Мамочка, прощай! часть четвёртая

Светлана Красавцева
                МАМИНА ЮНОСТЬ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

   Учиться на мастера-сыродела мама поехала в Омск, город, в котором несколько лет жила в детстве.

   Жили в общежитии в большой комнате с другими девчонками. Мама особенно сдружилась с двумя девушками - красавицей татарочкой Тамарой и скромницей Леной. Они были не разлей-вода, всюду вместе: на занятиях, на курсах кройки и шитья, на прогулках по берегу Иртыша.

   Пока шла теория, было очень голодно. По карточкам порой получали только ржаную муку, из которой на печке, которая топилась дровами, по очереди варили затируху. А вот когда началась практика на молокозаводе, им разрешали там есть и творог, и мороженое. Мама вспоминает:

   - Мы брали заготовку для эскимо на палочке и окунали его сначала в растопленное сливочное масло, а потом в шоколад! Ох и вкуснотища была! Мастера нас за это не ругали. Только с собой выносить было ничего нельзя. Но зато на работе наедались до отвала!

   Встретила мама здесь и свою первую любовь. Толя учился в этом же училище на мастера по оборудованию. Они подолгу гуляли вместе, держась за руки, все их уже считали женихом и невестой. Но даже поцеловать парень свою любимую пока не решался. Он был настроен серьёзно: после окончания учёбы сразу расписаться! А маму смущала его фамилия: Лялин! Ну как после Ляминой стать Лялиной?!!

  И вот распределение. Мама училась без троек, и ей предложили отличное место старшей лаборантки на новом заводе, построенном на берегу Оми. Тут же, при заводе, был домик на четыре семьи для сотрудников. И, как молодому специалисту, маме сразу предоставляли квартиру! Толю распределили в Томск. Он звал маму с собой, но она к тому времени для себя всё решила: остаюсь здесь, в Омске.

   Вдруг как гром среди ясного неба письмо от матери. Она писала, что старшую дочь Валю после техникума распределили в Калининскую область, в деревню, и что семья должна быть вместе, поэтому младшая сестра должна сделать всё, чтобы поехать с ними!

   Не знаю, почему мама повелась на такую авантюру? Почему бросила прекрасное место с жильем, обещанный карьерный рост  (её хотели рекомендовать для поступления в ВУЗ, когда она закончит среднее образование в вечерней школе). Почему пошла на поводу матери, которая никогда её не любила?!! Может, думала, что если она пожертвует собой и двинет за ними в тьму-таракань, то мать изменит к ней своё отношение? Какие слова тогда сумела найти моя бабушка, чтобы сорвать свою нелюбимую дочь из большого города? Для чего она это сделала? Чтобы Лидке не жилось (не дай Бог!) лучше, чем её любимице Валечке? У меня нет ответа...

   Мама пошла по инстанциям. Не так-то просто взять открепление после распределения на работу. Мама плакала, говорила, что мать у неё старая и очень больна (а той тогда было... сорок восемь лет!!!), что без неё она не выживет... Её отговаривали: ну куда, мол, ты прёшься?!! В глухую деревню! Пожалеешь! Мама была неумолима! И таки выпросила открепление!

   В Калининской области получила направление в деревню, которая была в пятнадцати километрах от той, где уже поселились её сестра и мать... При том, что транспорта никакого не было, это было почти то же, что жить в Омске... Вряд ли придется часто общаться...

   Ах, почему я при жизни мамы не записала название этих деревенек? Я слушала её воспоминания порой вполуха... А сейчас уже не спросишь, не уточнишь... Так, остались в памяти: Остолопино, Делидино, Большое Алексейцево...

   Зима. Мороз. Сугробы по пояс. В деревнях нет электричества... Куда её занесло?!! У матери с сестрой только переночевала. Комнатка, которую они снимали у хозяйки, была крохотной. Да и тепла особого от родных людей она не почувствовала. Уже в последние годы жизни мама всё обижалась на них, что тогда даже простыни ей не предложили дать с собой, зная, что у неё нет даже постельного белья...

    И пошла мама пешком эти пятнадцать километров по месту своей будущей работы. Вышла затемно (дни зимой короткие). Ей показали направление, куда идти... И никого... А хозяйка дома, где жили мать с сестрой, ещё напугала:

   - Увидишь, если кто едет на лошади навстречу, прячься лучше в лесу! Как бы не снасильничали! Или чемодан не отобрали!

   Идёт девушка со своим чемоданом, в котором все её пожитки, и уже тысячу раз пожалела и о прекрасном, светлом Омске, и о так легкомысленно брошенной ей квартирке - с электричеством и даже тёплым туалетом (она ведь уже видела это жилье и мысленно обставляла и украшала его!).

   Вот показалась деревенька. Мама знала, что это ещё только перевалочный пункт. Она постучала в один из домов, чтобы спросить, куда идти дальше. Вышла женщина. Увидела озябшую и уставшую девушку, затащила её к себе, как мама из стеснительности не сопротивлялась:

   - Зайди хоть согрейся да чаю горяченького попей!

   Мама и правда уже и проголодалась, и устала. Хозяйка поставила на стол варенную в мундирах картошку, яйца, свежий домашний хлеб. Самовар раздула. А про соль забыла. Ест мама яйца и картошку без соли, а спросить стесняется. Заметила это хозяйка, всплеснула руками:

   - Что ж ты, девонька, соли-то не попросила?!! Ведь яйца без соли - что поцелуй без любви!

   Эту фразу мама потом частенько вспоминала.

   Идёт она дальше. Уже начало смеркаться. И вдруг вой послышался! Да такой жуткий! К счастью впереди увидела огоньки деревни. Бегом туда! А ведь окажись девушка подальше от жилья, могла бы и не дойти!

   Постучалась в деревянную избу. Вышел старый дед в фуфайке и шапке-ушанке, удивился:

   - Ты к кому это на ночь глядя?!!

   - Меня лаборанткой на молокозавод направили. Как туда пройти?

   - Да чего тебе туда сейчас идти? Никого там нет!  Ты вот что: пойди-ка к тётке Груше, во-он через три дома. Она на квартиру берёт. У неё переночуешь. А утром на завод пойдёшь.

   Так у мамы началась новая жизнь.


        Продолжение следует http://www.proza.ru/2017/04/24/299