Улыбка из далёкого детства Гл. 4

Клименко Галина
Гл.4


По окончании курсов девушка отправилась в первую попавшуюся парикмахерскую. Когда ей приходилось ездить по делам на автобусе, то много раз она из окна видела небольшое строение и на нём надпись: "Фиалка", а вверху ещё одно слово: "парикмахерская." Вот туда Галина и решила заскочить.

-   Ой, Галя, сложно это сразу устроиться на работу. Они все уже опытных берут, чтобы сразу им мастер-класс могли показывать. А своё забыли, когда сами с нуля начинали.  -  с сочувствием произнесла ей вслед Любовь Семёновна.

Девушка понимала, что старушка права, да только начинать же надо с чего-то, а не сидеть сложа руки. Кто придёт к ней домой и сделает предложение, от которого нельзя отказаться?

Она не смело вошла в небольшой зал. Там находилось трое молодых женщин. Одна из них выглядела очень стильно: с невообразимо красивой причёской и одета по последнему писку моды: в кожаные брюки и такой же пиджак. На ногах туфли на высокой микропорке. А две другие, видимо мастера, потому что на обеих была одинаковая рабочая форма: темно-синие нейлоновые халатики. Женщины прервали беседу и все повернулись в сторону двери.
Галина поздоровалась и спросила, нужен ли им мастер?

-   А опыт работы есть?  -  подала голос "модница".

-   К сожалению, нету. Я только курсы окончила. Но с отличием.  -  добавила она.

-   Дело в том, что я здесь заведующая и мне нужен третий мастер, а то девочки иногда сильно устают и не справляются, когда начинаются праздники или большой наплыв клиентуры. Кстати, как вас зовут?

-   Галя.  -  просто ответила девушка.

-   Так вот, Галя, я могу вас взять ученицей на несколько месяцев. Но я оплачиваю это назначение. Полставки. Если вы согласны, то можете с завтрашнего дня приступать к своим обязанностям.

-   Конечно, я согласна!  -  улыбнулась Галина, а вместе с нею заулыбались и мастера.  -  А что входит в мои обязанности?

-   Подметать пол после стрижек и приглядываться к работе девочек. Они будут вас учить всем азам нашей профессии. Не думайте, что азы вы прошли ещё на курсах, они именно тут и начинаются, потому что вы будете иметь дело с живыми людьми.

-   Хорошо, я поняла.  -  хозяйка поспешила к выходу, Галина было направилась следом, чтобы узнать, а во сколько ей сюда подойти, но одна из мастеров подмигнула ей, давая понять, чтобы она осталась.

-   Ну что, давай знакомиться?  -  без всякого предупреждения начала на "ты" высокая полная брюнетка. В принципе, они обе были упитанными, но вторая казалась ниже ростом, вот и создавалось впечатление, вроде она ещё полнее от первой.  -  Как тебя зовут мы слышали. Я Маша, а это Люда. Да ты проходи, присаживайся. Пока у нас нету никого, так чайку попьём.

-   Маш, так может я в магазин сбегаю и что-либо к чаю куплю?  -  по-свойски предложила Галина и этим их сразила наповал.

-   Во, наша дивчина!  -  обрадовалась Машка, а Люда улыбалась. Люда носила большие очки, а глаза у неё тоже были большие и такие добрые, что даже с первых минут знакомства многое говорили о своей хозяйке. -  Но тратить деньги не надо, ты ещё ничего не заработала. У нас тут печенье есть и пряники. Давай, иди, мы стеснительных не любим. Да, Люд?  -  попросила она поддержки у напарницы. Люда скромно кивнула, продолжая душевно улыбаться.

Они расспрашивали Галину, откуда та к ним прибыла, где училась, замужем ли? Точнее, это Машка засыпала её вопросами, Люда молчала, с теплом посматривала то на Машку, то на Галину. Последняя даже усомнилась, а может ли Люда вообще говорить? Но не с укором, ей почему-то сразу Люда понравилась, да, в принципе и Машка тоже. Маша казалась грубоватой, но она отличалась прямолинейностью и справедливостью, то есть, от таких людей, подумала Галина, удара сзади не последует.

-   Ой, девочки, нет, не замужем. Вернее, состояла в браке, а потом развелась.  -  Галина вздохнула, давая понять, что о таком надо серьёзно говорить, но не удержалась и улыбнулась и тут же, весёлое настроение подхватили товарки.

-   Галка,  -  обратилась к ней Маша.  -  у нас теперь одна Люда порядочная, потому что у неё муж есть. А мы с тобой - разведёнки.

