живописец Аверкамп.