18. 4. Царь али боярин?
Мы высчитали, что разговор царя с Иваном о Пере Жар-птицы происходил 30 мая, - а 30 мая - это День Рождения Петра Великого (1672), а так же День вынесения приговора декабристам (доклада Д.Н.Блудова; 1826).
И вот, начиная допрос, гневный царь восклицает:
- Что я - царь али боярин?
А вот это уже интересно. Действительно, - царь он или боярин, - государь Николай Первый, - который притаился за образом сказочного царя?..
21 мая 1834, в своём Дневнике, - Пушкин, - как вы помните, записал: "Кто-то сказал о государе: «В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого». А прапорщик - это держатель знамени - прапора. А прапор - изначально - это знамя родовое, боярское. "Прапор — небольшое знамя с длинными хвостами, личный знак родовитых людей. В России прапоры появились не ранее XVI века, изначально использовались боярами." / Википедия.
Вот и получается, что царь-то скорее боярин!
А Пушкин-то поначалу с ним - как с царём; дал ему такую фору - сравнил с самим Петром Великим!
Дал царю - Золотого Петушка. Да, мы думаем, что Золотой Петушок - это именно м ы с л ь о сравнении Николая Первого с Петром Первым. Она была спасительна и охранительна для царя, начавшего с плахи. Она придавала ему вес в собственных глазах. Она оправдывала его действия.
Два года, - именно те, что Петушок в сказке сидел всё смирно, - Пушкин придерживался этой мысли и развивал её. Он написал "Стансы" - целую программу действий для нового царя:
Семейным сходством будь же горд,
Во всём будь Пращуру подобен:
Как Он, неутомим и твёрд,
И памятью, как Он, не злобен!
А потом оправдывался за эти стихи перед либеральными друзьями:
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю. /"Друзьям".
За эту именно мысль, - как очень верно догадался Ю.М. Лотман, - Николай Первый назвал Пушкина умнейшим мужем России.
Эта мысль позволяла вписать нового царя с Русскую Историю как преемника великого Петра, - то есть, - на самых высоких позициях.
И за эту именно мысль - повторим, - государь назвал Пушкина умнейшим человеком России - то есть, - мудрецом.
Итак, мудрец в сказке о Петушке, - это сам Пушкин, а Петушок - охранительная мысль о преемственности царём Николаем величия Петра Первого. Петух связан и с апостолом Петром, - святым великого царя, - именем которого была названа новая столица Российской империи - город Санкт-Петербург.
Некоторые исследователи писали о том, что "Золотой Петушок" Пушкина имеет своим источником "Золотого Петуха" Клингера, - и мы согласны с этим; мы согласны так же и с ахматовской версией об "Арабском звездочёте" В. Ирвинга, - одно не исключает другого, Пушкин брал с в о ё о т о в с ю д у.
Золотой Петух Клингера - это очень красивая птичка, только с отвратительным мышиного цвета пером; хранитель царской династии. Отвратительное мышиного цвета перо нельзя срывать, - иначе случится несчастье. Однажды его сорвали - и под Петухом обнаружился бог любви - Купидон.
Поэма Клингера - богохульная, пародирующая Евангелие; такой же поэмой была и пушкинская "Гавриилиада", - из-за которой (и вдобавок - из-за вновь возобновившегося дела по "Андрею Шенье") Пушкин был взят под Тайный надзор, не прекращавшийся до самой его гибели.
Вот этот Тайный надзор и стал той возникшей угрозой Золотому Петушку, из-за которого он закричал и забился на тонкой спице, - той самой Шамаханской царицей, - царицей Гордости.
В этой мере сказалось недоверие царя к "умнейшему мужу России". Оказалось, что за ним нужно неотступно следить, как за неразумным школяром. Оказалось, что воли ему давать нельзя.
А ведь поначалу царь сказал:
"Волю первую твою
Я исполню, как свою", -
то есть, - воля Мудреца была так же священна, как воля царя.
И так именно воспринял Пушкин первоначально свой договор с царём. "Я освобождаю тебя от цензуры! - сказал царь. - Отныне я сам буду твоим цензором."
Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою...
И вот - никакой свободы мысли, - и никакой свободы передвижения так же! Всюду за Пушкиным следуют шпионы и строчат докладные - наверх...
В сказке царь убивает мудреца - жезлом по лбу, как - по описанию Карамзина в его "Истории", - был убит Иоанном Грозным его сын - Наследник - Иоанн: "царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову".
После того, как Пушкина увёз из Михайловского внезапно прибывший фельдъегерь, перепуганная няня поэта - Арина Родионовна - выучили молитву "О умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости", - молитвы, - по словам самого Пушкина (в письме Вяземскому), - "вероятно, сочинённой при царе Иване".
