Рождение Люцифера

Давид Павельев
Рождение Люцифера

14 апреля 2017 года Госдума приняла закон, запрещающий регистрировать новорожденных детей именами с использованием бранных слов, а также чисел и указаний на ранги, должности и титулы. Вероятно, под запрет попадают и имена демонов и чудовищ, так что называть детей Люциферами и Мефистофилями (по крайней мере официально) станет невозможно. Однако вряд ли этот запрет положит конец желанию некоторых родителей давать своим детям подобные имена. Аналитиков современного общества интересует прежде всего не официальные запреты, а мотивы человеческих поступков, кроющиеся в психологии человека. В том числе важно понять, чем привлекательны для многих молодых людей идеи сатанизма.
 
Уместно вспомнить один наглядный случай. Осенью 2014 года широкий общественный резонанс вызвало событие, когда молодые родители из города Пермь, считающие себя последователями сатанинского культа, нарекли своего новорожденного ребёнка Люцифером. Именно такое имя значится в свидетельстве о рождении. Сами же родители ласково называют ребёнка Люцик. В интервью журналистам мать ребёнка пояснила, что выбор имени был продиктован желанием, чтобы у ребёнка был «сильный покровитель».

Этот факт, сам по себе незначительный, благодаря вниманию СМИ превратился в очередной повод для общественной дискуссии. Но для нас самое важное понять причины, и причины не только конкретного события в Перми, но и причины, побуждающие людей пополнять ряды приверженцев культа. В первую очередь стоит заострить внимание именно на психологических причинах, хоть было бы неразумно замалчивать и причины социальные (рост популярности сатанизма неотделим от роста потребления наркотиков, общего общественного нигилизма, апатии и ряда других факторов).

На первый взгляд причина проста. Сатанизм — противоположность традиционной религии. К данному культу обращаются те, кто находится в состоянии протеста против общества как такового или же его норм, устоев и приличий. Можно усмотреть и вечный конфликт «отцов и детей»: к сатанизму тяготеет молодёжь до тридцати лет, в то время как традиционная религия ассоциируется с «отцами», со старшим поколением. Можно посчитать сатанизм проявлением остаточного юношеского максимализма, бунтарства и поиска абсолютной свободы (как, например, движение хиппи).

Но данный вывод был бы поверхностным, и в конечном итоге ошибочным. Неразумно полагаться на то, что нынешние сатанисты «перерастут» своё протестное чувство, когда остепенятся и переосмыслят свою жизнь, осознав ответственность за других. Как мы видим, уже остепенились, но от старых увлечений не отказались.

И вообще возникает вопрос: «проходит» ли сатанизм с возрастом, либо же принимает другие, менее радикальные формы, которые уже не так осуждаются современной общественной моралью?

На наш взгляд, сатанизм имеет глубинные психологические корни, связанные с базовыми экзистенциальными вопросами человеческого бытия.

Это не значит, что мы утверждаем сверхъестественную природу сатанизма. Это также не значит, что мы утверждаем, что сатанизм является симптомом психического заболевания, например шизофрении.

Корни явления следует искать в том, как человек решает для себя ключевые вопросы жизни и смерти.

Неоспоримо, что жизнь человека во многом зависит от него самого. Человек — творец своей жизни, он выбирает свои пути, меняет среду обитания. У человека всегда есть выбор, каким ему быть и что ему делать. Мы активны, и наше счастье зависит только от нас.

Но в жизни существует и то, что от нас не зависит. Первое — от нас не зависит наше рождение. Мы не можем выбрать в какое время нам родиться, у каких родителей, и вообще стоит ли рождаться, или нет. Второе — от нас не зависит наша смерть.

И то, и другое — стечение обстоятельств, не зависящих от нашей воли. И хорошо, если мы принимаем это как то, чего мы не можем изменить. Если мы смотрим на жизнь трезво, радуемся каждому дню, проявляем творческую активность и созидаем общее счастливое будущее — то всё хорошо.

Но может быть и такое, что человек не принимает эту истину и протестует против неё. Это верная дорога к неврозу. Первый способ опровергнуть независимость смерти от нашей воли — это совершить самоубийство. Как мы видим, ничего здорового в этом нет.

Но воля к жизни присуща всем живым существам, потому существует вторая возможность доказать хотя бы самому себе, что можно обмануть смерть. Это самовнушение. В основе сатанизма лежит самоотождествление себя с неким образом. Это образ существа, обладающего силой и независимостью, бросающего вызов всему миропорядку. Это существо наделено властью и могуществом, и именно по этой причине невероятно притягательное для такого человека.

Этот образ — архетипический образ сатаны. Данный вывод косвенно подтвердила мать новорожденного Люцифера, высказав мысль о «сильном покровителе». По её мнению, мальчик будет обладать свойствами своего покровителя: могуществом и властью, которые в конечном итоге компенсируют независимость его смерти от его желания.

Остаётся надеяться, что рождение ребёнка и счастливые хлопоты родительства повлияют на родителей ребёнка раньше, чем их увлечения негативно повлияют на самого ребёнка.

Общество должно проявить благоразумность и не спешить применять к семье суровое осуждение. В это же время мы должны продолжать исследования экзистенциальных причин сатанизма как феномена человеческой психологии, чтобы научиться их пресекать, не доводя до острой стадии.