Валентина

Елена Беренева
Этот рассказ я посвящаю своей маме. Самой  лучшей маме на свете!



          Высокая, сутулая женщина с грустными глазами позвонила в квартиру на против и ей открыли дверь .
          – Ой, Валентина, здравствуй. Как я рада, что ты дома, –  мягко сказала она, поправляя седые волосы. Ты представляешь, я стала печь блины, а у меня и муки нет!
          – Привет, Ира. Да, без проблем, сейчас дам! Заходи! –  Бойко и весело ответила Валя. Она быстро сходила на кухню и принесла большой пакет муки. – На, забирай, я купила по акции сразу десять килограмм несколько пакетов. Так что вышло недорого. Это тебе на 8 Марта!
          – Ой, спасибо, Валюша! Чтобы я без тебя делала-то? Саша всё просит меня сменить квартиру и переехать в другой район поближе к сыну, но я ему так и сказала, что я от Вали никуда не уеду. Спасибо тебе, –  и соседка ушла.

          Не прошло и минуты, как раздался снова звонок в дверь, и снова соседка стояла на пороге.
          – Ой, Валя, снова здравствуй! Ты знаешь, я такая глупая, открыла холодильник, а у меня и яиц нет. Она мягко улыбнулась и потрогала свой лоб. У меня мигрень сегодня весь день, таблетки пью, пью, а они не помогают. Ты уж выручи меня еще раз, пожалуйста.

          Валентина весело засмеялась и побежала на кухню. Она принесла четыре яйца в глубокой пиале. Её глаза были добрые, и она всё время улыбалась.
          – На, возьми! Так ты их не разобьешь! –  Соседка было уже повернулась уходить, но Валя её остановила. – Ира, стой! А масло подсолнечное у тебя есть? А соль? А сахар? Подожди! Сейчас я тебе всё дам, чтобы тебе десять раз не бегать.

          Валентина была очень чуткой женщиной, доброй и всегда весёлой. Будучи пенсионеркой, она продолжала работать уборщицей в отделении полиции три раза в неделю, а всё свободное время отдавала семье и внукам. Улыбка никогда не сходила с её лица, она много шутила и была похожа на большого ребёнка. Длинный острый нос, лопоухие уши – она была настоящим Буратиной в юбке. 
          – Ой, соседка, мягко улыбнулась и стала похожа на старушку. Нет, ты знаешь, соль у меня была, а вот сахар... Она закатила свои виноватые глаза к небу, и снова потрогала свой лоб. – Не помню, есть ли у нас сахар. Сегодня полная луна и у меня с памятью что-то стало. Ничего не помню. – Саша! –  крикнула она мужу. – Посмотри, у нас есть сахар?

          В дверь выглянул небритый мужчина в семейных трусах. – Ой, смутился он, и высунул только голову. – Нет, нету у нас сахара, я последний доел, – и он показал пустую пластмассовую банку.

          Валя, покачала головой и стала заливисто смеяться. – Ну, ты как всегда, в своём репертуаре, подруга! Маски-шоу, блин! Она взяла банку, сбегала на кухню и наполнила её доверху сахаром. – На, теперь всё! Не переживай, у тебя всё получится! Соседка, мягко заулыбалась и запричитала:
          – Да благословит тебя Бог, моя дорогая, спасибо тебе. Ах, ты такие пироги вкусные печешь, а я могу только блины и всё. Ты, молодец, Валя, и семья у тебя хорошая! –  Валентина не слушала её, а вместо этого дала ей пакет:
          – На, вот тебе ещё две большие свёклины и морковь. Сваришь своим мужикам борщ, мы много накопали в этом году, девать некуда! –  Ира смутилась и покраснела:
          – Да, что ты, не надо. Ты мне и так всегда помогаешь.
          – Бери, бери, ну как мне тебе не помочь-то! Соседи – это ведь тоже семья! – Женщины обе засмеялись, обнялись и Ира ушла.
          – Мам, что снова соседка приходила? – Спросила звонко младшая дочь. Опять блины печёт? Без муки и яиц? Вся семья дружно захохотала.
          – Вот, Тундра! – покачала головой старшая дочь.
          – Тетерев, – добавил хозяин семейства.
          – Ну, что поделаешь, – сказала раскрасневшаяся от смеха Валентина. –  Нет ума, считай  калека!

