Проблема школьного буфета

Инна Коротаева
     Долго ли может выдержать человек, если его кормить только винегретами или только коврижками? Может ли черное быть белым, а холоднее – горячим? Что скажет семилетний малыш, если ему вместо бутерброда предложат… кружку пива?
 
     Нелепые, смешные вопросы, не правда ли? Но как ни странно, именно эти вопросы должны уже давно волновать работников такого солидного, как трест столовых, кафе и ресторанов, директоров столовых баз снабжения. Словом, тех, кто обязан заботиться о горячем питании детей в школах.

     Должны бы волновать, да не волнуют…

     … Школа № 70. Подойдет ученик к буфету и невольно остановится в замешательстве. Есть отчего растеряться – выбор самый разнообразный. Огромные банки зеленых томатов, консервы «Ряпушка», «Щука», баклажанная икра, компот «Слива» и, наконец, шпроты!

     Вкусные вещи. Да, так сказать, не по карману и не по аппетиту ученику младшего класса.

     Но подобный ассортимент в школьном буфете – не самое удивительное. Буфетчица Киселёва из школы № 39 была уволена за то, что продавала в школьном буфете… пиво.

     Вернемся снова к школе № 70. Идет к концу второй урок. Буфетчица тов. Соболева и четверо родительниц заканчивают подготовку к большой перемене. Нарезаны колбаса и хлеб, разлит чай, отсчитано по четыре карамельки на человека. Это меню сегодняшнего горячего завтрака.

     Отсюда до школы № 57 – несколько трамвайных остановок. А меню горячего завтрака – почти такое же: булочка с сыром и стакан чая. Можно познакомиться и с недельным меню: кисель и пончик, бутерброд с сыром и чай, компот и пончик, кисель и слойка.

     Потрепанная тетрадь – «Санитарный журнал». Сюда врач и другие проверяющие товарищи записывают свои пожелания по работе буфета и по ассортименту продуктов. Вот некоторые записи: 17.II.1957 г. – «Увеличить ассортимент». 5.IV.1957 г. – «Увеличить ассортимент молочных продуктов».

     Записи велись, а мер по ним не принималось. По-прежнему фабрика-кухня, обязанная готовить для этой школы горячие завтраки, присылала коржики, языки, коврижки, пончики.

     Но можно ли подобные кушания назвать  горячим завтраком?

     - Пожалуй, нельзя. – задумчиво соглашаются директор фабрики-кухни тов. Тертель и заведующий производством тов. Щербаков. – Но ведь на рубль много не сделаешь…

     С большим трудом и не скоро находится на фабрике примерное меню горячих завтраков, принятое на совещании директоров столовых и школ. Правда, наши собеседники видят его впервые.

     - Котлеты мясные – можем приготовить, - признает тов. Тертель.
     - Лапшевник, макаронник – можем, - подтверждает тов. Щербаков.
- Кашу – любую можем…

     Так почему же возможно, но не выполняется? Товарищ Тертель не может это объяснить.

     Более ясный ответ дает директор треста столовых, кафе и ресторанов тов. Яблоков:
     - Халатностью директоров столовых объясняется такое положение да тем, что считают они горячие завтраки величайшей для себя обузой.

     А завтраки, как и все, что делается для детей, требуют и заботы, и теплоты, и чуткого отношения. А со стороны треста – еще и строго контроля.

     Тов. Яблоков рассказывает, что после начала учебного года была проверка  работы школьных буфетов. Потом на совещании работников столовых говорилось о недостатках в обслуживании школ. Да, видимо, проверялось и говорилось плохо и мало. Сейчас в тресте столовых готовится новая «реформа» - вместо восьми школ – двадцать две будут прикреплены к фабрике-кухне. Готовятся термосы. Шесть мотоциклов будут доставлять горячие блюда в школы.

     Но улучшат ли мотоциклы меню школьных завтраков? Не простоят ли они без дела во дворе фабрики-кухни? Так и произойдет, пожалуй, если тов. Тертель будет относиться к двадцати двум школам, как к своему ближайшему соседу, школе № 57.
А туда пока и рисовую кашу доставляют только раз в неделю.

     В начальной школе № 5, которую обслуживает столовая № 7, нет горячих завтраков. Жалко выглядит и буфет: бутерброды с сыром, печенье,  булочки, котлеты, стоимостью в 1 рубль, кофе. Давно не видели малыши ни кефира, ни простокваши, ни кондитерских изделий.

     В школе № 6 с 11 по 27 января вообще нельзя было позавтракать. Совсем не работал буфет.

     Много говорят у нас об организации настоящих горячих школьных завтраков. Жалуются родители, негодуют учителя.

     А директора столовых и трест пока только обещают улучшить положение с питанием детей. Но ведь словами человека, даже самого маленького, даже первоклассника, не накормишь. Горячие завтраки в школах должны быть при любых условиях.

     В проверке корреспондента газеты «Юность»  И. Копыловой принимала участие рейдовая бригада:   З. Леонтьева, старшая пионервожатая школы № 26,  В. Черных, зав. пионерским кабинетом  Дворца пионеров.

     Юность, 1958