Звериный нюх. ч. 2 Звериная промашка, кабан

Виктор Комосов
    Приведу ещё один пример. Был я свидетелем и активным участником ещё одной такой звериной промашки, которая обеспечила мне встречу уже более комичную по итогам своей развязки. Моя палатка тогда стояла на берегу Днепра в районе села Камено-Зубиловки. Целью этого похода было просто понырять и поохотиться с подводным ружьём за сомами. Первую ночь я не ставил палатку, а спал у своих друзей во дворе их хозяйства. В доме было душно, и я решил, что ночь на раскладушке под звёздным небом будет гораздо романтичнее. Так и вышло – романтика только одна и была, но не было сна. Потому, что  рядом с моей раскладушкой свернувшись шерстяными калачиками, расположилась на активную ночёвку весёлая ватага хозяйских собак. Наверное, они хотели  как лучше, а может всегда им приходится так спать? Не знаю, но они с чрезмерной максимальной ответственностью подошли к моей охране во время «сна». Всю ночь они усердно сторожили. Постоянно просыпались и вскакивали на любой подозрительный звук. И не просто так это делали, а сопровождали такие побудки грозным рычанием и звонким лаем. Например, кошка с забора спрыгнула или где-то раздался скрип дерева и т.д. В общем, я был в полной безопасности от сна. Он-то мне этой ночью никак не мог угрожать. Потому, что даже когда собаки утихомиривались, сон их тоже был шумным – всю ночь они чесались и грызли блох.

    Поэтому утром я с радостью переместился на берег в надежде на эффективный ночной отдых у реки. Место, где я поставил свою палатку, было живописным. Сам берег гранитный. С одной стороны роскошное  пёстрое поле цветов, заполнивших всё вокруг своим ароматом. С другой стороны необычный речной пейзаж. Глядя прямо перед собой нельзя было сразу понять, в какую сторону течёт река потому, что в этом месте у неё широкий изгиб. И поэтому она течёт не вправо и не влево, а как бы прямо,  от нашего места стоянки.

   Видимость была плохая, поэтому подводная охота оказалась безрезультативной. Всего одна подстреленная плотвичка. Но зато гадюк насмотрелся. У каждой из них есть любимое место, своего рода береговая «столовая комната», где они спокойно трапезничали на плоском камне. Это тенистое укромное место надёжно защищало этих пресмыкающихся хищников от крылатых – аистов и цапель. Для меня со школьных времён осталась загадкой  эта классификация. Так я и не понял - перед кем они пресмыкаются и зачем. Перед аистами и цаплями вряд ли успеешь. Там разговор короткий – за хвост и в гнездо.

   Змеиная и ужиная трапеза зрелище конечно не из приятных. В воде они хватают рыбу поперёк туловища. И удерживая её в пасти, добираются до берега. Затем, расположившись на плоском камне, начинают её заглатывать. Но сделать это сразу они не могут, поэтому им приходиться, перебирая нижней челюстью, разворачивать рыбу головой себе в рот. После этого они, как бы одевают свой рот на рыбью голову и медленно заглатывают всю рыбу целиком. Так устроены их раздвижные челюсти. Таким же манером они «общаются»  с лягушками и жабами.
 
   Это мне напомнило одну «милую» анатомическую особенность моего товарища по спортивной секции метания копья. Юра Турлаев человек высокого роста, спортивного телосложения, внешние черты его лица самые обычные для мужчины. Он всегда готов одарить товарища шуткой и широкой доброжелательной улыбкой. Вот только насколько широка его улыбка, мы увидели на одном из дней рождения.

