8

Ааабэлла
                (предыдущее:http://www.proza.ru/2017/04/17/1089)



Пленённые городошники сидели недалеко друг от друга, и Матю спросил шёпотом:
  - Что у вас случилось?
  Гёде покосился на занятых в стороне беседой дев и так же тихо ответил:
  - Сам не пойму… Всё произошло так быстро… Явились эти… для переговоров и со средством для нас от лихоманки. От которой избавились, якобы. Я послал тебя за судьёй… Ты-то куда пропал?
  - Судьи дома не оказалось… и по пути не встретился.
  - Выходит, соседский гонец упредил…
  - Не мог! – шёпотом возмутился Матю, - Я там был первый! Бежал, думал, сердце выпрыгнет…
  - Ну, встретил тот в городе судью, не важно. Пришёл судья, которому я доложил. Эти ждали его ответа, как им и было мной велено. Ничто, как говорится, не предвещало… Потом судья мне и говорит: пусть, мол, уходят подобру-поздорову… или гони. Я спрашиваю: почему? Он: девы могут болеть и не знать того, а нас наградят. Повернулся и ушёл.
  Гёде замолчал.
  - А дальше?
  - Дальше… он упал. Эта маленькая его камнем… Оскорбилась, видать, что судья на них даже не посмотрел, и разговаривать не стал. От остальных двух опасности не исходило.
  - Камнем? Принесла?
  - У неё веревка, которая их мечет… а камни в сумке на поясе. Вон, погляди!
  - Вот это да… А потом?
  - Я поворачиваюсь и хотел с битой на маленькую, а она камнем мне расщепила орудие. Снесла бы голову, если бы не бита…
  - Ну, дела!
  Яр и Эк прислушивались к их разговору.
  - И?
  - Ии… передразнил его Гёде, - был бы среди нас не *икал бы. Тут этот обалдуй – Гёде показал на Эка, - зачем-то запустил битой в ту, что ты тащишь…
  - В Лину! – уточнил, удивляясь, Матю, -  Она – хорошая, меня с Азой познакомила. Помнишь, танцы устроила всем? Это ж – зазноба Мирчо-свирели!
  - Вот как… Не надо было в неё бросать. Нужно было в маленькую! Тогда бы не сидели сейчас здесь. А Эк выбрал ту, что поближе и побольше, видимо, чтобы не промахнуться.
  Он зло поглядел на угрюмого Эка. Тот огрызнулся:
  - Я, по крайней мере, поразил одну, а вы?! Тебя маленькая сразу обезоружила, а Яр, он чем занимался?
  Яр опустил голову. Он был не в состоянии ударить женщину, а столь ошеломляюще красивую, как Эвона, тем более. Да и после она поступила с ними благородно, по сути, спасла им жизни. Но говорить это было нельзя, поэтому Яр сказал только последнее из подуманного:
  - Уложи я Эвону, кто бы отдал приказ маленькой не убивать нас?
  - Да, мечешь слова ты лучше, чем биту! – парировал Эк, даже приподнявшись от возмущения, и тут же схватился за ногу, скрипя зубами.
  Гёде отвёл глаза: 
- Эк уже пострадал за свою ошибку… Маленькая ему камнем ногу испортила. Но Яр  тоже прав. Она убила бы нас всех, если б Эвона не остановила. Сказала, что починят судью и даже Эка. Не для войны являлись де, нужно исправить недоразумение. 
  - Даа…
  Они замолчали, поскольку Эвона с воительницей приближались.
  Лина, лежавшая тихо, с закрытыми глазами, слышала весь разговор.  «Так вот, что произошло… - подумала она, - Эва была права насчёт судьи… напыщенный дурак… Потом расскажу ей».

