Звериный нюх. ч. 1 Лис

Виктор Комосов
  У зверей отлично развито обоняние. Ему они, порой больше доверяют, чем зрению. Хотя и нюх зверей может подвести. Например, я был свидетелем такой промашки. Это произошло в нашем хвойном степном лесу. Сижу я как-то тихонько на полянке и вдруг чувствую на себе резкий импульс жесткого взгляда. Медленно еле заметным движением поворачиваю голову в поиске источника  и метрах в десяти от себя вижу холодный настороженный взгляд лиса. Зверь, словно окаменел. Похоже, этой встречи он не ожидал сам. Мне удалось хорошо рассмотреть его. Особенно запомнился и поразил холодный хищный взгляд лиса и его чёрная пасть. Вообще в окрасе его морды преобладал чёрный цвет. Мне даже стало как-то радостно, что у нас с ним такие разные весовые категории. А то я сейчас бы побегал от него по этой полянке в поисках укрытия.

    По лесу я хожу бесшумно, поэтому часто встречаю зазевавшееся зверьё, но только не лис – это очень осторожный и чуткий зверь. Почему-то я решил, что передо мной именно лис. Я их часто встречаю, когда еду по лесным просёлочным дорогам на автомобиле. Минимальная дистанция сближения при этом обычно составляла метров пятьдесят. Это в основном был лисий молодняк-подростки. Убегали они не сразу. А как бы нехотя, часто останавливаясь и поворачивая в мою сторону свои любопытные рыжие мордочки. Лисы постарше встречались только на больших расстояниях – далеко в поле или перебегающими дорогу при моём ночном движении на машине.

   Мой неожиданный гость постоял ещё некоторое время, оценивая обстановку. Словно просчитывал, как быстро я сумею дотянуться до ружья, если оно у меня есть. Потом, без малейших следов страха в глазах, принял для себя единственно верное решение. Медленно с достоинством повернулся и мгновенно тенью скользнул назад в лес, бесшумно растворившись в чаще.  Также незаметно он до этого сумел подойти ко мне по предательски шуршащему хвойному настилу так, что я ничего не услышал. Ну, можно сказать почти незаметно. Потому, что перед этой встречей я заметил мелькнувший рыжий световой блик среди сосновых стволов на большом расстоянии от моей поляны. Но не придал этому значения потому, что принял его за игру света.

    В защиту этого лиса хочется сказать следующее. Напрасно он убежал с тяжёлыми мыслями о том, что ему пора уже на пенсию. Раз он допускает такие визиты на полянки  с человеком. Так и в шкафу  можно оказаться. Думаю, что причиной лисьей ошибки было то, что зверь шёл по ветру, а не навстречу ему. Вот лис меня и не учуял. Да и я хорош – тихонько слился с природой, добавил ему седины в рыжую шерсть. Читал, что зверьё хорошо научилось выделять среди опасных сигналов запах человека и ружейной смазки. Даже прекрасно применилось визуально распознавать наличие оружия в руках. Но больше они конечно полагаются на обоняние и слух. Они у них отлично развиты. Напомню, меня на береговых камнях обнаружила именно пограничная собака. А это приблизительно метров пятьдесят было расстояния между нами. Может ей немного помог ветер с моря, но факт есть факт.

  Да и мой друг, Санчик много об этом рассказывал. Он служил пограничником-кинологом и собака, можно сказать, была его главным оружием и «инструментом» по выявлению и задержанию нарушителя границы. Автомат Калашникова был всего лишь вторым оружием по значимости и предназначался скорее только для огневой поддержки работы собаки или конвоирования задержанного. В ведомстве его заставы была железнодорожная станция, где ему приходилось вместе с собакой проверять железнодорожные составы на наличие в них нарушителей границы. Обычно в таком составе от тридцати до шестидесяти крытых вагонов или открытых платформ. Он может быть и смешанной комплектации, но в любом случае все их нужно проверить. Без служебной собаки тут никак не обойтись. Не будешь же забираться на каждый вагон? Особенно ночью неприятно и опасно соваться в тёмные закоулки. Гораздо эффективнее в этом случае использование нюха собаки. А опломбированные вагоны вообще не обследуешь без четвероногого помощника. Методика проверки была такой. Состав загоняется на отдельный путь, со всех сторон блокируется автоматчиками и с хвоста поезда кинолог в паре с собакой начинают свою работу. Вагон за вагоном обследуют они весь железнодорожный состав. Для этого достаточно идти вдоль вагона и запускать собаку на площадки. Высота вагона около трёх метров, длина от 13 до 23 метров, плюс размеры междувагонной сцепки. Если считать общую длину проверяемого объекта, то может получиться участок длиной от шестисот метров до двух километров! А составов много. И служебная собака успешно и достаточно быстро справляется с этой задачей благодаря своему обонянию.  Можно сказать, пронюхивает вагоны насквозь.

P.S. Цитата из моей ответной рецензии "Разбор полётов ночной хореографии в лесу" http://proza.ru/2021/06/02/811 : "...при внезапной встрече с лисом я совершенно не заметил в его глазах даже тени страха, а не то, что порчи звериной одежды. Причём, лис не был болен бешенством, при котором звери ведут себя неадекватно. Уверен в этом абсолютно потому, что зверь спокойно оценив степень опасности, с достоинством удалился...".