          Много лет назад, она была умна и выглядела великолепно! Высокая брюнетка с красивыми большими глазами, она всегда одевалась очень стильно и работала ведущим инженером на заводе. Потом случился развал Союза, соседка попала под сокращение... и начала пить. Она пила много и подолгу уходила в запои. Валентина никогда не оставляла подругу и всегда старалась вытащить её из лап "зелёного змия". Алкоголь забрал всю красоту, а похоже и рассудок, женщины и превратил её в старуху.

          Примерно лет двадцать назад, к соседке пришли "Свидетели Иеговы". Они носили ей какие-то брошюры о рае, "промывали" мозги о лучшей жизни и о спасении души Божией. Валентина каждый раз закрывала перед ними дверь в тамбур  и "билась" за подругу:
          –  Не ходите! Сколько раз Вам говорить! Мы Вас слушать не будем! Уходите и всё! Если ещё раз придёте, я вызову милицию! Не ходите!

          Потом через пару лет, Ирина стала прихожанкой в маленькой православной церкви и перестала пить. Она всегда носила длинную юбку, вязаную кофту, и косынку на голове. Люди из подъезда судачили о ней, что соседка какая-то отстранённая стала, набожная, словно "пыльным мешком стукнутая". Она ходила медленно, опустив голову и всегда о чём-то думала. Валентина жалела Ирину и помогала ей.

          На следующее утро, снова раздался звонок в дверь.
          – Валя, здравствуй, – это снова я. Посмотри, что мне продали в аптеке сегодня, а то я без очков ничего не вижу. У Саши кашель, а у меня голова болит, прямо не проходит. Подруга взяла пачку таблеток и стала читать.
          – Это импортные таблетки, Великобритания. Сколько ты заплатила?
          – Я не знаю...не помню, подожди...сейчас...800 рублей.
          – Ох! – Валя всплеснула руками. Ира, ну ты прямо как ребёнок, честное слово! Чек остался? – серьезно сказала она.
          – Сейчас... – Саша? Чистяков? – позвала она мужа. – А где чек? Мужчина в рубашке и семейных трусах высунул голову и протянул маленькую бумажку.
          – Значит так! –  Быстро сказала Валентина. – На, вот тебе "Бромгексин", давай сюда чек, я пойду верну импортные таблетки. Благо фармацевта я знаю, она моя одноклассница. А ты сиди дома, я мигом вернусь!
          – Подожди, а разве можно вернуть деньги? А мне сказали, что это хорошие таблетки. – Да? Ты думаешь? – Ирина потрогала свою голову. Да, дороговато получается. А почему я их купила, даже и не знаю... Спасибо тебе, Валюша. – Ой, подожди, – соседка снова вернулась. Я и забыла зачем к тебе пришла-то. Ты знаешь, одна наша прихожанка, Верочка Смирнова, попала в больницу, и я обещала сходить её навестить. Но у меня мигрень разыгралась, голова болит, прямо сил нет. Да ещё Саша приболел, может быть ты сходишь?
          – Давай, охотно согласилась женщина. Заодно и в аптеку заскочу. Какая больница, диагноз? Что с ней?
          – Ой, не помню ничего, –  Ирина стала тереть виски двумя руками. "Соловьевская" кажется, у неё сердце…

          Валентина вздохнула и покачала головой:
          – Ладно, я найду, не волнуйся. Она быстро оделась, взяла сумку и обе подруги вышли в тамбур.
          – Саша! Валюша навестит Верочку, – крикнула Ирина мужу.
          – Хорошо, – раздался хриплый голос из комнаты.
          – Чистяков! – Валя громко позвала мужчину. – Я дала таблетки Ире, но тебе тоже говорю, на всякий случай, если она забудет. Пей "Бромгексин", и ради Бога, одень уже штаны наконец, а то ещё что-нибудь застудишь. И носки! Я скоро вернусь, – крикнула она и быстро побежала по лестнице вниз.

          Женщина вышла из подъезда и пошла на автобусную остановку. Она стояла и ждала зелёного светофора с другими людьми. Вдруг одна молодая девушка, уткнувшись в сотовый телефон, шагнула на дорогу, и тормоза машины завизжали. Валя среагировала моментально! Она схватила девчонку за капюшон куртки и с силой дернула её назад... Еще секунда... и машина пролетела в нескольких сантиметрах от подростка. Кто-то вскрикнул...ребёнок заплакал в толпе.
          – Ты, смотри, куда идешь! – Закричала в сердцах Валентина. – Что, жить надоело? Бестолочь! Вот выдрать бы тебя ремнём, дуру! –  Девчонка никак не ответила на реакцию прохожих, она снова уткнулась в телефон и быстро перебежала дорогу. Загорелся зелёный свет, и люди поспешили на другую сторону уже забыв о случившимся.