  Толпа встречающих затопила поле. Девы обступили пришедших, целуя руки Эвоне, ахая над Линой, обнимая Зию… Мужчины стояли, пряча глаза, опустив Эка и Вафу на землю. Наконец, порыв стал угасать и Эвона распорядилась:
  - Требуется трое носилок! Маэль, распорядись!
  К главе совета протиснулись Вия и Агрипина:
  - Эва… что стряслось?
  - Расскажем с Зией позже. Вопрос, куда поместить этих двух раненых мужиков? И под охрану. Вия, поживёшь у Агрипины на время?
  - Раз надо…
  - Отлично. Куда ещё двоих?
  Подошла Зия:
  - У меня. Свяжу, и пусть сидят. Добыча!
  Она засмеялась.
  Гёде с Яром переглянулись.
  - Не зыркайте, а подставляйте руки! Не так, заложив за спину… - скомандовала воительница, доставая верёвку.
  - Лину несите ко мне. Там и соберёмся.
  - Эва! – вспомнила Зия, - А что с этим делать?
  Она указала на Матю. Тот просительно взглянул на Эвону. Она улыбнулась.
  - Пускай идёт к Азе под её арест. Девы, кто проводит Матю?
  Вызвалось несколько.
  Нужно ли говорить, что когда он появился у Азы с такой свитой, она захлопнула дверь?
  «Что за день!..» – в отчаянии подумал Матю, опускаясь на землю у её калитки.

  До совета Лина успела передать Эве разговор городошников.
  - Они точно не для тебя это говорили? – спросила та.
  - Они шептали, чтоб их не услышали.
  - … молодец, малыш. Выздоравливай, сейчас ты услышишь не меньше, и никто не будет шептать. Если понадобится – подтвердишь на совете. Лежи, мне ещё надо отдать распоряжения. Могу закрыть тебя ширмой…
  Эвона переговорила с Зией:
  - Пусть снова закурят костры. Оставшиеся мужчины не знают, что «лихоманка» у нас закончилась. Остерегутся. А то остановить их некем. Только если подготовишь отряд пращниц…
  - Будет сделано, Эва! 
  Освободила Ору, пригласив на совет. Та глядела побитой собакой (сказали бы мы) и благодарила, кланяясь… На совете Агрипина с Вией демонстративно отказались сидеть рядом со сплетницей. Присутствовала и Маэль с Зией.

  Совет, узнав версию Эвоны, ахнул. Какая дрянь, этот зазнавшийся Вафа! Судьёй его никто не хотел называть. Девы для него – то, что следует гнать дубьём! Пусть подыхают от болезни… Эти мужланы с битами ему под стать, но и то не столь подлы! А Зия – героиня… Конечно, нужны пращницы!
  На столе перед всеми лежали трофеи: три целых и одна расщеплённая камнем бита.
  - Тем более, теперь, - сказала Эвона, - когда у них нет главаря, с которым стоит разговаривать, и они могут стихийно пойти на нас. Я тоже буду упражняться. Надеюсь, совет присоединится. Способных отберёт наша военачальница.
  - Знахарки уже занимаются городошником и бывшим судьёй. Небо не забрало последнего к себе, дав шанс исправить положение. Выживет – используем. Судьёй ему уже не быть, а своё стадо привести к нам сможет. Ими должны управлять мы! Сами видите, что они творят, когда у них не тот голова.

