Малышке Кларе семь лет. Она бежит со школы, облизывая сладкие пальцы в шоколаде и беспечно шлепая по лужам, промочив ботинки. Напевает веселенькую песенку об овечке Долли, что они учили сегодня на уроке музыки и время от времени подкидывает вверх легкий портфель, где сегодня – только один учебник.
Другие мамы и папы забирают своих детей из школы и вообще от них ни на шаг не отходят, но Клара – особенная. Ее бабушка однажды легла спать и с тех пор не встает. В доме все чаще появляются строгие врачи в белых халатах и очень пахнет лекарствами. Мама боится оставлять бабушку, говорит, что ее нельзя бросить ни на минуту, а папа работает водителем большой машины и редко бывает дома. Мама говорит, что он называется дальнобойщик. Чтобы мама могла не бросать бабушку и не переживать за нее, умница Клара изучила дорогу в один квартал из школы до дома наизусть и бежит домой быстрее молнии, едва прозвенит звонок с последнего урока. Иногда, на сэкономленные за неделю карманные деньги покупает маме булочку, или бабушке – мятных конфет.
Малышка Клара совсем промочила ботинки и точно знает, что мама будет ругать. Покачав головой и мысленно ругая себя, она перебегает дорогу, едва загорается красный свет, и, не заходя в магазин около дома, бежит прямиком в подъезд. В кармане куртки лежит половина шоколадки, так любимой бабушкой, Клара не съела ее, чтобы порадовать бабулю и радостно кричит прямо с порога, скинув мокрую обувь:
- Бабуля! Я принесла тебе шоколадку, хочешь?
Веселого приветствия, вроде: «Иди ко мне, моя бусинка!» (обычно бабуля здоровается с ней так) не последовало, вместо этого в коридор выходит бледная и уставшая мама, а за ней – целых два доктора в пропахших лекарствами белых халатах.
Ох-ох. Нехорошо дело, сейчас мама станет ругать за мокрые ботинки. Клара снимает левый с ноги, отправляя его туда же, куда и правый – поближе к батарее, испуганно смотрит на мать, и быстро-быстро трещит, оправдываясь:
- Мамочка, возле школы такие большие лужи! Миссис Полтри заболела и не смогла сегодня убрать их! Я честное слово старалась обойти их!
Мама подходит ближе, опускается перед ней на колени и, обняв за плечи, тихо-тихо, будто сказку на ночь рассказывает, шепчет:
- Клара, милая. Бабушка умерла.
Малышка Клара внимательно смотрит на маму, не мигая, а затем, стремительно вырвавшись из ее объятий, бежит в спальню к бабуле. Как же так, бабушка? Я же принесла тебе шоколадку!
Бабуля лежит на постели в своей старенькой байковой рубашке, сложив руки на груди. Глаза ее закрыты. Не обращая внимания на маму, Клара подходит к постели и трогает сморщенную, еще совсем теплую руку. А потом, посмотрев на подоспевшую маму огромными, обиженными на мир глазами, зарывается личиком ей в живот, обнимая за талию.
Малышке Кларе семь лет и сегодня она потеряла свою бабушку. Но она сильная девочка. Она не будет плакать.
Вечером, лежа в своей кроватке, малышка Клара слышит, как мать плачет в трубку своей подруге, которая живет далеко-далеко и обещает приехать в гости:
- Мисси, я совершенно не знаю, что теперь делать. Это не освобождение. Это еще одна лишняя боль.
Маленькой Кларе одиннадцать и она с нетерпением ждет папу с работы. Сегодня он должен приехать из Нью-Йорка и везет ей книжки и кукол, как она и просила. Он звонил с утра, она слышала, как они с мамой разговаривали по телефону, и потом мама весь день пекла его любимые булочки с маком.
Клара тоже готовится встретить папу: она прибралась в своей комнате, рассадила кукол на диване и дочитала книгу, как обещала, когда отец отъезжал. Когда он вернется, она перескажет ему, о чем была книга, ответит на все его вопросы и обязательно получит подарок. А вечером они вдвоем будут смотреть «Том и Джерри» и пить чай, и папа расскажет, как изменился Нью-Йорк, и что в следующую поездку он точно-точно возьмет ее с собой.