Таким образом, сопоставление нового царя не только с Петром Первым, но и с Иваном Грозным, наметилось сразу.
Убийством мудреца Пушкин доводит до логического конца ту линию, что возобладала летом 1828 года - линию царя-тирана. В каком-то смысле, для царя это - самоубийство. Ему не стать в один ряд с великим Петром, - а на тирана Ивана он - лишь пародия...
Пародированием Истории назвала сказку "Конёк-Горбунок" тюменский историк Н.А. Рогачёва.* Уточним, что это - пародирование именно допетровской истории (поскольку в сказке действуют стрельцы, спальники, конюшие, стремянные, дети боярские, - все те, кого Пётр своими указами отменил или низвёл в ничтожество). И ближе всего к сказке - времена именно Иоанна Грозного, - хотя бы потому что царь противопоставляет себя боярам, - как это и делал реальный Иоанн Васильевич, - и ради чего и была создана им опричнина.
Это - в "Коньке-Горбунке". Но - поскольку мы считаем Пушкина автором обеих сказок; при том, что писались они - получается - одновременно, - то - полагаем - и сюжеты в них перетекают один в другой... Например, уже многими исследователями отмечалось это "забавное" совпадение: влюблённость старого царя в молодую красавицу - и в той и в другой сказке. А вот - действительно, - почему царь - старик, - когда Николай I, - которого мы числим прототипом царя и в той, и в другой сказке, стариком тогда не был? (Да и вообще до старика не дожил). Вероятно, его и "состарило" избранное направление - в сторону старой России, допетровской. Петровскую - как известно - именно Пушкин назвал "Россией молодой". Главный и первый царь старой России - это Иван Грозный. Николай - по всему выходило - взял ориентиром для себя именно этого царя, а вовсе не Петра Великого...
А мысль о создании опричнины - вроде бы - подсказала царю Ивану Грозному его вторая жена Мария Темрюкова - Черкесская княжна. По свидетельствам современников, она смеялась во время самых жестоких казней.
Шамаханская царица рассмеялась над убийством Звездочёта:
- Вся столица
Содрогнулась, а девица
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Сравните:
"Потом Никитка-палач разорвал огромными ручищами рубаху осужденного, выставляя на позор его сухое тело, и сильным ударом топора перерубил его пополам.
— Ха-ха-ха! — раздался веселый смех.
Многим показалось, что сам дьявол захохотал из преисподней, а небеса отозвались ему в ответ скорбным эхом.
Взгляды собравшихся были обращены на небо, но с Кремлевской стены на плаху взирали четыре женщины.
Одна из них была в ярком приталенном наряде черкешенки.
— Государыня! — выдохнула толпа." / Евгений Сухов. Русь окаянная. Царские забавы. С.31.
На Марию Темрюковну указывают и строки в черновике сказки О Золотом Петушке:
Вся сияя [бела] добра.
Казалось бы - какая доброта в этой злой женщине? Но здесь это - не моральное качество, а качество внешности, красоты. Теми же словами описана внешность второй царицы России в "Повести о женитьбе Ивана Грозного на княжне Марии Темрюковне:
"ПрибЪгоша же посланнии в царствующии град Москву от царя ШихалЪя и приидоша въ полату пред царя Ивана Васильевича. И, падше, поклонишася ему и поставиша пред него златый ларецъ. Царь же роспечатавъ ларецъ и отверзе его. И пойде с нимъ в ложницу свою зъ дядею своимъ Никитой Ивановичемъ Романовым. И иземь образ писанный, его же ШихалЪй-царь приславъ из Златые Орды, царевны Марии Теврюговны, и удивися добротЪ ея и лЪпотЪ лица ея. И рече дяде своему Никите Ивановичу: «Видиши ли лЪпоту и доброту сию пресвЪтлую? Въ выборе у меня велможских дЪтей — благообразныхъ дЪвъ болши 100 было, а ни одна не судитъ половиною сицевыя красоты и доброты, никоторая из нихъ не судитъ!»"
Так же, в беловой рукописи, есть загадочная фраза "Помолясь Илье пророку":
Царь скликает третью рать
И ведёт её к востоку,
Помолясь Илье пророку -
Как ни странно, - но Илья пророк так же указывает на Марию Темрюковну, - поскольку именно в Повести, - княжну эту крестили в Казани, в возведённой специально для этого часовне Ильи Пророка (на самом деле она была крещена в Москве в Благовещенском соборе).
"А на мЪсте, на брегу Волги-реки, вели построить началнымь града часовню въ 5 часовъ и украси ея чюдными иконами, и в ней крести любезнЪйшую мою царицу Марию. И ни единому от велможъ и князей доброты ея не покажи, толко ты, святителю Гурие, и восприемница будте! .. ... ... ...