-   Да будет тебе, Маш!   -  шутя пожурила её тихонько Люда. Она впервые подала голос.

-   Не, Людок, я же любя. У меня к тебе никаких претензий до сих пор не возникало. Ты никогда этим не кичилась.

Потом выяснилось, что у Маши тоже детей нету, её отец с матерью ещё давно осели в десяти километрах от города, она и сама оттуда. Но живёт здесь, ей от бабушки, которую родители перевезли к себе, досталась квартира. Но Маша почти каждые выходные ездила в деревню, помогала по хозяйству и в огороде. Её мама с папой уже постарели и им становилось всё труднее и труднее самим управляться со всем, что они имели. У Люды тоже близкие из сельской местности, но село чуть подальше от Машкиного, а здесь Люда с мужем занимали двухкомнатную квартиру, всего в двух остановках от парикмахерской. Супруг Люды, Сергей, - дальнобойщик, он почти не бывал дома. Только приедет из командировки, "погостит" всего недельку и снова в дорогу на месяц или два, а то и на все три. Чтобы не скучать, Люда дружила с Машкой и всё свободное время они проводили вдвоём. Гуляли в парке, ходили в кино или сидели в какой-либо кафешке. Детки у Люды с мужем не получались, хотя ей уже исполнилось тридцать три, и молодая женщина пыталась с этим смириться.

Вот сколько новостей Галина узнала в самый первый день знакомства с девчатами. В последствии, Люда и Маша с удовольствием приняли Галину в свою компанию и потом они уже втроём стали коротать свободное от парикмахерских дел время. Работали они три дня, затем заступала вторая смена, а значит - впереди трёхдневные выходные.
Они часто собирались у Люды, которая любила и умела вкусно готовить, или, когда приезжал из командировки Сергей, выезжали за пределы города на шашлык. Мужчина не противился, он с большим уважением относился к своей жене.

Опыт у Галины набирался быстро, в этом была заслуга её напарниц. Они терпеливо объясняли ей всё, что её интересовало, а также давали стричь своих знакомых. Потом дело дошло и до сложных причёсок, но если есть желание чему-то научиться, то обязательно всё получится. Сначала было страшно, у Галины дрожали руки, но она упрямо продолжала познавать все секреты этого непростого ремесла, а девочки терпеливо относились к её промахам, а иногда капризам. Вот, общими усилиями и результат не заставил себя ждать. Через полгода, Валентина Дмитриевна, так звали заведующую, предоставила ей пустующее до сих пор третье рабочее место в парикмахерской Фиалка.

Теперь-то повеселей стало и радостней, когда ты не просто ученица, а уже фигура, то есть, мастер. Тут надо отдать должное Маше и Люде, молодые женщины делились с ней своей клиентурой, но спустя некоторое время у Галины появились уже и свои клиенты.

Наступивший Новый год девушка отмечала со своей хозяйкой, потому что Машка уехала к своим, а Люда с Сергеем решили навестить его родственников, живущих в другом городе. Правда, Машка приглашала Галину с собой в деревню, но для последней не осталось не замеченным, как расстроилась Любовь Семёновна, ведь она и так все праздники отмечала в одиночку, а нынче старушка располагала, будто они вдвоём с квартиранткой накроют шикарный стол и уже кое-что из праздничных угощений потихоньку начала готовить, поэтому Галина не смогла посчитаться со своими желаниями, она осталась с пенсионеркой.

-   Галя!  -  обращалась потом к ней сердобольная старая женщина.  -  Ты собирай денежки, здорово их не трынькай. Накопленная сумма всегда пригодится в жизни. Теперь тебе полегче, потому что ты полностью получаешь всю получку, плюс сюда же, многие клиенты не скупятся на чаевые. Сама говорила. Вот и копи всё до кучечки, ты молоденькая, тебе они, как находка когда-то послужат.

-   Да я и так никуда ничего не трачу, Любовь Семёновна. На работе мы, если кушать захотели, то покупаем пирожки или бутерброды с кофе. Да там порой и есть некогда. А в выходные тоже особенно не сырничаем. Иногда возьмём с девчонками на троих бутылочку вина, вот и все затраты. Так ещё и родители частенько высылают помощь, хоть и ругала их в письме, что всего мне хватает, но это бесполезно. Вещи у меня в зиму есть, так что не волнуйтесь, Любовь Семёновна, я вовсе не транжира.

-   Вот и хорошо, это меня радует. А твоё питание всухомятку мне совсем не нравится. А что, разве из дома нельзя прихватить, хотя бы те же бутерброды?