          Через полчаса, Валя зашла в больницу и встала в очередь в регистратуру.
          – Здравствуйте, девушка, я к Вере Смирновой.
          – А вы кем ей будете?
          – Я её подруга, вот пришла навестить и принесла передачу.
          – Хорошо! Третий этаж, "Кардиология" направо. Приемные часы с 11:00 до 3:00, вы как раз попадаете. Всего хорошего.

          Валентина шла по коридору и думала, что сказать незнакомому человеку. Как представиться? Кем?
          – Здравствуйте, она вошла в просторное отделение, – A я к Вере Смирновой. Медсестра проводила её к постели больной, и они остались вдвоем.
          – Доброе утро, меня зовут Валентина, можно просто Валя, – сказала она радушно. Я от Ирины Чистяковой, она моя соседка и попросила меня навестить вас.

          На кровати лежала пожилая женщина лет семидесяти, вся седая. Она выглядела плохо: синие губы выдавали болезни сердца, а левая часть лица и рука были парализованы. Она лежала неподвижно и смотрела куда-то в потолок. Потом услышав чей-то голос, она повернулась и попыталась улыбнуться.
          – Здравствуйте...Ой, а я вас не знаю совсем. Меня Верой зовут, а Вас?
          – Валентина, Валя.
          – Ох, как же хорошо, что вы ко мне пришли-то, а то я здесь совсем одна. – Женщина говорила плохо и путалась в словах. – Как вы сказали вас зовут?
          – Валя. Вам от Ирины Чистяковой привет!
          – А кто такая? Я её не знаю...
          – Ну как же, вы же вместе в церковь ходите. Помните?
          – Церковь? Да, у нас хорошая церковь, и отец Роман, дай Бог ему здоровья.

          Валя подошла поближе, села на краешек кровати и, едва сдерживая слезы, стала разговаривать с больной.
          – А семья у вас есть? – спросила она. – Вас родственники навещают? Чем я могу вам помочь? Может я могу им позвонить или привезти их к вам?
          – Это кто? Таня, ты?
          – Это Валя, Валентина.
          – А, Валечка, здравствуйте, меня Верой зовут. Да, семья есть... кажется. Муж Николай помер три года назад – рак желудка. Пил много, так много пил...всё из дома тащил. Валя тяжело вздохнула и покачала головой, сочувствуя больной. Ей было до глубины души жалко этого старого, незнакомого человека. Она смотрела на железную кровать, деревянную тумбочку и чувствовала глубокую тоску. Вера была одета в цветастую хлопковую сорочку и старенький халатик. Её серые, тревожные глаза напомнили ей мать, которая так рано умерла от рака груди десять лет назад. Валентина сжала носовой платок в руке и старалась не плакать.
          – Ванечка, старший мой, – повесился. Таня, это ты?
          – Нет, это Валя, всё хорошо, успокойтесь.

          Больная женщина стала плакать, утирая слезы правой рукой. – Я как в комнату-то вошла, а он и висит в углу, сыночек мой родненький. Висит, как живой, только не говорит. Я и не помню, что и дальше-то было. – Её голос дрогнул, но она продолжала. – В больнице проснулась – инсульт и парализовало меня с левой стороны.
          – Ну, всё! Хватит о плохом. Теперь всё будет хорошо. Садитесь, смотрите, я вам фруктов принесла, печенья. А вот ещё сок! – Валентина сменила тему, взяла платок и вытерла слёзы на Верочкином лице.
          – Всё хорошо! Не волнуйтесь, пожалуйста.
          – Вот гляжу я на вас и как будто мы уже виделись. Вы в нашей церкви были?
          – Нет, не была. Я редко хожу.
          – И лицо у вас такое хорошее, доброе. – Больная как бы забылась, а потом сказала:
          – А вы кто? Наташа?
          – Нет, я Валентина, подруга Ирины Чистяковой. Помните?

