В чем смысл жертвы Христа?

Михаил Кедровский
       В чем смысл жертвы Христа? Один из официальных ответов звучит так: Спаситель взял на Себя грехи мира и понес их. Но со времен Его земного поприща грехов у людей не стало меньше, а даже, скорее всего, больше. Вспомним две мировые бойни, последующую международную политику и растущую постоянно несправедливость.

       Иисус Христос обновил Своей жертвой человеческое естество, есть другой ответ. В нем содержится некая правда. Понимающие Учение знают, что Искупитель призвал человека жить в Боге, то есть с покаянием, во смирении и терпении. Но сколько человек так живут – возможно, несколько десятков тысяч, а то и меньше. Разве высшие изменения планетарного масштаба могут принести такой минимальный результат?

       Имеется также множество вариаций на эту тему: во Христе совершилось полное исцеление природы человека, Спаситель принял казнь во исправление наше, Он стал вторым Адамом, упразднив ошибки первого, Его казнь – жертва любви к людям, Искупитель победил сатану, расконсервировав ад, и тому подобные правильные слова. Я уже не говорю о неправильных – будто Его крестные муки посвящены Святой Троице.

       Если исходить из постулата, что Учитель из Назарета – Бог, то, какие бы изменения ни происходили в Нем, кому бы Он ни предназначал Свою жертву, какое дело нам, грешным, до всего этого? Тем более, что совершенное безумие описывать Творца через сугубо человеческие понятия и категории. Бог не подвержен изменениям вообще! И жертвовать Он чем-то может исключительно в нашем греховном воображении.

       Богочеловек – и это нужно, справедливости ради, отметить – проходил Свое земное поприще в тот момент истории, когда античная цивилизация исчерпала себя: беззаконие зашкаливало, а распущенность не ведала границ. Поэтому Заповеди блаженства Иисуса Христа, Его морализаторские притчи сыграли огромную роль во вразумлении потерявшего всяческие ориентиры человечества. Если бы Он далее ничего не совершил, то проповедь галилейского Наставника все равно помнили бы в веках.

       Будучи Богом, Иисус Христос мог исчезнуть уже после того, что Он совершил. Исчезнуть даже было по силам обыкновенному человеку. Но Он пошел дальше, вполне отдавая себе отчет в том, что Его неоспоримое превосходство над тупыми властями не может ничего породить, кроме злобной зависти и неизбежной расправы. Расправа над Творцом – глупейшее занятие, на которое способны лишь безмозглые люди.

       Когда Пилат получил твердые заверения в том, что Царь Иудейский скончался в результате рабской казни на Кресте, то вскоре Христос явился живым сначала Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов неверия, потом двум ученикам Клеопе и Луке на дороге из Иерусалима в Еммаус, затем Петру, Иоанну и другим апостолам.

       Почему столь немногие люди удостоились видеть Христа, вернувшегося живым из той «страны, откуда ни один не возвращался» (слова Шекспира)? Почему бы Ему не пройтись по площади перед Соломоновым приделом Иерусалимского храма, где почти всегда можно встретить толпу верующих, паломников и служителей? Ответ ясен: тогда не было электронных СМИ, документов, удостоверяющих личность, анализа ДНК и многого другого. Эффект от такой прогулки оказался бы нулевым.

       Да и задача была совсем другая. Надо было наглядно показать ближайшим ученикам, что жизнь не кончается смертью, а продолжается в пакибытии, ученикам, которые разуверились в Истине и позорно разбежались. Убедившись воочию и лично, что Учитель вернулся с того света, они стали несгибаемыми проповедниками Благой вести, которая и заключается в том, что смерти нет. Они не боялись ни пыток, ни казни.

       Если бы и нам удостоиться узреть воочию и лично (а я не исключаю, что кому-то это дано), то мы отныне работали бы спокойно и честно и перестали бы страдать. Но без страданий, без тяжкого изучения на собственном опыте свойств добра и зла, совести и бесстыдства, жизнь этого мира лишилась бы смысла и обучающего эффекта.

       Совсем коротко говоря, смысл «божественной жертвы» верно изложен в Пасхальном тропаре: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Домыслы, фантазии, недоговоренности свойственны веку сему.

17.04.2017