Голуби

Петр Панасейко
       
         

           Оформив пенсию в Пенсионном отделе, Евгений Золотарёв вышел на улицу и присел на скамейку отдохнуть: уж больно длинную очередь пришлось выстоять в указанном учреждении. Через несколько минут рядом сел незнакомый мужчина, который щёлкал зубами семечки подсолнуха, бросая шелуху на землю. Евгений хотел  уже сделать  замечание, но понял, что тот старше его по возрасту, судя по многочисленным морщинам на лице, и промолчал.

            Прошло минут десять. Незнакомец, читая газету, продолжать щелкать семечки. К скамейке подлетел сначала один голубь, потом второй. Вскоре их набралась целая стая. Они стали выполнять, по сути, работу местного дворника: собирая на асфальте шелуху от семечек. То ли у незнакомца зубы устали, то ли решил покормить голубей, но, достав из кармана горсть семечек, он бросил голубям, обратившись к соседу по скамейке:
           - С детства люблю голубей, знаете ли! Кстати, меня зовут Иван Васильевич, а Вас?
           - Евгений Константинович.
           - А Вы любите голубей?
           - Ещё бы, они «помогли» в детстве выбрать мне будущую жену-лапочку.
           - Ой, как интересно! Расскажите, Евгений. Может Ваш метод поможет моему внуку-балбесу выбрать себе жену. Знаете ли, водит к себе девок, спит с ними, а жениться боится, чтобы не ошибиться.
           - Хорошо, только давайте перейдём вон в тот двор дома. Солнце в зените не даст нам побеседовать. Я не переношу жару.

            Пенсионеры дружно покинули скамейку и направились в сторону жилого дома. Во дворе стоял столик для игры в домино, вокруг него красовались многолетние деревья, создававшие тень, прекрасную защиту от невыносимой жары. Заняв места игроков, они посмотрели по сторонам: не будет ли кто мешать им? Никто не мешал, и Золотарёв начал свой рассказ.

           … Женя тогда жил в одном из украинских сёл в ста километрах от Днепра. Село летом утопало в зелени садов. Их дом, построенный еще его дедушкой, стоял на первой улице при въезде в село. Справа соседями считалась семья Демьяненко, слева – Коротченко. У каждой из них росла дочка, годом младше. Последние очень жалели, что не придётся с Женей пойти учиться в первый класс. Он по своим годам должен был пойти «первый раз в первый класс» в сентябре 1954 года, девочки – в сентябре следующего года.

             Однако за месяц до этого знаменательного события родители Жени узнали, что их сын пойдёт в школу в 1955 году. Нет, не потому, что он не «горел» особым желанием туда пойти: ему с бабушкой-воспитательницей куда лучше было дома. Просто так получилось, что в том году первый класс оказался переполненным. Взяли только тех детей, кто родился до первого сентября. Наш герой «имел неосторожность» родиться тридцатого сентября. А поэтому в школу пошёл учиться без одного месяца с восьми лет. Что его не огорчило, а  наоборот обрадовало.

          Мечта девочек-соседок, таким образом, осуществилась: мальчишка  превратился в их одноклассника.

          Первая их учительница Марья Петровна, проработавшая в школе не один десяток лет, применила свой старый метод, рассадив мальчишек по одному за партами и предложив девочками занять свободные места.

            Женя Золотарёв не смог и «глазом моргнуть», как рядом с ним оказалась  Оля Коротченко. Возражать не стал, хотя ему очень понравилась девочка с соседней улицы. Соседки по дому его явно не интересовали.

            Потянулись долгие школьные дни, переходящие в недели и месяцы, один учебный год «уступал» место другому. Женя и Оля за это время подружились, стали чаще проводить время вдвоём. Любимым их занятием считалось выполнение домашних заданий, особенно по математике, когда ученик её решал, а ученица решение добросовестно переписывала в свою тетрадь.

           В пятом классе, к концу учебного года, их дружба незаметно переросла в нечто большее. Кто знает, может первая любовь и осталась бы с ними на всю жизнь, если бы не … голуби.

          Во времена послевоенного голода в селе не то что голубей не осталось, собак можно было пересчитать по пальцам. Но к началу шестидесятых годов в сёлах всё больше и больше стало появляться на крышах домов голубей. Появились они, стало быть, и у соседей Золотарёвых. К тому времени те успели «обновить» свои саманные дома и построить во дворах летние кухни с красного кирпича. На чердаках стали разводить голубей.

        Что касается родителей Жени, то они не торопились с голубями. Во-первых, их негде содержать, во-вторых,  они собирали деньги на постройку нового кирпичного дома с летней кухней. Женя не возражал, считая причину уважительной, хотя очень любил кормить голубей. К сожалению, чужих.

