Донасьен Альфонс Франсуа де Сад

Михаил Окунь
Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740 - 1814)

         Сексуальная карьера маркиза де Сада, чье имя дало название садизму – сексуальному отклонению, заключающемуся в получении наслаждения от нанесения боли своему сексуальному партнеру, началась 18 октября 1763 года. Именно в этот день 20-летняя проститутка Жанна Тестар согласилась на любовную встречу с молодым элегантным дворянином в его доме. Там он провел ее в небольшую комнату без окон, стены которой были задрапированы тяжелыми черными портьерами. Около одной из стен стояло несколько плетей. Немного позже, объяснил дворянин Жанне, она отстегает его любой из этих плетей, а потом сама выберет ту, которой он отстегает ее. А пока, может быть, немного анального секса? Жанна отказалась. Тогда де Сад, угрожая ей смертью, заставил разбить одно из распятий, во множестве висевших на стенах вперемешку с порнографическими рисунками.
К несчастью для будущих жертв маркиза, родители его жены Рене-Пелажи были весьма влиятельны при дворе. После 15 дней, проведенных в тюрьме по жалобе Анны Тестар, де Сад заявил о своем глубоком раскаянии и был выпущен. Полиция Парижа предупредила владельцев публичных домов, что он представляет опасность для проституток, и де Сад вынужден был начать подбирать для своих оргий непрофессионалок.
В 1768 году де Сад познакомился на улице с некой Розой Келлер, вдовой, оставшейся без средств к существованию и вынужденной просить милостыню. Он привел ее к себе в дом, где заставил раздеться и лечь на кушетку лицом вниз. Затем он начал избивать ее плетью. несколько раз он останавливался и натирал ее покрытое рубцами тедо какой-то мазью. Ее крики, казалось, лишь придавали ему дополнительные силы. Наконец, де Сад  издал дикий вопль, опустился на пол и прекратил избиение.  Келлер сумела выбраться из дома и обратилась в полицию. Де Сад вновь был водворен в тюрьму – в назидание всем прочим развращенным аристократам. Однако он смог добиться быстрого освобождения, наградив Рене-Пелажи, никогда не жаловавшуюся на судьбу, очередной беременностью во время посещения его в тюрьме. маркиза освободили под честное слово, обязав уехать из Парижа и тихо-мирно жить в своем замке на юге Франции.
Переехав туда с семьей, он пригласил с собой и младшую сестру жены Анн-Проспер, которая вскоре практически и стала его настоящей женой. В замке де Сада была создана обстановка, всячески благоприятствующая получению сексуальных наслаждений. Ставились весьма изысканные эротические спектакли, в которых принимали участие Рене-Пелажи и Анн-Проспер. Но они, вероятно, были все же слишком добропорядочными для маркиза.
Когда в июне 1770 года де Сад  поехал в Марсель, где должен был получить долг,  он  дал указание своему лакею Латуру найти и привезти в замок несколько женщин для задуманной оргии. Четыре портовых проститутки в возрасте от 18 до 23 лет , привезенных Латуром в замок, были принуждены де Садом участвовать в ритуале, во время которого каждая из них по очереди была избита плетьми, а затем, в свою очередь, отстегала самого де Сада. Между избиениями проституткам предлагались различные комбинации анального и вагинального секса с де Садом и Латуром или с тем и другим одновременно. Во время оргии всем женщинам неоднократно предлагались анисовые конфеты (которые оказались возбуждающими пилюлями). Через несколько часов двум участницам оргии стало плохо, у них началась рвота, которую невозможно было остановить. Одна из них заявила, что ее пытались отравить.
Де Сад и Латур спешно бежали. Суд Марселя заочно приговорил их к аресту, покаянию на паперти Марсельского собора и смертной казни: де Сад к обезглавливанию на эшафоте, Латур – к повешению. Следующие несколько лет маркиз провел на положении беглеца.