          Женщина закрыла уставшие глаза, потом снова открыла. – А, Валечка, это Вы? Валюша, вы не уходите ещё пока, посидите со мной.
          – А младшенький-то мой, Павлик, в тюрьме, –  и она потянулась тоненькой рукой к печенью. Валентина не сводила глаз с бедной женщины, сердце у неё защемило, а в горле встал ком. Она как бы кашлянула, закрыв рукой рот, и незаметно от Веры, смахнула слёзы носовым платком. – Сидит два года, ещё три осталось, – продолжала Верочка. Не знаю, доживу ли я. Он хороший мальчик, связался с дурной компанией. Они его на "шухер" поставили. Ну, сынок ведь не крал, его там даже и не было. А наркотики ему подбросили! Вот так!
          "Мать есть мать," подумала про себя Валя и вздохнула.

          Она  взяла Верочку за руку, а потом нежно обняла её. – Всё, всё будет хорошо. Ну, всё, всё...Успокойтесь. Бай-бай, бай-бай, – она стала качать больную женщину как маленького ребёнка.
          – Смирнова, на анализы! – крикнула вошедшая медсестра.
          – Ну, вот и славненько. – Валентина обрадовалась, что этот разговор наконец-то закончился. – Пойдёмте, Верочка, я с Вами похожу.
          – Дочка, так у меня карточка-то в регистратуре. Надо сначало в регистратуру идти, – Верочка стала в волнении подниматься с кровати.
          – Всё хорошо. Не волнуйтесь, вместе пойдем. – Держа за руку пожилую женщину, Валя пошла с ней по коридору. Они взяли карточку, сходили сдали кровь, мочу и сделали ЭКГ. Всё это время Валентина не отходила от больной и через два часа они вместе вернулись в палату.
          – Валюша, доченька, – больная женщина полезла в тумбочку, – здесь у меня документы, лекарства. Вот вам 200 рублей за то, что вы пришли ко мне.
          – Да, что вы, Вера! Бог с вами, уберите сейчас же! Я работаю, и деньги у меня есть! – Я пришла к вам потому, что меня попросили и я обещала помочь. Ну, что вы в самом деле! Уберите и никому не показывайте, а то еще украдут. – Валентина помогла больной снова лечь на кровать, подоткнула одеяла и погладила её рукой по голове.
          – А теперь спите, анализы мы сдали, всё теперь будет хорошо.
          – Это кто, Наташа? Таня-ты?
          – Вера, это Валя...мне пора. – Она снова погладила больную женщину по голове и поцеловала её в щёку.
          – А Валя...Валюша... Вы ещё ко мне придёте?
          – Приду, – пообещала она и вышла в коридор.

          Валентина подошла к большому окну, достала носовой платок и разрыдалась.
          – Не волнуйтесь вы так! На следующей неделе выпишем вашу Смирнову,– сказала проходящая мимо медсестра. – Всё у неё хорошо, операция не нужна. Просто понервничал человек. Вот и всё!
          – Да, да...Валя пришла в себя, вытерла мокрые глаза и высморкалась. – Ох, Господи, да что же это делается-то? – Прошептала она и пошла по длинному коридору домой.

          Автобус её быстро домчал до нужной остановки, она зашла в аптеку, магазин и пошла домой. Валентина зашла в подъезд, поднялась на четвертый этаж и позвонила подруге.
          – А, Валюша, здравствуй. Ты уже вернулась? Ну, как Верочка?
          – Привет, Ира! Вера хорошо, выпишут на следующей неделе. А вот твои 800 рублей, я вернула таблетки. Больше не покупай такие дорогие!
          – Ой, спасибо. Да, благословит тебя Бог! – Соседка выглядела очень счастливой. Ты знаешь, а у меня-то мигрень такая, голова болит и болит, прямо не проходит…

          Валентина посмотрела на подругу и весело сказала:
          – Ты знаешь какое лучшее средство от головы? Топор! Ампутировал и всё, болеть больше не будет. 
          – Ха-ха-ха, ой, смешно. А ты всё шутишь,– мягко заулыбалась соседка и стала снова похожа на старушку. – Ой, ладно, я пойду, а то у меня Саша заболел.
          – Давай, иди, – спокойно ответила Валя. – Если что, приходи! Мы поможем, чем сможем. 

          Подруги обнялись и разошлись по своим квартирам. Валентина сняла обувь и понесла сумки в кухню. Она достала кружку с полки и налила чая. Вдруг раздался звонок в дверь, Валя улыбнулась и побежала открывать.


Апрель 16, 2017 ©