Монашество 21 века-поиск ясности у истоков

Алексей Малышев Сказитель
    (на фото обитель Святого Антония, близ Хургады, Египет)

             МОНАШЕСТВО 21 ВЕКА ПОИСК ЯСНОСТИ У ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ



  Лукавые греки – так называли наши предки византийцев и были правы.
Почему сегодня Мать Церквей мира – Иерусалимская патриархия одета в греческие одежды?


 Ведь с точки зрения здорового национального мышления это несправедливо. Неужели у Иерусалимских арабов, коренного населения отсутствуют свои православные церковные традиции?


Но греки, как во времена византийского господства просто доминируют над всеми другими национальными православными церквями и потиху сползают этим в католицизм, соблазн которого у византийцев всегда был очень силен. Второй, восточный молодой Рим, он тоже Рим, языческая по сути империя на крови и железе... И причины этого в уходе от плана Христова о национальных церквях для всех народов на их языках, в их одеждах, их христианской литературе, их самоуправлении и архитектурной среде. Палестинская православная церковь сегодня подавлена греческим влиянием, и такое положение принимают за норму.


Все это агрессивное поведение характерно для греческого монашества и на Руси это знали и своевременно пресекали попытки захвата наших архиерейских кафедр пришельцами.


Но и на Руси русское монашество в силу низкой культуры и принятия христианства в непросвещенную среду, провинциальным сознанием, склонно было к своеобразному монашескому национализму, следованию идее первенства в Церкви Русской, вместо идеи Служения, по заповеди Спасителя.  «Я среди вас, как Служащий…»

В монашестве возникает идея единственного пути, монашество начинает все сильнее отрицать разнообразие в путях спасения, всякое творчество христиан, само течение времени безудержно отрицается как исключительное зло.

Возникает образ черного монаха, в котором культ покаяния и скорбь о грехах изгнали все другие дары благодати, от которого невозможно пасхальное свечение, у которого вместе с радостью ушла любовь, и умалились другие плоды Духа Святаго, перечисленные в послании Галатам апостола Павла… (…Плод же Духа есть любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание, на таковых нет закона, …)

Все эти тенденции приводят к соблазну раскола, когда требовалась мудрость пережить искушения переменами, не осудить никого и сохранить невозмутимое спокойствие. Но, увы, когда раскольники достигают монашеского центра в Соловках там уже все готово к восстанию.


Забыв о своих египетских истоках, мировое монашество впадает во множество соблазнов, теряет ясность и берега, становится кастой, сословием, отделяет себя подобно коррумпированному священству от всей Церкви и деградирует. Прекращает быть лидером в духовном развитии для общества и мирян.
Следует помнить, что лишь на ветках древа всей Церкви вырастает и наливается сладостью, созревает плод нашего процветания в дарах Духа Святаго. Всякое отделение себя может быть оправдано лишь преданностью служения Богу, людям и Церкви. Оправдано служением.

 
Подобно тому, как архиерейство самоутверждаясь, как якобы высшее сословие в церкви, а не лишь ступень к апостольству, теряет развитие в свет и простоту наивысшего служения апостольства, так и монашество начинает возвышать мелкие черты своего пути до масштабов важнейших и наоборот, теряет суть и главное, подобно фарисеям, оцеживая мелочи комара и большого верблюда пропуская.

Все эти тенденции мы как заразные болезни подхватили от греков вместе с великим даром Веры и могли бы их избегнуть, если бы искали истоков, имели широту взглядов и благодаря этому владели бы сутью, а не внешностью христианства.


Особой трагедией стала никонианская революция в Русской Церкви, сутью которой стало именно огречивание, то самое, против чего шли наши древние князья, Ярослав Мудрый и другие, когда ограничивали влияние Константинополя на Русь. Беда была в том, что для подавления русского национального начала приглашались в Москву несколько патриархов и архиереев греческих, чтобы показать отличия в благочестии и обрядности от церкви матери.

Отличия эти имеются во всех национальных церквях и представляют не отступления от истины, а уникальные черты, свойственные каждому народу перед лицом Божиим. Преследовать людей за них, казнить, топтать их было таким же заблуждением, как и гонение на русские национальные инструменты, которые мы едва не потеряли в ту эпоху.

Представьте себе гонение на скрипки и виолончели в Германии, в Англии?!  Эту дикость разделяло большинство, антикультурного  духовенства тогдашней Руси и привела она к денационализации Русской Церкви, перемене названия даже на Греко-Российскую православную Церковь. Трагедия эта не осмыслена до сих пор.

Монашество было основано Антонием Великим в Египте, и проигнорировать этот источник, забывать его на целые столетия означает терять связь и истинную суть традиции. Именно в православии очень важно быть веточкой на древе исторической Церкви.
 Что же мы видим в истоке монашества? Личную судьбу одного человека, идущего путем молитвы, а не корпоративную общую типовую линию с обязательной для всех формой, атрибутами и своеобразной "бюрократией святости".
Он стал примером, но стали ли его последователи достойными подражателями?
Пора очистить источник от лишнего и придаточного.

