Гримасы

Светлана Сереброва
         Лекции читать трудно. Только тот, кто никогда их не читал, может сказать, что это просто, подумаешь, полтора часа "поболтать" перед аудиторией.
         Это очень интенсивная мозговая деятельность, при которой за полтора часа тратится примерно столько же энергии, сколько тратят за восьмичасовой рабочий день работающие где-нибудь в отделах кадров, канцелярии. Или, как я шучу, легко трёхлитровый чайник можно вскипятить, как раз хватило бы энергии.
         Надо быть очень сосредоточенной, чтобы мысль текла ровно, чётко, логично, так, чтобы не "прыгать" с темы на тему, всё предусмотреть, иначе будет – "ой, я вон там забыла вам сказать...", "ой, где-то мы тут допустили в выводах ошибку, давайте вернёмся и всё перепроверим..." На это уходит драгоценное время, студенты отвлекаются, сразу начинают шуметь и расслабляться.
         Лекции читать трудно даже сейчас, когда появилась возможность использовать презентации, когда остаётся только комментировать то, что появляется на экране. А что уж говорить о том времени, когда приходилось работать у доски, с мелом в руке, и других возможностей практически не было.
         
         И вот я, начинающий преподаватель, захожу после лекции в аспирантскую. Там наш уважаемый профессор, В.А., спрашивает:
         – Что это вы, С.М., такая грустная?
         – Я,– говорю,– не грустная. Я уставшая. После лекции все мышцы на лице дёргаются...
         – Даааа, С.М.,– озадачен профессор.– Гримасы вы им там что ли строите...