Трамвай ЛТ-5 Луганск-Москва

Геннадий Досужий
         Между Москвой и Луганской областью давно установились дружеские взаимоотношения. Одним из примеров такого сотрудничества явилось строительство в Луганске жилого комплекса «Оксфорд» (в районе машиностроительного института) фирмой, управляемой женой тогдашнего мэра Москвы Лужкова. В качестве ответного шага ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз»» (ЛТЗ) должна была изготовить и поставить в Москву (депо Апакова) пять трамвайных вагонов. Один трамвайный вагон ЛТ-10 ( №019) был изготовлен и в ноябре 1998 года передан Мосгорэлектротрансу. ЛТЗ уже имел опыт разработки и изготовления трамваев. Изготовлена опытная партия трамвайных вагонов ЛТ-10 в количестве 20 штук, 13 из которых работали в трамвайных депо городов Луганска и Енакиево. Совместно с АНТК им. Антонова (г. Киев) изготовлен трамвай ЛТ-10А с алюминиевым кузовом и частично низким полом.
        Четыре остальных трамвая решено было выполнить новой модификации – ЛТ-5, учитывающей условия эксплуатации в стеснённых пространствах большого города и старых площадей депо Апакова. Учитывая сжатые сроки изготовления и поставки трамваев, решено было переднюю и кормовую части вагонов закупить на стороне, тем самым сэкономив на проектировании и изготовлении этих узлов. По результатам поиска в интернете была определена, как перспективная в этом качестве, фирма BELLA , Варшава (Чоснов), Польша. Срочно списались с этой фирмой и получили приглашение от Генерального директора Франтишека Высги на посещение предприятия и решения вопросов поставки интересующих нас узлов.
       Руководство завода решило направить на фирму BELLA двух сотрудников конструкторского бюро: Виктора Герасимова  – начальника отдела, которому предстояло разработать кузов будущего трамвайного вагона, и меня - ведущего по трамваю ЛТ-5. Для получения заграничного паспорта в ускоренном порядке мы обратились к начальнику ОВИР с письмом - ходатайством от завода. Здесь произошёл курьёзный случай: узнав, что Герасимов в прошлом имел отношение к выпуску военной продукции и службе безопасности, - начальник ОВИР отказался от привычной мзды  (мало ли что!), а попросил принести каждому по …100 конвертов с марками! Эти конверты мы собирали по всему городу и принесли два целлофановых пакета.
       В Польше мы побывали два раза: в феврале и апреле 2002 года. Виктор некоторое время работал в ГДР и по долгу службы бывал в Польше. Его поразило, как преобразилась Польша – помогло вступление в ЕС и соответствующее вливание средств. Встретили нас хорошо, показали оборудование цеха, ознакомили с выпускаемой продукцией.  Фирма BELLA представляла собой новое, прекрасно оборудованное предприятие, которое выпускало помимо трамвайной продукции – каски и …катафалки. За время командировки пан Высга несколько раз возил нас в Варшаву, мы также посетили ресторан, в котором хозяйкой была его дочь. Мы поселились в мотеле, недалеко от Чеснова, нас каждый день забирали и отвозили на фирму. Как истинные командировочные мы брали с собой кипятильники. Однажды, решив попить чайку в номере, мы включили кипятильник и горячо принялись обсуждать текущие дела. Вдруг раздался треск и свет во всём мотеле погас. Оказалось, что мы забыли налить воды и кипятильник перегрелся и перегорел! Когда мы попытались найти в маркете кипятильник – такого добра там не оказалось! Европа! Пан Высга даже не понял, что это такое –« давайте я Вам куплю чайник». Европа… чайник в портфеле не повезёшь!               
