Квартира. История квартиры в снах

Анна Мержвинская
   Немножко из истории о нашей квартире здесь, в городе Сланцы ленинградской области, когда мы сюда переехали в конце апреля 2004 года .



   У нас сталинка, 2 комнаты в квартире. Одна проходная, это комната дочки, а моя - дальняя. Буквально на 1-ой неделе проживания мне стали сниться какие-то, поначалу непонятные для меня, сны.Они повторялись и были с продолжением. Началось в них всё в далеких 30-х годах прошлого века: видела комнаты, людей много, полутемные и освещенные дневным светом (с соседями по подъезду мы еще не были знакомы, так что я ничего не знала о предыстории дома и квартир!). Как потом оказалось, в 30-х годах прошлого века тут было большое общежитие офицерского состава, люди жили разные. Но я видела только мужчин разного возраста, сразу поняла еще во сне, что это за время - некоторые были в гимнастёрках, красноармейцы. Я немного стала побаиваться ложиться спать: хотелось именно спать, а не рассматривать чьи-то былые времена. Потом, еще через месяц, я увидела уже послевоенное время, уже были отдельные квартиры, но почему-то наша квартира была без стенки, разделяющей теперешнюю, другую соседскую квартиру. То есть, в нее спокойно ходили и выходили через нашу квартиру.



   Еще через месяц - "новая смена эпохи" - уже 70-е года прошлого века: в соседской квартире 2 небольших ребёнка, помню светловолосую, чуть с кудряшками короткими, девочку помладше. Она в кроватке с бортиками. Около нее стоит девочка с такими же волосами, но постарше года на 4.



   Еще через месяц: вижу уже есть стенка между нашими квартирами (как сейчас!). Но я почему-то двигаюсь глазами в направлении одной длинной стены у соседки в квартире (в комнате той - никого нет). Останавливаю взгляд на определённом месте стены - там в стене прямоугольный тайник, он сливается со стеной, но нащупать его можно. Потом этот сон мне всё снился и снился бесконечно. Я не могла никак понять: почему?? Это же не в нашей квартире. Для чего мне это знать? И что с этими знаниями делать??


   Сказать соседям не решалась, чтобы они проверили (там жила пожилая пара, они въехали на год раньше нас). Потом в той квартире поменялись соседи, пожилая пара съехала, въехали нынешние соседи, среднего возраста с детьми. Сон так и появлялся, стоило мне только лечь спать в той своей комнате. Когда мы поближе познакомились с соседкой, я, года через 4, все-таки решилась ей рассказать. Она обещала посмотреть, когда будут там делать ремонт. Пока еще не сделали. А я уже не вижу тех снов, потому  что сплю давно в дочкиной комнате.


   На лестничной площадке, в нашем подъезде, есть перила. Они примечательны тем, что в их орнаменте сохранились элементы времён Красной Армии 30-х годов прошлого века. Сами перила чугунные, с деревянной обшивкой наверху. А орнамент в виде красноармейских звёзд. В центре перекрещиваются серп и молот. Когда мы въезжали в квартиру - весь орнамент почему-то был выкрашен темно-зелёной краской, а деревянная обшивка по верху - коричневатой. 5 лет назад был сделан небольшой ремонт в подъезде. Орнамент покрасили чёрной краской, а перила обновили опять коричневой. Все соседи по подъезду привыкли уже не обращать внимания на орнамент перил. Но это теперь история, веяние тех времён. Для меня было очень необычно обнаружить такую историческую реликвию в нашем подъезде. Наш дом почему-то до сих пор не является исторической ценностью, таблички нет. Таких домов в этом городе 4. Все они одного года постройки, 1931. Приятно ходить каждый день так близко с историей и жить в таком доме.