-   Можно, наверное, но никто не прихватывает и я не беру. Мы уже так привыкли и нам удобно. Тем более, я просто обожаю жареные пирожки. Любовь Семёновна, а знаете, мне только четыре годика исполнилось, когда я помогала бабушке их лепить. Нет, ну это я так думала, что помогаю, на самом деле - мешалась я ей сильно, но бабуля меня никогда не ругала, а наоборот заступалась, когда мама, вдруг скажет ей:

-   Ма, ну чего вы позволяете ей с тестом шкодить? Смотрите, что она натворила! Муку рассыпала, начинка по всему столу размазана, неизвестно чего налепила тут, а вы молчите.

-   Райка, тебе бы всё ворчать на ребёнка, а у неё тяга к тесту, я же вижу. Этому радоваться надо, а ты орёшь. Когда нету желания, вот это страшно, а если девочка стремится, то надо тому только способствовать. Ей это обязательно понадобится в жизни.  -  отвечала бабушка.

-   Да она же балуется и больше ничего. Разве с хлебом так можно?  -  нервничала мама, что её не поддержала свекровь.

-   И пусть. Сегодня балуется, а завтра ей захочется слепить что-то настоящее. Не скандаль, Райка, я потом сама за ней уберу.
   
И вот, Любовь Семёновна, так долго длилось, что из моих рук непонятно что выходило, но совершенно не то, что нужно, пока когда-то, я всё же не слепила подобие пирожка. А бабушка взяла его и поместила на раскалённую сковороду, и сразу спрашивает у меня:

-   Что ты слышишь, внученька?

Я говорю:

-   Масло шипит и брызгается.

-   Правильно. А почему шипит?

-   Потому что, ты туда пирожок положила.

-   Хорошо, тогда я ещё один туда добавлю.  -  и бабушка брала уже своё изделие и отправляла его на сковороду.  -  А теперь?  -  интересовалась она и следила за моей реакцией.

-   Теперь не шипит так сильно.  - честно признавалась я.

-   А знаешь, почему?  -  допытывалась бабушка.

Я отрицательно мотала головой. Она терпеливо объясняла.

-   Потому что, твоя лепнина оказалась с дырочкой, а пирожок должен быть целым, поняла? Это начинка из него вывалилась, потому и масло стало брызгаться.

Не знаю, сколько времени минуло, но до школы я уже запросто считалась бабушкиной помощницей. Конечно, мои пирожки ещё не были такими красивыми, как у бабули, но так ведь приятно получать похвалу, даже до сих пор это помню. Потом обычно приходили баба Поля с бабой Нюрой, это родные сёстры бабушки Мани, и громко просили:

-   Манька, а ну угощай нас выпечкой. Да своё не давай, а только внучкино, у неё же вкуснее.  -  я же не видела, как они перемигиваются и была просто счастлива. Поэтому, Любовь Семёновна, пирожки я умела стряпать ещё до поступления в первый класс.

-   Да ты что?  -  удивлялась хозяйка.

-   Правда-правда. А что удивительного? А борщ я уже варила после пятого класса.

-   Не может быть!  -  смеялась Любовь Семёновна.

-   Ну почему? Надо очень-очень захотеть и самое сложное будет казаться не таким уж и замудрёным. Однажды, родители собрались в город на рынок. Мы с сестрой ещё нежились в кроватках. Я слышала, как мама вытащила курицу из морозильника и сказала папе, что когда они вернутся, то она сварит борщ. И я решила помочь маме. А то ведь она возвратится уставшая да и другие дела найдутся в доме, а я их уже смогу покормить, если самостоятельно сварю первое. Я, конечно, всегда наблюдала за мамой, когда она возилась на кухне, но ничего не запомнила об очерёдности, то есть, что за чем добавлять в кастрюлю, поэтому побежала к бабе Моте, это невестка бабы Мани, и спросила у неё все подробности, которые меня интересовали. Родители приехали с рынка, а я их уже готовым борщом угостила. Столько удивления я прочла в их глазах и благодарности одновременно! А мама просто гордилась мною.

-   Ой, Галя, и что же, вкусным был тот приварок?  -  продолжала смеяться Любовь Семёновна.

-   Ещё каким вкусным! Папа съел аж две тарелки и даже к мясу не притронулся. Единственное, что я неправильно сделала, это капусту и свёклу нарезала крупно. А так всё замечательно получилось и всё по норме: и соль, и та же кислота от томата в пережарке.