О достоинствах России

Сергей Белхов
Чухлеб С. Н.
О достоинствах России.
Не так давно один мой оппонент в политических дискуссиях поставил передо мной задачу: «Вы много и пространно говорите и пишете о том, что в России плохо. А что в России хорошо? Есть ли у нашей страны какие-либо достоинства?»
Вопрос этот последовал после его настоятельных призывов не ругать свою Родину, а всячески её восхвалять. Хотя оба пункта тесно связаны, они все же различны. Именно поэтому я начну с обсуждения, пусть и краткого, второй темы.
Думаю, что проницательный читатель уже догадался, что автор текста - либерал и западник. А, как известно, либералы – это нацпредатели, пятая колонна и вообще люди, продавшие Родину. На мой взгляд, обвинения такого рода больше сообщают об обвинителях, нежели об обвиняемых. И естественно, я с подобными утверждениями в корне не согласен.
На мой взгляд, либералы – это наиболее умная и образованная часть российской интеллигенции, искренне заинтересованная во благе своей Родины. А обвинения в предательстве проистекают из дикости и невежества российской власти и российского народа. И, безусловно, этот спор между либералами, с одной стороны, и властью и народом, с другой, отражает глубокий и трагический разрыв прогрессивной интеллигенции со своей почвой.
Но поскольку я не только либерал, но ещё и учёный, то стараюсь смотреть на ситуацию объективно. В этом отношении некоторая доля правды в обвинениях антилибералов есть. Так, например, для меня очевидно, что градус патриотизма у либералов неизмеримо меньше, чем у их оппонентов-традиционалистов.
Либералы встроены в глобалистскую модернизационную культуру, и в силу этого обстоятельства они склонны к космополитизму. Либерализм – индивидуалистская идеология и, соответственно, время от времени либерал взвешивает на весах рассудка общее, коллективное благо и своё личное. Иной раз рассудок говорит, что личное благо стоит предпочесть, что гробить себя на неблагодарной Родине не стоит и что эмиграция предпочтительнее. Очевидно, что подобные рассуждения (но не практика) менее свойственны традиционалисту, суть позиции которого неразрывно связана с местечковой уникальностью и  кругозором архаического человека.
  И в случае с обвинением либералов в гиперкритичности их оппоненты отчасти также правы. Действительно, история российской интеллигенции демонстрирует её сверхкритичное отношение к народу, к власти и к России в целом. Оснований для этого предостаточно. Российская интеллигенция есть плод модернизационных заимствований у Запада. Она представляет западную культуру, западные ценности, пересаженные на российскую почву. В целом же, если не считать этих модернизационных заимствований, Россия продолжает оставаться достаточно архаической страной. Естественно, что это обстоятельство порождает мощную, радикальную критику со стороны интеллигенции – страна не живет по модернизационным стандартам. Да и сама жизнь интеллигенции также способствует критическому отношению – архаическая Россия с подозрительностью смотрит на интеллигента и всячески старается осложнить его жизнь.
Критика стала второй натурой российского интеллигента. Осуждать его за эту невротическую реакцию мне трудно. Ведь другая причина такого сверхкритичного отношения – власть и её прихлебатели без устали воспевают хвалу святой Руси. При этом они злоупотребляют, воруют и при первых же признаках краха разбегаются прочь, как крысы с тонущего корабля. При бегстве эта публика умудряется прихватить с собой немалый кусок российского богатства. Присоединиться к подобному хор хвалителей порядочному человеку очень трудно. И поскольку хвалы эти непрестанны и чрезмерны, он впадает в иную крайность – крайность недоверия и гиперкритицизма.
В силу этих и других обстоятельств и я неизмеримо больше критикую порядки в России – доброго слова на этот счёт от меня не дождёшься. В оправдание я всегда говорю, что критика приносит значительно больше пользы, чем похвала. Возможно, похвала воодушевляет и даёт дополнительные силы. Но она же может привести к успокоению и самодовольству. В то время как критика позволяет обозначить проблему, обсудить её и наметить пути решения.
Исходя из вышесказанного, предложение перечислить положительные стороны России показалось мне весьма интересным и продуктивным. Оно полезно для того, кто склонен к гиперкритицизму.
Видимо, состояние моего ума не столь плачевно, поскольку я сразу, сходу выдал несколько положительных черт России. Теперь, поразмышляв, я могу даже расширить список достоинств. Но поразмышлять пришлось. И связано это не с тем, что Россия уж очень пакостная страна, а с тем, что сам вопрос погружает нас в океан субъективного. Например, первая проблема, которая меня отяготила: следует ли указывать лишь эксклюзивные добродетели страны или можно перечислять достоинства, свойственные и другим странам и народам? Сначала я решил, что необходимо искать уникальные добродетели. Но потом умозаключил по аналогии: иной раз мы называем кого-либо порядочным человеком и указываем это в качестве его положительной характеристики. Но это же не означает, что он – единственный порядочный человек в мире. Есть и другие порядочные люди. Однако это обстоятельство не мешает нам с похвалой отметить именно эту персону. Так и со страной: если у страны есть некие достоинства, которые присущи и другим странам, это не должно останавливать нашу похвалу.
Были и другие сомнения. Но более всего меня смущал не очень большой список достоинств Родины. И тогда я решил провести опрос среди своих студентов, чтобы узнать, за что каждый из них ценит свою Родину. Их ответы, надеялся я, продвинут и меня в моих размышлениях.
Перед опросом я сам сформулировал следующие достоинства России.
1. Не самая дикая страна. Есть страны значительно более дикие и неблагополучные. Если бы меня поставили на границе России и Афганистана, то я припустил бы в сторону России.
2. Очень талантливый народ. Одна из причин этой талантливости – смешение этносов  и различных культур.
3. Достаточно богатая и оригинальная культура. Удивительно богатый, красивый и сложный язык.
4. Ваш покорный слуга, Чухлеб Сергей Никитович, живёт в России, мыслит и говорит на русском языке, уже одно это обстоятельство ставит страну в очень привилегированное положение.
Это, конечно, шутка, но в ней есть здравое зерно: любой россиянин (как и любой человек) имеет достаточно высокое мнение о себе. И он может сказать, что страна не является пропащей, коль в ней живёт такой человек.
Данные опроса студентов.
Положительные черты России, указанные моими студентами, я разбил на две группы: первая группа – те, которые мне показались справедливыми, вторая группа – сомнительными. Достоинства страны, указанные мной выше, я упоминать уже не стал.
Реальные достоинства России.
1. Уникальный генофонд.
2. Способность учиться у других (впрочем, справедливо и обратное).
3. Большая территория с богатыми ресурсами, различными климатическими зонами, многонациональная.
4. Менталитет и личные качества россиян: мужество, гостеприимство, дружелюбие, искренность, сострадание, лиризм, душевность, открытость, готовность поддержать. Как написала одна студентка: «Хмурые, но добрые».
5. Всё работает круглосуточно.
6. Вода дешевле и её больше.
7. Бесплатное образование (Правда, здесь у меня есть некоторые сомнения. Я противник бесплатного образования. Но для большинства это благо)