Как вели себя египетские монахи в общей массе? Книга пресвитера Руфина "Жизнь пустынных отцов" сообщает что гостеприимство так было развито у них, что странников встречали толпы гостеприимцев, которые так тянули гостей в свою келью, что едва не разрывали их плащи, вытягивая странников друг у друга, а не отмахиваясь от них недосугом и современными лукавыми "паломническими центрами"-по сути бизнесом на странниках.

Что же мы видим в египетском монашестве? Мы видим простоту и истинное, вековое нестяжание.

Там хранится материальный мир первых веков, самой эпохи основателя аввы Антония именно благодаря нестяжанию, сделанное однажды остается в обители навсегда, и это создает особый дух, незабываемый музей монашества.

Потрясает высеченный их камня грубоватый огромный общий стол обители, примитивная мельница эпохи первых соборов, которой вполне хватает все эти полторы тысячи лет. Здесь удивляют похожие на головоломки деревянные замки. Монахи носят те самые истинно богоданные шапочки с двенадцатью крестами, отгоняющими от них бури помыслов, дающими покой сознанию для молитвы.
 
Шапочка эта была откровением от ангела святому авве Антонию, как ответ на его молитвы об освобождении от бури греховных и суетных помыслов. Ангел научил святого сшить шапочку с вышитыми двенадцатью крестами и помыслы прекратятся. Все египетское монашество ярко отличимое по этим шапочкам.
Знаком времени, печальным и необходимым стал монастырский арсенал с автоматическим оружием, защищающий отдаленную обитель от экстремистов и преступников, увы, проливших много христианской крови в Египетских пустынях.   

Возвращаясь на родную землю, мы увидим и рабство, прикрытое благовидными предлогами и душевной пользой, называемое привлечением трудников, работников за еду и кров, что для трудящегося монашества вообще непристойно.
Лучше ничего не делать, пребывая в молитвах и телесных немощах и слабости, чем создавать этот неестественный нарост на монастырском древе. В монастыре жить должны одни монахи и в других лицах, как и в других помыслах, нет оправданной необходимости.
 
    Именно отсутствие обмирщенных наростов и опухолей на древе монастырской жизни делает Египет лидером в мировом монашеском пути, и соблазн монофизитства не должен нас отталкивать. Эпоха вселенских соборов также была сложным периодом утверждения доминанты византийского пути в православии и имела свои перегибы.
Думаю, что разделение приносит вред всем сторонам единого Тела Церкви Православной и преодоление богословского разделения пошло бы быстрее при сближении с Россией и ее христианскими традициями.


Внешность тоже говорит о многом и в образе Антония Великого, написанного на каменной его раке мы видим старца с непокрытой головой и длинными волосами, на теле которого безрукавка наподобие современных маек, руки которого в молитвенном положении. Здесь  ясна суть, образ Антония ее несет с однозначностью и силой. Поистине, человек тот подобен льву или орлу, по силе и высоте своего духовного полета.

Именно сегодня, когда слава и репутация русского монашества удаляется в прошлое, пусть светит свет Египетских отцов пустынников нашему заблуждению в четырехсотлетнем греко-никоновском тупике, исключающем, как и в старообрядчестве, любые здоровые перемены в стиле, одежде и христианских формах жизни.
Саванарольских  черно-монашеских тенденций, исключающих из христианской жизни все, кроме показного, натянутого, надрывного покаяния по Игнатию Брянчанинову сегодня целое море.

Но глубокоуважаемый мною святой Игнатий Брянчанинов совершенно забывает, как и Савонарола в Италии, о других потребностях человеческой души, тоже возвышенных, тоже религиозных, но светлых и радостных. Это, конечно же, Пасха Христова и пасхальное настроение.

Душа человека благодаря христианству возвращается в потерянный рай и празднует «Пасху Божию спасительную». Истинное спасение, ощущаемое в душе, не может не радовать человека и не  влиять на его облик просветительное.  Опасайтесь омраченных христиан, которые могут оказаться кем угодно, только не носителями радости и любви.

 Таким пасхальным монахом был для людей батюшка Серафим Саровский чудотворец, всегда радостный познанной истиной, покаяние которого было, прежде всего, глубоким раздумьем о своем несовершенстве и не переходило в уныние и надрыв, тем более в стремление что-то сжечь и ломать.

Другой крайностью был италианский проповедник монах Савонарола, доведший идею покаяния до тихой истерики, принесший ей в жертву всю жизнь народа и главное его Пасху и карнавал. Мрачные последователи Савонаролы держали народ Флоренции в вечном посте, ломали и жгли все, что приносило радость людям, и заслужили этим ненависть христианского общества.

Такое монашество превращается в касту чернецов, в христианских экстремистов,  подобных погромщикам монахам «параболанам» из Александрии эпохи Кирилла Александрийского, подозреваемых в уличных убийствах, в том числе ученой древнего мира-математика и астронома  Ипатии, уточнившей орбиты планет, открыв их эллипсоидность. А мы до сих пор показываем солнечную систему как ряд круговых орбит планет, тогда как они реально красивые эллипсы, овалы.

Наверное также и с великими традициями, мы склонны упрощать их, сводить к кругам, и ходим по кругу. Но точность говорит об овальной траектории и надо возвращать сложность в нашу жизнь.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