      Ознакомились с предлагаемой номенклатурой. Нас устраивало, что кабина передняя и задняя были полностью укомплектованы. Помимо композитных изделий: каркасов кабин (передней и задней), бамперов, фартуков, подпотолочных оснований, кожухов информационного табло, шкафов и каркасов пульта, - кабины комплектовались стеклоочистителями, лобовыми и боковыми стёклами, фонарями и фарами освещения, элементами тепло – шумоизоляции, бачком омывателя стёкол, креслом водителя, противосолнечными шторками, нагревателем кабины. Не обошлось без сложностей: нам с трудом удалось получить чертежи (эскизы) стыковочных мест, но за два приезда в Польшу была полностью согласована номенклатура поставки и решены спорные вопросы. Заключён контракт на поставку комплектующих для четырёх трамвайных вагонов. Прощальный вечер прошёл в усадьбе пана Высги. Мы выставили «Белую королеву» - луганскую водку. Обед прошёл, как говорится, в тёплой, дружеской обстановке,  "вино лилось рекой, сосед поил соседа».        « С чего начинается Родина – с картинки в твоём букваре». С чего начинается изготовление любого изделия – с технического задания и теоретического (компоновочного) чертежа. Техническое задание (ТЗ) должен разработать и выдать изготовителю трамвайного  вагона – Заказчик. Однако, по установившейся традиции ТЗ разрабатывает Исполнитель и согласовывает его с Заказчиком. При согласовании ТЗ    было выдвинуто требование: трамваи должны входить во все боксы депо Апакова. Для решения этого вопроса мне пришлось выехать в Москву, детально ознакомиться с инфраструктурой депо Апакова, получить подробную схему трамвайных путей с радиусами изгибов и   размерами ворот. С учётом полученных размеров кабин был прорисован внешний контур трамвайного вагона. На компьютере была нанесена схема трамвайных путей депо и «прогнан» контур вагона по всем путям с заходом во все ворота боксов (а их более двадцати). Это только маленький штришок в той большой, кропотливой работе, которую проделал коллектив Центрального конструкторского бюро (главный конструктор Мищенко К.П.)  по разработке конструкторской документации и изготовлению трамвайного вагона ЛТ-5. Впервые на нашем трамвайном вагоне были  применены кабина и тамбур, выполненные из композитных материалов. Большой вклад в разработку и создание внутреннего интерьера вагона внесла фирма МДС (Днепропетровск). Интерьер салона для пассажиров выполнен на современном техническом уровне. Большие тонированные окна имеют противосолнечную защиту и хороший наружный обзор, а люминесцентные потолочные светильники обеспечивают равномерную освещённость салона в любое время суток. Удобство и красоту придавали изогнутые перила – стойки. Мягкие сидения пассажиров крепились к стенкам, что позволяло производить механизированную уборку салона. Пассажирский салон оборудован радиовещательной аппаратурой и электронным табло с бегущей строкой для информации пассажиров о следующей остановке и рекламы. Трамвайный вагон оборудован электронными (передним, задним  боковыми) маршрутными указателями, с возможностью смены водителем информации о следовании по маршруту. Оригинальность наружного и внутреннего интерьера вагонов была отмечена выдачей "Патентов на  промышленный образец" от Российской Федерации и Украины.
       В апреле 2003 года четыре трамвая были изготовлены, прошли обкатку на путях трамвайного депо Луганска и предварительно сданы Заказчику. По случаю завершения постройки трамваев состоялся митинг. На митинге присутствовали:  А.Ефремов -  руководитель Луганской областной администрации (позже – руководитель фракции « Партии Регионов» в Верховной Раде Украины, ныне –подследственный СИЗО г.Старобельска); В.Быкадоров – Генеральный директор ОАО «Лугансктепловоз».  В мае 2003 года трамваи отправились в Москву. Для проведения предъявительских испытаний и сдачи трамваев Заказчику в депо была направлена группа специалистов и рабочих. Для участия в сдаче и презентации трамваев вместе с В.Быкадоровым отправился и я. На презентацию ожидали прибытие самого Лужкова, однако прибыл его заместитель. В депо Апакова состоялся митинг, были ленточки, цветы и, конечно, стол с луганской водкой и салом. И здесь не обошлось без заминок – какой стороной вывешивать украинский флаг. Объяснили: жёлтый – цвет пшеничного поля, синий – цвет неба.
    
             Далее начались будни эксплуатации. В депо постоянно находились представители нашей сервисной группы, которые оперативно решали возникающие вопросы. Надо отметить, что по желанию Заказчика на трамвае применена резисторно – контакторная система управления,используемая на основной части трамвайного парка СНГ. Однако, планами предприятия предусматривались разработки и других трамваев:
       - скоростного трамвая большой вместимости с приводом постоянного тока ЛТ-20;
      - трамвайного вагона для узкой колеи (1000 мм) ЛТ-50;
       -  скоростного трамвая большой вместимости с приводом переменного тока ЛТ-100, а также низкопольного по всей длине трамвая.
        Время прошло, изменились приоритеты. Руководство «хозяина» - «Трансмашхолдинга» - решило основной упор сделать на выпуск тепловозов, что давало сиюминутную прибыль. Остальное производство было прекращено или заморожено. Это коснулось и трамвайного производства. Отозван сервис, прекратилось общение с депо, которое практически потеряло интерес к этим трамваям. Формально трамваи были отставлены от эксплуатации в конце 2005 года по причине выхода из строя синхронизирующих тяг тележек. Хотя решение этой проблемы было предложено, более того, комплект модернизированных тяг был изготовлен, но депо их не приобрело. С тех пор судьба трамваев неизвестна.