Клара бегает по дому с самого утра, как услышала, что папа едет, перемерила все платья, заплела косички, и мечется от окна к двери, едва заслышав на дворе лай собак или топот чьих-то шагов по лестнице. Конечно, она понимает, что это – не папа, потому что узнала бы его шаги из миллиона других, а гул его мотора – самая красивая музыка на свете для нее, но ведь так приятно на несколько секунд замирать на месте в ожидании отца, слыша звук шагов на лестнице в подъезде.
Клара неспокойной юлой крутится у зеркала, когда мать, улыбаясь, переплетает ее косички, и журит пальцем: криво, Клара. Снова криво. Ох, мама, ну какая разница? Скоро приедет папа и даже не заметит этого, когда подхватит ее на руки и начнет тискать в объятьях! Ну что ты, в самом деле! Клара по-детски еще кокетливо улыбается собственному отражению в зеркале и находит себя смешной, но весьма милой. У нее никогда не было комплекса гадкого утенка, в отличии от ее одноклассниц. А папа говорит, что очень любит ее большие глаза.
День близится к закату, а папа все еще не приехал, задерживается. Клара уже успела разбросать и вновь собрать игрушки, посмотреть вечерний выпуск «Тома и Джерри», заплести косу, как всегда делает это перед сном, естественно, кривую, и даже поужинать. Мама к еде не притронулась, ждет папу с работы. Он часто опаздывает, вот только сегодня его отчего-то особенно долго нет. Да и мама взволнована, набирая его номер каждые полчаса и не находя ответа по ту сторону трубки.
- Мамочка, ты плачешь? – заметив покрасневшие глаза, спрашивает Клара, попадая на руки к матери:
- Нет, дорогая моя. Просто волнуюсь. Папа что-то долго не едет.
Клара обнимает ее за плечи, прижимая темную головку к ее плечу и так и засыпает на руках у матери.
А утром узнает от наполнивших квартиру полицейских, что отец попал в аварию, его машина разбилась, а тело пришлось доставать по кусочкам. Она случайно подслушала это, идя на кухню, чтобы поздороваться с мамой и получить от нее неизменный утренний поцелуй. И со всех ног бросилась бежать обратно в свою комнату, громко хлопая дверьми, бросаясь на постель, барабаня кулачками по подушке и рыча от злобы и ощущения несправедливости.
Отца похоронили на третий день, в закрытом гробу. Она подходит к гробу, ложа сверху его любимые пионы и тихо прижимается к заплаканной матери. Теперь только они и есть друг у друга.
Мамина подруга, Мисси, стоит рядом и крепко держит ее за руку.
Клара сильная. Ее не нужно утешать. Она справится.
Маленькой Кларе Освальд одиннадцать. И у нее теперь только одна мама осталась в целом мире. Больше никого.
Юной Кларе пятнадцать и через пять дней она встретит свое шестнадцатилетие. Она уже совсем взрослая, почти барышня, почти женщина, ведь руки Уилла Милсона, капитана школьной команды по бейсболу, все развязаннее, а губы – все настойчивее.
У Клары волосы цвета спелого каштана, изумительно белая кожа. Ее губы алые, как кровь, брови тонкой ниточкой вьются на лбу, а глаза огромные, как небо, и черные, словно ночь. Она прелестная девушка, умная и, как считают ее учителя, очень талантливая. Она подает надежды и старается не подавать виду, замечая полные жалости и сочувствия глаза учителей.
Ее мама в больнице и на прошлой неделе ей сделали вторую операцию по удалению опухоли легких. Каждый день после школы Клара спешит в больницу, чтобы проведать маму. И хоть она пока не может есть обычную пищу, получая питание через трубку, Клара приносит ей ее любимые апельсины – чтобы запах стоял на всю палату и мама радовалась ему.
Сегодня она влетает в больницу, как птица и, вежливо здороваясь с врачами и медсестрами, забегает в палату. Проходя мимо нее, они посылают ей вслед полные жалости взгляды, но Клара Освальд их игнорирует. Она пришла повидать маму.
В палату она заходит тихо-тихо, почти что на цыпочках, раскладывая апельсины на тумбочке около кровати и присаживаясь на стул. Оправив мысленно себя, что нельзя горбиться, она осторожно берет маму за руку, минуя проводки.
Мамочка открывает глаза и смотрит на нее уставшим взглядом. В уголке ее рта, там, где вставлена трубка питания, скопилась слюна. Клара заботливо вытирает ее платком и гладит облысевшую голову.
- Здравствуй, мамочка. Сегодня на улице настоящая весна, знаешь? С утра был дождь и так сильно пахнет травой! Жаль, здесь нет окон, ты бы подышала свежим воздухом.