В 1774 году маркиз получил полное прощение за  все свои старые прегрешения в связи с восшествием на трон нового короля Франции. Не теряя времени, он стал осуществлять свою давнюю мечту, занимаясь сексуальным образованием молодых девушек в своем замке. Анн-Проспер к тому времени покинула его, но Рене-Пелажи по-прежнему оставалась верной спутницей и помощницей во всех начинаниях. С ее помощью он отыскал опытную сутенершу, которая нашла для него пятерых 15-летних девушек и одного мальчика, якобы для работы слугами в замке. Вновь начались оргии, в результате которых разыгрался очередной скандал. Двум девушкам удалось бежать из замка, при этом одной из них понадобилась срочная медицинская помощь. Родители трех девушек подали на маркиза в суд.
Однако де Сад быстро упрятал в тюрьму сутенершу, от которой у него родился ребенок, вскоре умерший, – чтобы меньше болтала. И, ничуть не обескураженный всеми этими обстоятельствами, подкупил монаха местного монастыря, который и стал поставлять ему новые жертвы для оргий, убеждая при этом родителей, что дисциплина в замке маркиза не менее строга, чем в монастыре.
В начале 1777 года из Парижа пришла весть о том, что мать де Сада умирает. Несмотря на то, что он всегда относился к ней довольно равнодушно, маркиз немедленно отправился в Париж. Его предупредили, что теща попытается устроить дело так, чтобы его арестовали. Он и в самом деле оказался за решеткой – на сей раз надолго, в Бастилии.
Во время заключения де Сад открыл для себя два новых источника получения сексуального удовлетворения: мастурбацию и литературу*. Его воображаемые оргии приносили ему такое удовольствие, что он больше никогда не устраивал реальных оргий в жизни. Рене-Педажи оставалась верна ему на протяжении всего заключения, но развелась с ним сразу же, как только он оказался на свободе, и бежала в монастырь. Освободила маркиза Великая французская революция в 1790 году, и он даже успел послужить в национальной гвардии и выступить в Конвенте. Однако он решительно выступил против революционного террора – смертной казни и погромов. И снова на некоторое время лишился свободы – его арестовали «именем народа по обвинению в излишней умеренности взглядов».
Вскоре у де Сада завязались теплые отношения с молодой актрисой Мари-Констанц Ренелль. Какое-то время он жил с нею на сеновале, ухаживая за ее маленьким ребенком и зарабатывая на жизнь тем, что служил рабочим в театре.
С 1795 до начала 1800-х годов во Франции и Голландии вышли основные книги  де Сада, и в 1801 году как автор «аморальных сочинений» он угодил сначала в тюрьму, а затем, уже вторично (впервые в 1789) – в психиатрическую лечебницу Шарантон.
Ренелль отправилась с ним в Шарантон, и, похоже, не слишком возражала, когда через несколько лет этот располневший ревматический полуслепой старик завел  себе молодую любовницу-прачку. Об этой последней любовнице де Сада – Мадлен – известно лишь то, что ей было 15 лет, когда она сошлась с 72-летним маркизом. Ее мать надеялась, что он поможет дочери стать актрисой. В Шарантоне де Сад продолжал писать и ставил спектакли, на которые, по воспоминаниям, съезжался парижский свет.
Первоначальный анализ сексуальной жизни де Сада был чересчур упрощенным и сейчас явно устарел. Недавно обнаруженные новые материалы – письма, дневники и пр. – доказывают, что де Сада нельзя считать ярким примером типичного садиста. Все его жестокости были скорее театральными, чем подлинными. У него был высокий интеллект, несомненное литературное дарование, в нем как бы уживалось сразу несколько личностей.
Де Сад утверждал, что его семенная жидкость была столь густой, что эякуляция из-за этого становилась весьма болезненной. Этот симптом может отчасти объяснить его сексуальное отклонение, которое заключалось как в нанесении, так и в получении боли.
Его пристрастие к анальному сексу не поддается объяснению, поскольку известно, что де Сад презирал гомосексуалистов. Возможно, он занимался этим лишь из природного чувства противоречия, поскольку гомосексуализм был официально запрещен. Де Сад, очевидно, был так потрясен теми страстями и эмоциями, которые вызывали в нем женщины, что всегда пытался подчинить их своей воле, подавив, таким образом, и самого себя.