   Это конец семидесятых годов. После тренировки мы всей группой собрались в гостях. Наше застолье в разгаре. Публика спортивная, поэтому на столе совсем нет спиртного. Зато он «доверху» завален всевозможными яствами. Их количество непомерно велико даже для наших огромных спортивных аппетитов. Но мы не привыкли отступать перед трудностями и дружно навалились на угощение. И так же дружно, через некоторое время, отвалились от стола с одним только желанием – ослабить брючный ремень и отдышаться от взятого темпа еды. Наелись до такого состояния, которое у алкоголиков называется «поросячьим визгом». Само понятие «еда» начало вызывать некоторые тошнотворные спазмы.  А на столе, заботливыми руками хозяйки дома, в это время начал меняться кулинарный пейзаж. Появился десерт и, что самое жуткое в нашем состоянии – главным украшением стола были огромные сверкающие жирным разноцветным кремом торты. Все мы смотрели с ужасом на открывшиеся новые «спортивные» горизонты. Никто не решался сделать первый шаг в этом марафонском застольном «забеге». Хотелось только надуться вдоволь горячего чая, но вот только места для «надуться» уже ни у кого из нас не было.

    Юра к тому времени, видно, исчерпал свой запас шуток по поводу нашей низкой гурманской подготовки. Поэтому он вынужден был, выложить на всеобщее обозрение свой юмористический загашник-трюк, который мы ещё никогда не видели в его исполнении. Он встал из-за стола, вышел в ванную комнату или на улицу, я не знаю точно, куда он делся. Но вернулся он к нам подозрительно свежий и весёлый, явно держа что-то сногсшибательное на уме. Громкими репликами привлёк всё наше внимание к себе. Подошёл к столу. Не спеша отрезал ножом от торта огромный кусок.  В  комнате в это время стих застольный галдёж и воцарилась абсолютная тишина. Так бывает перед выполнением смертельного трюка без страховки. Так же неторопливо он поднял руку с куском торта, сделал небольшую паузу для усиления напряжения и ЦЕЛИКОМ запихнул его в свой открытый рот, почти не смяв при этом крем. Ну и пасть! Кто бы мог подумать, что такое возможно?! Этот трюк произвёл эффект брошенной гранаты – несколько человек выскочили наперегонки в ванную комнату, чтобы дать выход рвотным пищевым эмоциям. Вот такие анатомические шутки в загашнике у Юры. Просто какой-то стиль змеи получился – одним движением вывел из строя двух «соперников». Этот день рождения запомнился всем нам очень хорошо. Больше мне не приходилось участвовать в совместных застольях с Юрой – наши с ним тропинки на время разошлись.

    Разошёлся и я в своём отступлении. Пора вернуться к реальным змеям. Я уже писал, что была плохая видимость под водой, но она не лишила меня новых впечатлений, а даже наоборот добавила адреналина. Я нырял в гидрокостюме, но без акваланга. Погружение происходило в два этапа. Уйдя под воду, мне приходилось в слепую проныривать верхний мутный слой. Это создавало определённые трудности – я никогда не мог заранее знать, в какой момент я достигну прозрачной придонной полосы. Мало того, что я не имел возможности при этом правильно рассчитать запас своего воздушного ресурса, так я ещё не всегда успевал затормозить своё интенсивное погружение. Это иногда заканчивалось тем, что я практически тыкался в дно маской. Но это технический не критичный момент. Главная проблема – это неприятный и настораживающий донный пейзаж, который внезапно открывался передо мной. Всё дно было усеяно огромными гадюками, толщиной почти с черенок лопаты. Они «мирно» дремали там, в ожидании проплывающей рыбы. Их кислородный ресурс позволяет им организовывать такие длительные подводные засады. Я не был их промысловым объектом. Но есть у змей одна особенность – они безопасны, если не видят в человеке угрозы. Поэтому меня очень беспокоила моя нынешняя манера погружения тыкаясь маской в дно. Не известно до чего я могу до тыкаться.

   Позже уже находясь дома, я поднял литературу и выяснил, что, скорее всего, это были безопасные для человека водяные ужи. Они отличаются от гадюк большими размерами и водным образом жизни. У них тоже нет жёлтых «щёчек». Их ещё из-за рисунка называют «шахматной змеёй». У гадюки рисунок зигзагообразный, бывает просто чёрный окрас кожи.  Гадюки  кратковременно посещают воду и предпочитают места посуше. Так же, как и у всех змей у них отсутствуют органы слуха. «Слышат» они благодаря восприятию колебаний почвы. Поэтому на мягкой травяной подстилке или песке их увидеть легче – они не успевают вовремя скрыться. Обычно встречи со змеями происходят внезапно для человека, поэтому всегда некогда разбираться в тонкостях окраски.

