Запахи детства

Елена Кирсанова
Чем пахнет детство?Моё пахнет свежескошеной травой,голубыми Васильками  в широком поле.Я у бабушки,нас здесь много-10 внучат.У бабушки пятеро детей,а нас 10,мы все разные,но все одинаково любим бабулю и мамин отпуск почти в два летних месяца я всегда провожу здесь.У меня есть старшая сестра-Оля,она вечерами ходит гулять со старшими двоюродным сестрами и братом,а мы -малышня остаемся дома.
     Вечер спускается,но нас не уложить,пока мы вдоволь не наиграемся.Мы играем в прятки в огромном чулане и коридоре,в летней части дома.Тут и сундуки с вещами и большие ящики с мукой и крупой.В деревне всё так,все живут про запас.
    Каждое утро,даже в жару бабушка затапливает русскую печку.Рано утром она тихонько идет в  в чулан,чтоб нас не разбудить,аккуратно открывает крыжку короба,берет муки в таз,столько сколько нужно на пять караваев хлеба,а потом несется через весь дом этот  в аромат,от которого уже не хочется спать,хочется взять каравай и откусить прям сверху,так,чтоб чувствовать эту вкусную корочку и утонуть подбородком в мякоть теплого ароматного хлебушка.Нас в дом не затащить,дядя Гена в шутку называет нас жителями чулана.Выбегая на улицу я ощущаю аромат готовящегося кушанья ,он идет из раскрытых настежь окон,печка кормилица,варит вкуснейший  суп.
     У бабушки большой двор,там живут коровы и целая отара баранов,правда сейчас там пусто,рано утром они угнанны пастухом Санюром на пастбище.Важно из-за угла дома выходит стая гусей,я раньше боялась их,теперь не боюсь-Я хожу с прутом,вот он у двери стоит-крепкий,мне дедушка смастерил,у него даже ручка есть реревянная,красивая с резьбой.
     Сзади дома огромный малинник,малина здесь никогда не кончается,а в жару тут даже на улице пахнет так,словно в ступке малинку с сахаром намяли.По досчатой дорожке идет красивый черный петух-Петька забияка,вот он что то увидел между кустов и закричал,подзывая курочек,потом снова важно пошёл по дорожке,растопырил крылья,захлопал ими и закричал в мою сторону,но я не боюсь,у меня же есть прут!Я погрозила им ему и пошла дальше в баню.Баню топят каждый день,люди работают,сейчас все ушли на покос.В бане тепло,пахнет березовый веником,ольховыми шишками.Я беру одну шишечку из воды и мну  ее,выжимая водичку,потом подношу к носу,нюхаю.Бросаю назад в таз.Интересно зачем их мочат?
     Проснулась Света,она вышла сразу сюда ко мне,через другой вход,прямо к бане,Она босиком в ночнушке бежит по теплым доскам.Мы умываемся и чистим зубы,пытаемся поговорить с зубной щеткой во рту,не понимаем друг друга и смеемся.Света меня старше на год,мы всегда у бабушки вместе,где одна,там и другая.
     В доме пахнет молоком и свежим хлебом,завтрак на столе,взрослых дома нет.Дети выползают из своих кроватей и как жуки ползут в баню,потом в дом,все за стол.Молоко пьют все,мы со Светой уже позавтракали.Держась за руки мы идем в поле,поспел горох.Сашка-Светин родной брат принёс вчера целую футболку гороха,с нами не поделился,только с мальчишками.Мы с ним не разговариваем,сегодня наберем  целое ведро и тоже с ним не поделимся.Горох крепкий,сладкий,мы дерем его целыми горстями,ссыпая звучно в ведро.На дороге появился Сашка с деревенским мальчишками,мы как по команде присели,спрятались,дождались,пока они пройдут мимо от греха подальше,а то и этот горох отнимут.Ведро наполнялось медленно,мы забылись,раскрывали крепкие гороховые домики и ссыпали сочные горошины в рот.Наполнили наконец-то.Солнце несчадно печет.Мальчишек нигде не видно,скорее всего они ушли купаться на речку.Нам на речку одним нельзя,только со старшими,а Сашка никого не слушается,он сам себе хозяин.Делает,что хочет.Даже строгого дядю Гену-своего папу он слушает в пол уха.Мы со Светой вышли с поля на пыльную дорогу,нарвали цветов на обочине,сплели венки,теперь мы точно самые красивые.Вдвоем взяли тяжелое ведро и потащили его домой.Тащить неудобно,мы маленькие,ведро приходится все время приподнимать.В середине пути нас нагнали наши родители,подивились на то,сколько мы набрали горошка.Ведро перекочевало в руки дяди Гены. А мы вроде и не устали совсем сразу,побежали вперед,наперегонки.Мы на крыльце дружно щелкаем горох,взятый в охапку за шиворот,вкусно.Взрослые пришли,в доме сразу стало шумно,все разговаривают,что-то обсуждают.
    В конце улицы слышны щелчки,пастух гонит на обеденную дойку разношерстное стадо.Мы со Светой отворяем ворота,сперва заходят коровы,потом теленок,а за ними забегают дружные овечки и барашки.От куда-то появляется наша стайка гусей.Я бегу за прутом.Света смеется,ее вчера гусь за подол платья таскал,а она смеется.Мы всех загнали и закрыли ворота,все на своих местах.
   Бежим в дом,все сидят за столом,мы тоже сели,бабушка,ворочая ухватом достает из печки два котелка в одном щи,в другом картошечка с мясом,и аромат,вкусный аромат, разливающийся через весь дом.Он вырывается из дома в окно и летит через всю улицу дразнят тех,кто запаздывает на обед.
    Все сидят кушают,а бабушка убежала доить коров.Когда же она спит?Встает рано,ложится поздно.Может быть бабушка не спит совсем? А мы со Светой бежим на сеновал,там свежее сено,оно мягкое,вкусно пахнет,мы с книжками,у неё много картинок,а у меня мало,потом поменяемся.Я читала и уснула.Проснулась от щелчков,вечер,пастух уже пригнал стадо домой на ночь.Я разбудила Свету,мы спускаемся вниз по приставной лестнице.У нас снова прятки,а перед сном обязательно по стакану парного молока,с пузырящейся  пенкой.Скоро отпуск у мамы закончится и мы полетим на самолете домой.Папа нас уже заждался,он работает,у него всегда отпуск зимой.А дома другой запах из детства,запах родильного дома,мама работает там санитарной сестрой,запах стерильного халата,протертых спиртом рук,бинтов,ваты.И папин запах-запах,который ни с чем не спутаешь-запах леса,смолы прилипшей к куртке и штанам,запах сосновой хвои,папа режет сосны и собирает смолу.На сосенках нарезаны красивые перевернутые треугольнички,много много и внизу крепится воронка,в которую стекает прозрачная,как янтарь смола.
      Запахи детства,они живут с нами,напоминая о том,что было в определенный момент,они со мной всегда.Запахи детства-они самые важные в жизни,помня то,чем пахло мое детство я снова в него возвращаюсь,ведь сегодня мне снова было восемь.