       Оля и Женя майским тихим вечером сидели в её комнате  и выполняли домашнее задание за шестой класс. В это время их потревожила бабушка:
       - Внучка, полезай на чердак и поймай мне на ужин двух молоденьких голубей.
       Услышав это, Женя собрался уходить. Хотя вначале и подумал, что подружка откажется от выполнения бабушкиного неприятного занятия. Но не тут то было.
         - С удовольствием, бабуля. Тебе их принести в том виде, как в прошлый раз?
         - Как тебе удобнее, Оля. Возьми в помощь друга.
          Друг, однако, не имел особого желания идти за голубями для ужина. Но настойчивость подруги взяла вверх. Поднимаясь вверх по лестнице, он никак не мог понять, что означают слова: «Как в прошлый раз?». Их смысл понял чуть позже.

         Голуби, видимо, догадались, что кто-то из них окажется в качестве ужина и бросились в рассыпную. За ними стала гоняться девчонка. Мальчишка стоял не шелохнувшись. Наконец-то один голубь попался.  Не долго думая, Оля открутила ему голову в буквальном смысле слова и бросила в сторону соседа:
        - Подержи пока, Женя, я сейчас ещё одного поймаю.
          Тот стоял «не живой, не мёртвый», на глазах появились слёзы, которые он быстро удалил.

         Перед сном пришлось маме мерить сыну температуру, которая, с её слов поднялась ни с того, ни с сего. Что случилось на чердаке у соседей она не знала. Подумала, виной тому сквозняк. Утром температура не спала, и в школу мама ученика не пустила. Бабушка же догадалась, когда внук ей рассказал о своей реакции на увиденное. Она  применила народное средство, и Женя на следующий день пошёл в школу «как ни в чём не бывало». Оле ничего не сказал, продолжая сидеть с ней за одной партой, ведь до конца учебного года оставались считанные дни. Мечтал в сентябре пересесть за другую парту. За какую? Да какая разница, лишь бы подальше от «живодёрки».

        Наступило лето. Оля уехала в пионерский лагерь, что сильно обрадовало соседа-одноклассника. Никто к нему не приставал. О соседке Зине  даже не думал. Она ему, разумеется, нравилась, но он прекрасно понимал, что после «дружбы» с Олей ей он был просто не интересен.

       В начале июля к Золотарёвым приехала «на денёк» (проездом на Юг) их дальняя родственница, заявившая бабушке-повару, что желает на обед иметь  борщ с голубями. Та позвала внука:
       - Женя, сходи к соседям Демьяненко, попроси для нашей гостьи от моего имени пару голубей. Я потом за них заплачу.
         Внук в бабушке «души не чаял» и отказать в просьбе никак не смог. Пошёл.
      
          - Зина, просьбу надо выполнить, - попросила мама, - полезай на чердак и поймай двух молодых голубей. Сразу же там отдай их Жене. Поняла?
          - Поняла, мама.

           Забравшись на чердак, мальчишка приготовился к худшему, закрыл глаза. Но сразу же их открыл, услышав командный голос одноклассницы:
           - Вы что, глупые, меня не поняли? Ну-ка быстро улетайте отсюда и не прилетайте, пока  гостья у наших соседей сама «не улетит» со двора.
           Голуби послушали  девчонку и дружно в одно мгновение покинули чердак.

          - И что ты скажешь маме, Зина? – поинтересовался «покупатель».
          - Скажу, что поймать не смогла. Мама меня поймёт. Мы ни одного голубя ещё не съели и не собираемся. Мне их жалко.
           - Ты что, вегетарианка?
           - Да нет, я ем и курочку, и свининку, но мне почему-то особо жалко именно голубей. Ты же видел, как они прекрасны. Разве можно их отправлять в борщ?
            - Ты чудо, Зина, можно я с тобой с седьмого класса буду сидеть за одной партой?
            - Я-то не против, а как же твоя любовь?
            - Не говори так, пожалуйста, Оля – это в прошлом.
            - Что так?
            - Как-нибудь расскажу.
            - После обеда на пруду расскажешь, я купаться собиралась. Пойдёшь со мной?
            - Можно было и не спрашивать: не пойду, а побегу.
            С тех пор они были неразлучны. Успешно окончили среднюю сельскую школу, затем институт, поженились на последнем курсе и жили счастливо…

             Когда рассказчик умолк, Иван Васильевич спросил:
             - И что, жена Ваша так голубей больше и не ловила, и не ела. Их же мясо вкусней курицы. Говорят, диетическое.
             - Вы правы, вкусней. Только после окончания института нас с ней направили по распределению в Россию, а здесь голубей разводят только для забавы. В пищу не используют. Тем более, в городе. По крайней мере, я нигде жареных голубей не встречал.

           Пенсионеры ещё какое-то время посидели, поговорили «о том о сём» и разошлись. Один пошёл к своей любящей жене, которую ему когда-то "выбрали" голуби,  другой – учить внука, как правильно выбрать жену.

18.04.2017 г.

Фото из Интернета