Пропавший горизонт

Владимир Майоров
                Возвращаемся домой по меридиональной  просеке; она наезженная и потому широко раздвигает тайгу, а своим северным концом упирается в далекий по местным меркам горизонт. Глаза за день устали натыкаться на скопище стволов, сейчас отдыхают и расслабленно наблюдают за неслышно плывущими в просторном небе вытянутыми облаками, как льдины, белыми сверху и затемненными, словно подмокшими, снизу, разделенными голубыми промоинами.

                Вечерняя прогулка отличается от дневного маршрута тем, что шагается легко и бездумно, а процессы производственного мышления сменяются психическими явлениями, связанными различного вида ассоциациями: Александр, внук, исполнилось 14 лет, паспорт, чудо-юдо рыба кит, земля шар*.

                -Александр, а известно ли тебе, что согласно статье 26 ГК РФ ты отныне вправе совершать мелкие бытовые сделки и, мало того, осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности?**
                -Немного туманно, но смысл ухватил. Особенно насчет сделок.

                -Сделки оставим на потом. Обрати внимание на второе твое приобретенное право-самостоятельно размышлять, и поэтому с тобой теперь можно поговорить на отвлеченные, в некотором роде даже запретные, темы, а не только про ежика в тумане.
                -Почему бы нет. Известно дело, дорожные беседы сокращают путь.

                -Тоже верно. Для начала открою тебе маленький секрет. Видишь ли, древние люди, а также джинны, скорее всего, не сильно ошибались в своих представлениях об устройстве Земли. Разве что только слоны и черепахи усложняли их космогонические модели, но любили предки украшать свои мысли и дела рук своих. Вспомни тех же скифов с их звериным стилем. Но не отвлекайся на них, вернемся к нашим слонам.
                -Ты насчет плоской Земли?

                -Угадал. И постараюсь убедить тебя, что школьный пример с корабликом, который по частям скрывается за горизонтом, есть сплошное надувательство.
                -Подожди-ка, мы же с тобой были недавно на Баренцевом море, и танкеры там вдалеке проходили, и за горизонтом исчезали, почему тогда мне ничего не говорил?

                -Потому что тогда считал Землю шаром, разве чуть сдавленным у полюсов, вот почему. А в последнее время передумал, и завел я разговор именно сейчас, когда перед нами развешано наглядное пособие, которое поможет тебе убедиться, что если и не вся Земля плоская, то не вся она целиком и круглая.
                -Что за пособие? Вокруг лес, под ногами дорога, вверху небо, больше нет ничего.

                -Не торопись, сейчас увидишь. Постараюсь объяснить все  по - порядку. Обрати внимание: прямо над нами облака, плоские, как блины, А какие у них макушки, мы не видим, хотя и догадываемся, что холмистые.  Согласен?
                -Было бы о чем спорить.

                -Так вот, сейчас начинается самое любопытное. Постепенно опускаем взгляд и внимательно рассматриваем сначала ближние, а потом все более удаленные и совсем далекие, у горизонта, облака. Но прежде скажи - как именно  должны изменяться их видимые очертания, если они проплывают по изогнутому своду, повторяющему поверхность земли? Нет-нет, не подглядывай, обойдемся без шпаргалки. И если затрудняешься с ответом, вот тебе подсказка. Представь, что идешь себе куда хочешь, а по небу пролетает стая утюгов Зрелище достаточно редкое, и ты не можешь не обратить на него внимание. Понятно, что ты, против обыкновения, перестанешь пялиться под ноги и  станешь следить за ними. Не так ли?
                -Допустим, так и будет. И что же я, по - твоему, увижу?

                -Давай порассуждаем вместе. В зените, согласись, они  выглядели бы как чуть заостренные сферические треугольники. На некотором расстоянии ты будешь наблюдать их в профиль, со всеми деталями наподобие ручки и прочих кнопок. А вот по мере удаления по своей кривой траектории они просто обязаны все сильнее запрокидываться по лучу зрения, и на дальности открытия***, если посмотреть в зрительную трубу, теодолитную, например,  ты вновь увидишь знакомые треугольники, только в положении, что называется, торчком. Пока все правильно?
                -В принципе, я согласен. А почему пока? Что-то еще добавишь к сказанному?

                -Нет, не скажу, а покажу. Сейчас самый раз взглянуть на «тучки небесные», которые вечные странники, в их естественной обстановке и обличье. Посмотри внимательно пару минут и поделись увиденным.
                -Привычная картинка, сто раз виденная: обыкновенное небо в облаках. Даже инверсионных следов нет.

                -Собственно, другого ответа я и не ждал. Твой полевой напарник  Артур тоже такой был. Я сам от вас ничем не отличался. А сейчас снова начинаем осмотр картины. Над головой серые волокнистые подошвы, потом видно, что это слоисто-кучевые облака с белыми башенками. И чем дальше, тем больше они становятся похожими на игривых котят, которые, выгибая спину и становясь к нам боком, принимают угрожающую позу. Одновременно просветы между ними, облаками, а не котятами, сужаются, ближний ряд начинает перекрывать последующий и, обрати внимание, подошвы тучек становятся все более узкими и у самой линии смыкания стихий превращаются в темные тонкие черточки. Кстати, сейчас до самых дальних облаков, поверь мне, не менее 200 км. Но эти туманные создания ведут себя неправильно, не так, как утюги, хоть засмотрись. Будет одно и то же.
                -Подожди, а как же белый пароход…сколько там, на море, до горизонта, километров 8, не больше? И уже влияние кривизны сказывается: поначалу скрывается корпус, потом надстройки, мачты…

                -Отвечаю. Любопытные пляжники посмотрели в бинокли и выяснили, что не уходят в воду кораблики, даже визуально, и пока различимы, остаются над морской поверхностью, каждый по свою ватерлинию…и горизонта, получается, нет. И попрошу не поминать Михаила Афанасьевича, читывали классика, читывали…