    Но гадюки в этих местах водились тоже и ещё как. Знаю это на примере моего тренера по карате, Серёги Старова. Именно у него я гостил первую ночь. Для самосовершенствования и развития реакции он практиковал один трюк. Со своей овчаркой приходил в лес или на берег и рукой ловил за хвост змей. Резким встряхиванием выпрямлял их. Потом в порыве озорства, надо знать Серёгу,  раскрутив змею над головой, забрасывал её далеко вперёд в камни или кусты. Собака реагировала на это стандартной реакцией – мчалась принести «палку», но к счастью не находила в камнях юркий «предмет». Хотя позже им всё же удалось его как-то ухитрится «догнать» – лежали укушенные оба и Серёга и его пёс. Яд нашей местной гадюки считается не смертельным. Большую опасность представляют последствия – заражения при оказании неквалифицированной помощи и несвоевременное введение сыворотки (может произойти частичное разложение печени). Степень вреда ещё зависит от места укуса. Чем ближе к голове – тем опаснее. Им обоим ввели сыворотку против укуса гадюк, несколько дней постельного режима и они снова были на ногах, но разрабатывать реакцию такими «гибкими» методами зареклись оба.

    Гадюки  были в этой местности не самыми опасными жителями, приходилось встречать мне и других более серьёзных «товарищей». Как-то вечером возвращаюсь я от Серёги. Иду между кукурузным и картофельным полем.  В одной руке у меня бак с питьевой водой, в другой – фонарик для подводного плавания, взятый с собой на тот случай, если буду возвращаться ночью. Сумерки уже успели изменить всё вокруг, но включать фонарь, пока нет надобности. Иду, любуюсь вечерними полутонами. Вокруг тишина и только сверчки добросовестно поют свою летнюю песню – гимн вечерней прохладе. Настроение у меня благодушное. Из средств защиты у меня только, перечисленные, бак и фонарик. Ни карманного ножа, ни топора, ни палки у меня нет. Я каратист и никого не боюсь. Да и кого мне боятся? Я в чистом поле совсем один. Если даже вдалеке увижу кого сильно, сильно страшного, то прекрасно сумею от него убежать – я же ещё и легкоатлет из N-ской спортивной секции Олимпийского резерва. Меня учил правильно и главное быстро бегать сам Анатолий Тимофеевич Цеповяз (мой тренер)!

    Всё было хорошо. Но меня подвела моя дурацкая привычка бесшумной ходьбы, да ещё и по мягкому грунтовому покрытию. Да ещё и ветер мне дует в лицо, а не со спины. В общем, впереди появился неясный тёмный силуэт того «кого мне боятся». Поначалу я по наивности даже оживился – решил, что это мужик какой-то в фуфайке склонился над картофельной грядкой. Думаю: «Вот хорошо! Поймаю вора». Пусть Серёга с ним разбирается – он арендатор этих полей, будет урок другим ворюгам.   Мысль за мысль цепляется, а я пригнулся и крадусь к ворюге. Пока он меня не обнаружил. Его силуэт становится всё чётче и ближе. «До становился» до такой степени, что я опешил и остолбенел. Потому, что деваться мне уже некуда – ко мне спиной стоит не согнувшийся мужик, а настоящий дикий кабан! Время остановилось, так мне показалось в тот момент. Я очень люблю лес, особенно он приятен мне своим шумом и видом деревьев. В этот момент я с особенной силой был влюблён в высоту и прочность стволов его спасительных деревьев. Но они были невероятно далеки от меня, там где-то на кромке поля виднелся их чёрный силуэт. И устраивать беговые соревнования с этим природным «атлетом» у меня нет ни малейшего шанса. Он мне не даст добежать и до места низкого старта. Вступить с ним в бой можно, но с чем? С фонариком? Повредничать – посветить им кабану в глаза.  Знаю, что не всякий выстрел из ружья пробивает его лобную кость. Много охотников хвалилось своим умением проворно лазить по деревьям при встрече с этим грозным и сильным зверем. Обычно он избегает людей, но при неожиданной встрече никогда не уступит дорогу и ввяжется в бой – как раз мой случай! Съездил один клоун понырять, да так далеко «заплыл», что на кабана наткнулся! Единственное моё оружие – коричневый «адреналин», которым я его могу забросать с ног до  кабаньей головы.