  После совета Эвона захотела поговорить с Зией без свидетелей.
  - Ты предвидела нападение? Попросила поменяться местами… 
  - Разумная предосторожность, - ответила воительница, - Я должна была располагаться против их начальника, чтобы вывести его из игры, если понадобится. Вы бы с Линой не сделали этого. Я, кстати, предупредила её, чтоб зашла за треножники, о которых она забыла. Это спасло её. 
  - Но ты начала с Вафы…
  - Он ушёл бы. Остановила.
  Эва невольно улыбнулась: «Да уж остановила, так остановила…»
  Заметив её улыбку, Зия придвинулась ближе и сказала:
  - Искусство боя состоит и в правильной расстановке воинов. Открою тебе то, что прошу не рассказывать Лине, которую после её ночного перехода безмерно уважаю и люблю.
  - Раз просишь… - повела рукой Эва.
  - Я попросила тебя уйти вправо не просто так. Тот, кто, таким образом, оказался напротив тебя, не вызвал у меня больших опасений. Обычно я точно определяю: на что способен тот или иной. Этот был мямлей, он держал биту вольготно, явно не собираясь пускать её в ход, не то, что второй. От городошника напротив Лины можно было ждать броска.
  Поражённая Эва, забыв о необходимости скрывать свои чувства, приоткрыла рот.
  А воительница продолжила:
  - Ты – ценнее в нашей ситуации, поэтому я сделала такой выбор. Я неплохо разбираюсь в игре судьи: «Битва с ведьмами». Там жертвуют фигурами ради победы, но есть и главная фигура. Она – неприкосновенна.
  «Да… - с уважением подумала Эва, - а Зия – не устройство для швыряния камней… Она, если не стратег, то тактик  - точно».
  И показала той большой палец.
  - Я знала, что ты поймёшь, Эва. Ты – не то, что остальные нервные дамочки, чуть что падающие в обморок. Поэтому скажу ещё.
  «Интересно… - скользнула мысль у Эвы, - что вдобавок я не поняла и пропустила?»
  - В бою участвуют не все. Большая часть не соображает, что делает или не делает ничего, из того, что необходимо. Поэтому командир должен так расположить своих, чтобы они уже одним этим помогли ему. Лина, не желая того, обезоружила городошника, выиграв мне время для броска. Ты отвлекла на себя второго. Всё это позволило вывести их из строя.
  Как я говорила, большинство участников боя, тем более, первого своего боя, в нём фактически не участвуют. Ты – участвовала. Этот мямля от тебя отбивался!
  Зия засмеялась.
  «Где она могла этого набраться? – поразилась Эва, - Ведь это и её первый бой… Но она к нему явно долго готовилась».
  И, словно подтверждая её мысль, воительница сказала:
  - Много Дней Даров прошло, прежде чем я стала пращницей… Быстро их не подготовить. Себя бы и друг друга камнями не убили. Завтра будет кошмар на пробах. Стану отсеивать и посылать за хворостом. Ты лучше возьмись за биту. Мне, например, бита не подходит – мала я. А у тебя для этого есть плечи, достаточный вес, руки длинные… Нужно только координацию и меткость натренировать. Тут понадобится упорство.  Но у тебя получится, я вижу. И потом это – игра с выбиванием фигур. Азарт охватывает, и не замечаешь, как научаешься.   
  Эва обняла Зию.
  - Спасибо, прислушаюсь. Пойду, гляну, как там Лина.
  - А я проверю костры. 
  Они расстались.
   
  Бедный Матю с ужасом внимал звукам в доме Азы. Там летели, то в стену, то на пол неведомые ему предметы, что-то билось, ломалось, крошилось, раздавались её крики, которые, когда всё стихло, перешли в рыдания.
  Он не раз брался за калитку и отдёргивал руку. Рыдания заставили решиться. Матю на цыпочках подкрался к двери, прислушался и осторожно постучал. Плач не прекратился. Похоже, его не услышали. Тогда он приоткрыл дверь и тут же получил в лоб обломком мебели. Удар был хорош и опрокинул парня на спину, на мгновение оглушив. Эхо схватки у поста, которой он счастливо избежал, докатилось и до Матю.
  Чему удивляться, когда я не раз встречал сообщения, что в семьях гибнет больше народа, чем в иных войнах.
  Придя в себя, он обнаружил, что Аза теперь рыдает над ним, гладя по голове, которую положила себе на колени.
  - Милый, славный Матю… что я, дура, наделала! Убила тебя, родненький ты мой…
  Малый закрыл глаза. Его слегка мутило, но стоило получить по голове, чтоб услышать про себя столько хорошего. В жизни ему никто ничего подобного не говорил.
  Аза оплакивала его:
  - Не было и нет… столь обходительного мужчины… как мой Матю! И больше не буудет…
  Дева заревела.
  Тогда Матю счёл необходимым подать голос. Однако, опасаясь, выбрал для этого стон.
  Плач стих. Матю застонал снова, не решаясь пока открыть глаза.
  - Матю… - услышал он ласковый зов, и обратил на Азу слегка затуманенный взор, полный боли. «Бьёт, значит, любит», - сделал он вывод.


                (продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/19/709)