Странные открытия. Финляндия часть 1

Людмила Петрова 3
Карельский перешеек.

Этот перешеек – спорная земля,
Русская ли финская родина моя.
Тихие озера, синие леса -
Северной природы скромная краса.
Свежим летним утром так легко дышать!
Отчего же маются совесть и душа?

Финнов поколения прежде жили тут,
Эти земли помнят их крестьянский труд.
Здесь росли их дети, мирно жизнь текла,
Но войной нарушена тишина была.
В той войне короткой, что гремела здесь,
Защищали финны родину и честь.
Только очень сильным оказался враг,
И пришлось им бросить гнезда-хутора.

На такой вот хутор после блиц-войны
Мои дед и бабушка были вселены
Не по доброй воле. Под воду ушло,
Планово затоплено было их село,
Их дома и бани, огороды, мост…
Говорят, остались церковь и погост.
Все пришлось оставить, и под старость лет
Им «переселенческий» выдали билет.
Ценную бумагу дед всю жизнь хранил.
«Целину освоить» - не хватило сил!
Каюсь за державу и державших власть,
Ведь чужие гнезда стыдно разорять!
1989-2016

       Странно, что ближайшую соседнюю страну я открыла для себя только сравнительно недавно. Хотя она присутствовала в моей жизни с самого рождения, потому что родилась я в Зеленогорске, бывшем финском городке Терийоки, а провела детство в рабочем поселке, расположенном близ бывшего финского форта Ино, где сейчас находится наша дача.

      Зеленогорск – маленький уютный и очень зеленый. Он расположен на берегу Финского залива. Терийоки – это в переводе с финского «земляная» речка. Еле заметный ручеек, также еле заметно впадающий в Финский залив.

     Зато на горе, на самом высоком месте, откуда виден залив, стоит моя школа. Это  самое красивое здание городка и его окрестностей. Его построили сразу после войны в 1946 году. Я и мои друзья-одноклассники очень гордились нашей школой, да и сейчас гордимся. Часто приезжие (в основном, отдыхающие, кругом ведь санатории) спрашивали, что это за здание? А мы, задрав кверху нос, отвечали: «Вы, наверное, думаете, что это исполком или горсовет? А вот и нет! Это школа.»

       На площади перед школой сначала торжественно установили памятник Сталину. В 1961 году его тихо демонтировали.  До 1970 года на площади останавливались финские автобусы с туристами. Финны выходили из них, любовались своим бывшим городом, нашей школой, даже пытались с нами -  школьниками общаться. Но нам это было строго запрещено. Помню, финны всегда по-доброму улыбались, угощали конфетами. Как-то даже пытались зайти в школу. Но их не пустили. 

     В 1970 году в столетний юбилей Ленина на площади снова поставили памятник, теперь это был памятник Ленину. Что у нас за страсть такая нездоровая к этим памятникам вождям? Ставим их, потом снимаем. Ленин смотрит на парк перед заливом, а оттуда на него теперь смотрит любимый всеми актер Георгий Вицын, уроженец Зеленогорска, и как будто спрашивает: «Как пройти в библиотеку?» Вот такая усмешка судьбы.

    Кстати, детская библиотека в Зеленогорске тоже очень красивое здание. Прекрасный читальный зал. Читай – не хочу. Не хотят читать современные дети, к сожалению. А наше поколение выросло на замечательных книгах, которые учили добру, справедливости и еще многим полезным вещам.

   Зеленогорск  - толерантный город. Здесь сохранились православная церковь и кирка. В советские годы в православной церкви был склад, она тихо разрушалась. На ее колокольне росла береза, которую было видно из кабинета химии. В кирке располагался кинотеатр «Победа». Сейчас обе церкви служат своим прямым целям. Они полностью восстановлены. В кирке проводятся органные концерты, пользующиеся популярностью. А колокольный звон православной церкви так красив, что заставляет остановиться и слушать, забыв о суете.
   
      Недалеко от Зеленогорска в поселке Ильичево (финское название Ялкала) Владимир Ильич Ленин скрывался от Временного правительства. Нас в детстве возили туда на экскурсию и показывали домик, где он жил у финна Парвиайнена. Очень скромный домик с очень скромной мебелью.
 
      Года три назад ездили туда с невесткой и восьмилетней внучкой. Нашли не сразу. Место показалось  глухим и каким-то диким. Домик под стеклянным колпаком. Это опять же в 1970 году его под колпак поместили. С трудом объяснила внучке, что Ленин – это руководитель нашего государства в 20 годы прошлого века, и что он хотел сделать людей счастливыми, но у него не вышло. Не пересказывать же всю историю, сложную и неоднозначную. Всему свое время. Как показывают социологические опросы, многие школьники не знают, кто такой Ленин. Молиться на него не надо, но историю своей страны не знать стыдно.

     - А что Ленин здесь делал? – спрашивает ребенок.
     - Скрывался от Временного правительства, – ответила бабушка выученной в детстве фразой.
     - Молодец! Здорово спрятался, здесь его точно никто бы не нашел! Ты и то с трудом – это мне комплимент, как сыщику.
     - Это его финны так спрятали, – поясняю я. Ну кто меня за язык тянул?
     - А зачем? Это он их хотел сделать счастливыми?
     - Их-то он точно сделал – сказала невестка, достаточно часто посещающая счастливую страну Финляндию.

       Напротив домика финна Парвиайнен, располагается сейчас историко-этнографический музей. В нем собраны экспонаты, рассказывающие о  проживании финнов и карелов на территории Карельского перешейка и о той короткой  финской войне 1939-1940 г.г.
Для нас троих (больше в музее никого не было) провели интереснейшую экскурсию. Знаете, нигде за пределами нашей страны я не встречала таких замечательных экскурсоводов, как у нас. Разве что один раз в Испании, и то он был выпускник МГУ.