    Не знаю, как долго я там стоял? Мне показалось – вечность. Я успел перебрать все варианты противодействия агрессии кабана, но ничего путного не придумал. Решение пришло спонтанно, когда он замер и повернул ко мне голову. Я понял, что это момент истины. Миг времени, когда может произойти всё, что угодно. Если правильно им распорядиться, то и один безоружный может разогнать вооружённую  армию.

    Я так и сделал. Не дав ему и себе опомниться, кинул в него бак с водой. И неожиданно даже для себя, громко рявкнул на него с такой силой и тембром, что мне самому стало страшно. Мобилизовал все свои силы и бросился в его сторону. Он среагировал на это нестандартно для охотничьих  рассказов – резко взвизгнул, подпрыгнул на месте вверх и немного в сторону. Едва приземлившись на землю, он так сильно от неё оттолкнулся, что одним махом перелетел через дорогу. Ещё секунда и он скользнул в заросли кукурузы. И тут он меня удивил ещё раз – ему удалось практически бесшумно мчаться сквозь, казалось бы, громко шелестящие стебли кукурузы. Как он это проделывал, для меня осталось загадкой. Наверное, потому они и уживаются рядом с человеком, что в совершенстве освоили навыки владения своим телом в процессе эволюции. Если бы не последовательно колышущиеся верхушки стеблей кукурузы я бы мог подумать, что он остановился и залёг.   
Но мой новый знакомый быстро приближался к спасительной лесопосадке.

   Наверное, ничего не бывает случайно? Идея кричать воинственным рыком, думаю, была навеяна мне ночёвкой в обществе собак. Цирк, который я ему устроил, вряд ли его напугал бы всерьёз. Скорее всего, сработал эффект неожиданности. Кабан зазевался и поздно почуял моё присутствие. Поэтому у него не было времени, чтобы верно оценить степень опасности. Он почувствовал, прежде всего, мою энергию и решимость идти до конца. Поэтому просто естественно среагировал  на напористое и уверенное движение со стороны. Не захотел остаться на месте, чтобы разобраться в серьёзности моих намерений. Наверное, он тоже знал, что-то о моменте истины.

  Вывод из всего этого можно и нужно сделать один. Если,  идёшь бесшумно, и ветер дует тебе в лицо, а не в спину – жди незапланированную встречу и готовься  к ней.


P.S. Цитата из моей ответной рецензии "Разбор полётов ночной хореографии в лесу"  http://proza.ru/2021/06/02/811: "....для кабана внезапная встреча оказалась слишком нестандартной, и у него просто не было времени разобраться в том, кто на него тогда напал. Может, несколько пахучих шариков он тогда и обронил, но очень умело отклонился от моей оборонительной атаки. Действовал тактически грамотно и чрезвычайно ловко. Позорной и бездумной  паники я тогда тоже не заметил в поведении этого опасного зверя. Думаю, что такой случай встречи кабана с человеком, по своей уникальности, был один на миллион потому, что так близко подойти со спины к чрезвычайно чуткому и острожному зверю практически невозможно. Хорошо, что тогда всё благополучно закончилось. Обычно поединок с этим сильным животным очень свирепо выглядит, поэтому лесные хищники и бравые охотники избегают с ним рукопашных дистанций...."