* Практически всё своё литературное наследие де Сад создал за решеткой, проведя в тюрьмах в общей сложности более 30 лет. Он оставил 12 романов, 20 пьес, 60 новелл.

Опубликовано: газ. «Интим» №8(10) июль - август, 1998. С.23.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Месть маркиза де Сада

К.Прибытков (Женева). «Эхо планеты» №28, 1998.

Француз маркиз де Сад, чья жизнь была чередой скандалов, долгов и арестов, вновь заставил говорить о себе. Повод для этого дало постановление, вынесенное недавно швейцарским Федеральным судом. Служители Фемиды, правда, решали судьбу не собственно маркиза, а его знаменитого труда «120 дней Содома», в котором описаны 600 видов сексуальных извращений.
О праве собственности на рукопись спорили между собой представительница известной французской семьи Натали де Ноай и наследники женевского коллекционера Жерара Нордманна.
Речь идет о двенадцатиметровом свитке, составленном из маленьких, склеенных между собой листков шириной 12 сантиметров каждый. На них микроскопическим почерком записано захватывающее эротическое повествование, вышедшее из-под пера Донасьена Альфонса  Франсуа де  Сада. Создавал он свое произведение в промежутке между 1782 и 1785 годами, когда коротал время в Бастилии. Начисто труд был переписан в 1785 году. Маркиз в деталях описал неординарное сексуальное поведение 46 персонажей – обитателей некоего замка.
Рукопись нашли в его камере, когда грабили Бастилию**. Потом она переходила из рук в руки, пока в 1929 году не оказалась во владении семейства Ноай. Изданы «120 дней Содома» только в 1904 году. И поныне литературно-философское наследие де Сада, рассказавшего о темных сторонах человеческой души, воспринимается публикой далеко не однозначно.
Судебная тяжба вокруг рукописи носит запутанный характер, поскольку в этом деле столкнулись лбами французские и швейцарские законы, гражданский и уголовный кодексы, внутреннее и международное право. Истоки спора восходят к 1982 году, когда некий близкий друг Натали де Ноай – парижский издатель – предложил творение де Сада Жерару Нордманну. Сговорились за 300 тысяч французских франков (примерно 50 тысяч долларов). Скоро, однако, выяснилось, что сделка совершена без ведома подлинных владельцев манускрипта. За это продавец поплатился у себя на родине двумя годами тюрьмы условно – его признали виновным в похищении и незаконном вывозе культурно-исторического памятника за границу. Натали де Ноай обратилась к женевскому правосудию, пытаясь вернуть рукопись. Но ее усилия остались втуне.
Колеса юстиции крутились медленно. В  1989 году на спорный манускрипт в Швейцарии был наложен арест. Суд первой инстанции рассмотрел дело в марте 1997 года. Несколькими месяцами позже настала очередь кантонального суда. И тот, и другой сочли, что свиток должен остаться в Конфедерации, поскольку не доказано, что Нордманн, ныне умерший, делая покупку, знал, что рукопись попала к продавцу нечестным путем. Согласно статье 933 Гражданского кодекса, покупатель, совершивший сделку с искренними намерениями, остается владельцем приобретенной вещи независимо от ее происхождения.
То, что во Франции правосудие расценило как кражу, в Швейцарии сочли всего лишь злоупотреблением доверием. Единственное, что было важно для судей, это выяснить: знал Нордманн об афере или не знал.
Решение Федерального суда не было легким. Голоса судей разделились: три против двух. В пользу Нордманна говорило то обстоятельство, что он уплатил довольно большую сумму за покупку. Причем рассчитался не наличными, а чеком, то есть сознательно «оставил следы».
Впрочем, у местных наблюдателей, как и у двух голосовавших против судей, так и не рассеялись сомнения в отношении искренности покупателя. Без ответа остаются несколько вопросов. Почему Нордманна не беспокоило отсутствие официального разрешения на вывоз рукописи из Франции? Почему он не поинтересовался, куда делся знаменитый футляр в форме фаллоса, в котором свиток хранился с прошлого века? В среде коллекционеров были хорошо известны и манускрипт де Сада, и необычного вида коробка. Поэтому швейцарец просто не мог не спросить продавца о местонахождении футляра.
Но… судьи свое слово сказали. Это значит, что обманутая в начале 80-х годов в лучших чувствах Натали де Ноай не только не получит назад свое сокровище, но еще должна будет оплатить судебные издержки в размере 16 тысяч швейцарских франков (больше 10 тысяч долларов).
…Маркиз де Сад, настрадавшийся в застенках, считал, что единственный человеческий грех – это не следовать законам природы, подчиняясь навязанным обществом правилам и условностям.


** Сам де Сад считал рукопись утерянной во время своего первого переезда из Бастилии в Шарантон в 1789 г. (примеч. М.О.).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Из завещания маркиза де Сада:

Когда меня засыплют землей, пусть сверху разбросают жедуди, чтобы молодая поросль скрыла место моего захоронения и след моей могилы исчез бы навсегда, как и я сам надеюсь исчезнуть из памяти людей.


Иллюстр.: Х. Беллмер. Из серии „A Sade” .  «120 дней Содома». Париж, 1968.