Душе нужна любовь

Елена Горяинова
  Я работаю полиграфологом. Провожу опросы, тестирования, собеседования с использованием детектора лжи. В России его называют чаще полиграфом от греческих слов: polys — многий, многочисленный, обширный и grapho — пишу. Этот термин более правильный, чем детектор лжи, по той простой причине, что прибор только регистрирует (пишет) изменения эмоционального состояния испытуемого при воздействии на него словесным раздражителем, а не вскрывает ложь. Выводы о лжи или правде делает специалист после проведения анализа. И в самом деле, человек может сильно отреагировать, сказав правду, отвечая на волнующий его вопрос, и слабо, солгав на вопрос, оставляющий его равнодушным. То есть прибор фиксирует не ложь, всего лишь реакцию человека на вопрос. А ложь это или нет – решает все же специалист. Так что правильней называть устройство полиграфом, но для широких масс детектор лжи звучит все же понятней.
  Впрочем, речь не об этом. Моя работа бывает, что радует меня, бывает - огорчает, порой мучает. Но всегда есть какие-то трогательные, ценные для меня моменты, когда человек, взволнованный самой этой процедурой, приоткрывает душу.
  Так, например, случилось еще на заре моей деятельности на этом поприще. На собеседование с помощью полиграфа пришел мужчина - кандидат на работу. Я увидела при ответах на некоторые вопросы стабильно сильную реакцию, говорящую о том, что он постоянно кого-то избивает. Когда я стала расспрашивать мужчину, он не стал скрывать, что ссоры с женой последнее время заканчивались всплеском его ярости и как следствие - рукоприкладством. Потом выяснилось, что в детстве он наблюдал похожую картину: отец бил его мать. В Курск семья мужчины переехала из другого города. Здесь у них не было ни родных, ни друзей. Тещу разбил паралич, сам он никак не мог найти работу. Жена устроилась продавцом в магазин. Прежде не перечившая мужу, она начала дерзить ему. Все чаще возникали скандалы, которые заканчивались избиением женщины.  И все это происходило на глазах двоих детей. Мужчина не был идиотом и понимал, что ведет себя по-скотски, отчего страшно страдал. Ему надо было выговориться, а никого не было для этой роли. Поэтому, когда это выяснилось через полиграф, его, как прорвало. Он рассказывал, я слушала. Я не пыталась осуждать его, только потом заметила: «Вы же не хотите, чтобы Ваши дети повторили этот негативный опыт, как Вы повторили манеру поведения своего отца? Ради только этого стоит поработать над собой и измениться». Он согласился. Люди оказались не готовы к новым жизненным испытаниям, и все самое плохое вылезло на поверхность. А были бы, к примеру, верующими людьми, то могли бы пойти в церковь и попросить совета у батюшки. Уверена, что после этого им стало бы легче переносить трудности жизни. В любви и согласии, желании понять, простить, пожалеть друг друга, со временем все пошло бы по правильному пути.    Хочется верить, что мужчина смог изменить себя в лучшую сторону. Он был искренен в своих переживаниях. А после того, как выговорился, было видно, что ему стало легче. Уходил он даже какой-то радостный. Дай то Бог, чтобы хватило мужества и терпения измениться хотя бы ради детей.
  Недавно я проводила опрос с использованием полиграфа одного человека, который тоже мне запомнился. Надо было выяснить: был ли он честен со своими партнерами по бизнесу? Рассказывать подробности не буду. Эта конфиденциальная информация. Скажу только, что после тестирования я сделала вывод с высокой степенью достоверности, что этот мужчина не обманул компаньонов. Интересен был сам человек. У него было бурное прошлое и не всегда законопослушное. Да и на момент опроса он вел далеко небезгрешный образ жизни, что и не скрывал.
  Случайно между тестами зашла речь о религии, о существовании души и о том, что она не умирает вместе с телом. Мужчина стал рассказывать, как он убедился в этом, пережив клиническую смерть. Его волнение заметно усилилось, на глазах заблестели слезы. Нет, он не заплакал, но несколько дрожащим голосом пояснил: «Видите, я до сих пор не могу говорить об этом спокойно. Когда я вспоминаю, то ком подкатывает к горлу!».
- Вас так сильно потрясла Ваша клиническая смерть? – спросила я.
- Нет, не сам факт, что у меня остановилось сердце, а то, что я пережил, что прочувствовал, что узнал. Описать я это не могу конкретно. Это такое чувство, будто я вернулся домой, в детство. Как будто я долго был в чуждом мне мире, и вот, наконец, я возвратился в родную среду, где была только одна любовь. Да, именно от любви распирало мою летевшую душу.
- У Вас была клиническая смерть на операционном столе?
- Нет, от наркотиков. Сердце остановилось. Душа вылетела из тела. Друзья кинулись реанимировать меня. Делали массаж сердца. В конце концов, откачали. А я так и не знаю до сих пор, что было бы лучше: выжить или остаться в этой вселенной, где все для моей души было родным. Там не было зла. Ведь когда моя душа вылетела из тела, она ощутила такую легкость, радость и любовь, что трудно описать словами.
- Да, я читала, что многие, пережившие клиническую смерть люди рассказывали, что испытали такой наплыв любви, что это осталось самым для них потрясающим ощущением за всю жизнь. Верующие говорили, что видели Христа. А когда их спрашивали: какой он? Они отвечали: он – и есть эта любовь. И многие просто не хотели ни за что возвращаться назад в тело и в нашу реальность.
- Вот-вот. Я Вам не дорассказал. Именно, как Вы сейчас сказали – я ни за что не хотел возвращаться в свое тело. Оно было мне мерзко и противно. Более отвратительного чувства я тоже не испытывал до этого, когда моя душа вернулась в грешное тело. Я так не хотел покидать то место, где я был счастлив и где все было для меня родным.