Сомнительные достоинства.
Сомнительные в том смысле, что очень многие не усмотрят в них хорошего. Или же достоинства эти иллюзорны. В скобках я даю небольшой критический комментарий.
1. Отрицательное отношение к гомосексуалистам (мне дороги все россияне и я за Россию, в которой хорошо всем).
2. Красивые женщины (стандарты красоты весьма субъективны).
3. Сильная власть (по словам Герцена, государство расположилось в России, как оккупационная армия).
4. Коллективизм (отчасти иллюзия. Кроме того, коллективизм подавляет индивидуальность. Современная цивилизация невозможна без индивидуалистских ценностей и индивидуалистской идеологии).
5. Халява (халява развращает, за неё всегда кто-то платит, в конечном итоге расплачивается и тот, кто халяву получил).
6. Непобедимая страна (иной раз Россия и проигрывала).
7. Хороший президент, лидер страны (на мой взгляд, он нас ведёт к катастрофе. Причём, когда эта катастрофа случится, большинство россиян будут вспоминать его с ностальгией, а во всём обвинят тех, кто будет бороться с последствиями этой катастрофы).
8. Миролюбивая, антивоенная политика (Россия достаточно агрессивная страна. Империи миролюбивой политикой не создаются. За последние 17 лет Россия провела 4 войны – в трёх она была инициатором).
9. Сильная армия (в последние 300 лет Россия, как правило, имела самую большую армию в мире. Но время от времени эта армия терпела катастрофические поражения).
10. Экология (зоны с почти идеальной экологией соседствуют с зонами экологической катастрофы).
11. Принятие любых вер и национальностей (Россия знает многочисленные примеры подавления вер и национальностей).
12. Российская действительность учит выживать в суровых условиях.
13. Умение развиваться, идти в ногу со временем, внедрять новые технологии (с одной стороны, это есть, но с другой стороны, мы всё время сталкивается с проявлениями отсталости).
14. Дешевизна. 
15. Дача, дачная культура, соления.
16. Центральное отопление.       

                18 апреля 2017 года.