Клара заговорчески склоняется к матери, укладывается на ее грудь – совсем осторожно, чтобы не повредить систему и не сделать больно. Улыбаясь, вдыхает запах больницы, лекарств, хлопка и апельсин, что разносится сейчас по палате.
- Мы с Уиллом очень любим друг друга. Он даже говорит, что придет тебя навестить на днях. И знаешь, мамочка, - ее улыбка становится шире, счастливо озаряя убогую комнату, - Я хочу с ним переспать.
Мамочка пока не может улыбаться, но чуть-чуть сжимает ее руку пальцами. Одобряет. Поддерживает.
… Все эти три дня Клара бежит в больницу, пропустив занятия группы поддержки, приносит апельсины и лимоны – для запаха, не более. А сегодня она врывается в больничные двери особенно счастливая, с тортом в руках. Взгляд медсестер и санитарок особенно жалостлив, но Кларе плевать – она стала совсем взрослой. Сегодня ей шестнадцать и Уилл приглашен на вечер. Наверное, он у нее останется.
Прощебетав приветствие, она садится на край постели, беря в руки совсем слабую руку мамочки, как обычно следя, чтобы не задеть провода, наливает два стакана сока, один из которых ставит на прикроватную тумбочку, и достает из пакета крупно порезанные куски торта.
- Я знаю, мамочка, тебе пока нельзя ничего этого есть. Но давай представим, что мы празднуем мой день Рождения, как всегда, как в детстве, помнишь? Конечно, мама помнит. Она умела устраивать такие чудесные праздники, даже однажды нарядилась овечкой Долли на шестой День Рождения! А какие она восхитительные торты пекла! Клара не могла оторваться от них всякий раз, когда они появлялись в доме.
Они разговаривают. Точнее, говорит только Клара. О том, что сегодня они останутся вдвоем с Уиллом, и что он ей очень-очень нравится. И еще – что школьная команда выиграла городские соревнования по баскетболу, а девочки из группы поддержки не разговаривают с ней, потому что завидуют, что они счастливы с Уиллом. Что она решила поступать учиться на повара, но не сейчас, а как только мамочка поправится. Может быть, даже на следующий год, а пока – нашла работу на полдня в магазине у Мойры Соммерс, и будет продавать сладости детям.
Мать слушает ее, иногда открывая глаза и смотря особенно пронзительным, проникновенным взглядом. Дышит тяжело и шумно, как обычно в последнее время, а когда Клара, вспорхнув со стула, собирается уходить, сжимает ее руку как-то по особому проникновенно.
- Ну что ты, мамочка? – ласково щебечет Клара. – Я завтра еще приду, обещаю! – и склоняется, чтобы поцеловать облысевшую голову.
Вечером, перед самым приходом Уилла, звонят из больницы. Ее мамочка умерла.
Клара Освальд стоит около свежевырытой могилы, закрыв глаза очками и бесцельно смотрит вниз. Ей шестнадцать. Ее мама умерла. Уилл, узнав об этом, не пришел на свидание и был вычеркнут из ее жизни, как самая большая ошибка. Клара сильная. Ей не нужны утешения.
Она стоит, замерев и смотря на могильную насыпь, и прячет глаза за темными стеклами очков. Но не плачет.
Клара Освальд слишком сильная, чтобы плакать на людях.
Ее отвлекает осторожное прикосновение к руке. Мисси.
С молчаливым вопросом Клара смотрит на нее:
- Ты едешь со мной в Нью-Йорк, детка – мягко говорит она, докуривая сигарету.
- Спасибо, но я не поеду – качает головой Клара.
- Такова последняя воля твоей матери – спокойно возражает Мисси и это – аргумент, с которым Клара не хочет и не имеет права спорить.
Клара Освальд, осторожно постучав в дверь, заходит в комнату – тихо, почти на цыпочках. Мисси сидит по своему обыкновению около зеркала, с маской на лице и смешными огурцами вокруг глаз, лишенная всякой возможности видеть. Но свою дорогую Клариту узнает, очевидно, по шагам.
- Привет, щеночек. Пришла поговорить? Давно мы не разговаривали с тобой, милая.
- Да – кивает Клара, опускаясь на кровать. – Я просто поболтать. Как всегда, Мисси.
Мисси снимает маску с лица и, умывшись, протерев, как водится, лицо спонжем, садится в свое любимое большое кресло напротив, показывая, что с удовольствием поболтает.