  Его волнение передалось мне:
- Знаете, наверно, Вас не зря Бог вернул назад. Видно, Вы не все исполнили в этой жизни.
- Не знаю. Сейчас у меня есть задача – вырастить дочь. Ее мать бросила, и я один отвечаю за ее будущее. Хотя на тот момент я был молодым человеком, детей еще не было.
- А наркотики?
- О, это давно оставлено в прошлом. Я многое пересмотрел в своей жизни после того случая.
- Я Вас понимаю. У меня тоже был эпизод, когда душа покидала тело. Но она вылетела, наверно на какие-то секунды, а испугавшись, сразу вернулась назад. Стало страшно от того, что я увидела свое тело со стороны. Впрочем, мы с Вами отвлеклись. Продолжим?
  После, когда я осталась в кабинете одна, на меня нахлынули воспоминания об этом случае в пору моего студенчества.  Мы с мамой завтракали. Я сидела спиной к холодильнику. Мама находилась сбоку рядом. Я спешила в институт, поэтому жевала быстро и нервно. В результате прикусила язык. Да так резко и сильно, что разве что не откусила. Жуткая боль пронзила все мое существо, и я на мгновение погрузилась в темноту. Из темноты я вернулась в сознание и с высоты пространства над холодильником увидела ниже такую картину: испуганная мама крепко прижимает меня к себе. Я мгновенно поняла, что вижу со стороны свое тело в объятьях матери. Меня охватил просто животный ужас. Как так? Я – там с мамой и одновременно тут над холодильником? Потом все пропало, и я пришла в себя. Мама позже рассказала, что видела она. Как только я прикусила язык, мое лицо приобрело совершенно белый даже с каким-то зеленым оттенком цвет, глаза закатились, тело стало выкручивать по спирали. От неожиданности мама только смогла схватить меня в охапку и крепко прижать к себе. К тому же она испугалась, что я упаду со стула. Вот эту картинку я как раз и видела с высоты холодильника. Все это произошло быстро. Моя душа не вылетела за пределы кухни. Правда тогда мы с мамой, будучи людьми советской эпохи, воспитанные на материализме, сделали вывод, что у меня случилась какая-то галлюцинация.
  Это было в конце 70-х годов 20-го века, а лет через десять мы с мужем смотрели знаменитый голливудский фильм «Привидение». Когда герой Патрика Свэйзи видит с ужасом и потрясением после нападения на него бандита, как его подруга в исполнении Дэми Мур плачет над его телом, я сразу вспомнила о таком же точно переживании при виде себя со стороны. Меня обдало жаром и во время другого эпизода, когда тело ясновидящей - героини Вупи Голдберг начинает выкручиваться, выпуская из себя или впуская в себя чужую душу. Мама рассказывала, что мое тело тоже выкручивало, когда моя душа его покинула.
- Что это? – думала я – галлюцинация, как мы тогда решили или как раз веское доказательство того, что душа не умирает, что она может существовать вне тела, то есть душа бессмертна?
  Я никогда не верила людям на слово, и только убедившись на своем примере, стала с большим доверием относиться к рассказам такого рода. И как же это здорово жить с убеждением и верой в то, что мы не умрем. Мы только сбросим свои земные одежды.   А за этим пониманием приходит самая главная мысль, что при жизни души в теле надо заботиться больше о ней - о душе, а не о теле, которое будет потом гнить в земле или сгорит. Да и не важно. Важно, что без души оно безжизненно.
  Конечно, о теле тоже нужно беспокоиться, чтобы душе было в нем уютно и приятно. Не зря же говорится: в здоровом теле здоровый дух. Те, кто когда-либо занимался спортом, знает какой можно ощутить душевный подъем, когда каждая частичка тела после удачной тренировки полна энергии и поет вместе с душой. Вершиной же гармонии души и тела можно назвать и секс между двумя любящими людьми, когда они растворяются друг в друге и душой, и телом. Душа расцветает, когда наслаждается произведениями искусства, в том числе и теми, где воспевается физическая красота.   Мы получаем эстетическое удовольствие, рассматривая скульптуры или картины с обнаженной натурой великих мастеров эпохи ренессанса или любуясь грациозными движениями в балетном спектакле.
  Когда за красивым телом стоит глубоко чувствующая душа, то такая красота по-настоящему цепляет другие души. А целые толпы одинаково красивых с одинаковыми пухлыми губами, татуированными бровями, с гладкой без единой морщинки натянутой кожей дамы вызывают те же чувства, что и красивые неживые куклы в букольках и оборках. А каким ангелом мы воспринимаем хрустального мальчика, родившегося с хрупкими косточками у матери, страдающей алкоголизмом. О нем была передача на первом канале. Как же прекрасна душа маленького существа, испытавшего столько душевных и физических страданий, что иной взрослый и за всю жизнь не испытывал. А этот мальчик не озлобился. От него идет свет любви и веры. Он прощает и жалеет беспутную мать, молится за нее и верит в добро. Хрустального мальчика взяла к себе хорошая семья, и мы все радуемся за него. Вот подтверждение тому, что даже в крошечном больном неказистом теле может жить огромная красивая душа.
  Все души нуждаются в любви и тепле: и светлая душа хрустального мальчика, и измотанная муками совести и вины душа взрослого мужчины.
  Как же хочется верить, впрочем, нет, не хочется, а я верю: ничто не кончается для души с остановкой сердца. Она просто возвращается в свою родную среду обитания, где ее ждет любовь и благодать. Но пока здесь и сейчас нам  никто не мешает относиться друг к другу с любовью, теплом, заботой, вниманием. Надо только всегда помнить, что душе нужна любовь.