И тако состроиша часовню июля въ 20 день на память святаго пророка Илии. Во осмое лЪто царства государя царя и великого князя Ивана Васильевича, въ 4-е лЪто по взятии Казани и по усмирении татаръ, въ 20 лЪто возраста его состроена часовня она, в ней же крещена великая государыни, царя Ивана Васильевича сожителница, царица Мария Теврюговна, астраханского черкаского царя Теврюга дщи."
Девица явилась царю на вечерней заре - и сама - как вечерняя заря. Она явно была каким-то обманным призраком, призраком прошлого - славы первого царя русского, - считавшего себя Божьим помазанником и думавшего, что ему всё можно - только потому, что он - царь.
По тому же пути пошёл и Николай Первый, - "рыцарь самодержавия". Личная гордость - ставшая гордыней, - затмила для него всё. Так же, как Грозный - опричнину, Николай создал Третье отделение.
Создано оно было 3 июля 1826, и - конечно, - с первых дней следило за опальным поэтом.
В начале сентября, - как известно - Николай вызволил Пушкина из Михайловской ссылки и "протянул ему руку". Он - на словах - освободил поэта от цензуры. Пушкину сначала показалось, что отношения их строятся на принципах равенства. Так же подумали и его друзья.
«Завидую Москве, - писал В.В. Измайлов. - Она короновала императора, теперь коронует поэта".
Пушкин - привёз и "посадил царю на спицу" - Золотого Петушка - мысль о подобии начала его царствования царствованию великого Петра.
Поэт думал стать Вергилием при этом Августе.
Некоторые исследователи сказки "О Золотом Петушке" отмечают, что легендарные скульптуры-стражи Рима приписывают авторству Вергилия, которого почитали не только поэтом, но и колдуном. К тому же, сравнение с лебедем - "весь как лебедь поседелый" - так же допускает возможность сближения фигур Звездочёта и Вергилия, - поскольку последнего называли "мантуанским лебедем".
Но - равноправные отношения с царём оказались невозможны.
Царь оказался подвержен гордыне и призракам. Он снова испугался распространения давнего пушкинского стихотворения "Андрей Шенье", - которое - в числе прочего, - казалось, простил Пушкину в сентябре 1826 года.
Но через два года возник следующий документ – секретный рапорт Голенищева-Кутузова Толстому от 28 августа 1828 г. об исполнении «высочайшей» воли:
«Во исполнение Высочайше утвержденного положения Государственного совета, изображенного в повелении Вашего Сиятельства от 16 сего августа за № 3155, известный стихотворец Пушкин обязан подпискою в том, чтоб он впредь никаких сочинений без рассмотрения и пропуска оных цензурою не выпускал в публику. Между тем учрежден за ним секретный со стороны полиции надзор».
Никакой личной царской цензуры не было. Вернее, появилась двойная цензура - обычная и бенкендрофская (она же и царская).
В отчаянии Пушкин пишет письмо -
А. Х. БЕНКЕНДОРФУ.
Вторая половина (не ранее 17) августа 1828 г.
В Петербурге.
(Черновое)
Вследствие высочайшего повеления господин обер-полицеймейстер требовал от меня подписки в том , что я впредь без предварительной обычной цензуры ... Повинуюсь священной для меня воле; тем не менее прискорбна мне сия мера. Государь император в минуту для меня незабвенную изволил освободить меня от цензуры , я дал честное слово государю , которому изменить я не могу, не говоря уж о чести дворянина, но и по глубокой, искренней моей привязанности к царю и человеку. Требование полицейской подписки унижает меня в собственных моих глазах, и я , твердо чувствую, того не заслуживаю, и дал бы и в том честное мое слово, если б я смел еще надеяться, что оно имеет свою цену. Что касается до цензуры , если государю императору угодно уничтожить милость , мне оказанную , то , с горестью приемля знак царственного гнева, прошу Ваше превосходительство разрешить мне, как надлежит мне впредь поступать с моими сочинениями, которые, как Вам известно, составляют одно мое имущество.
Надеюсь, что Ваше превосходительство поймете и не примете в худую сторону смелость, с которою решаюсь объяснить. Она знак искреннего уважения человека, который чувствует себя...
Понятно, что чувствовал себя Пушкин крайне униженным и обескураженным...
Но тогда он ещё не перестал верить в царя. Это только в 1834 году, после унижения камер-юнкерством, после того, как царь не побрезговал читать его письмо к жене, - только после этого, заново переоценивая то, что было в 1828 году, - оценит именно этот год как поворотный в их отношениях. Так нам представляется.
В 1834 - когда писал "Петушка", - он уже ясно осознавал, что после того царского отказа от своего слова не могло быть никакого охраняющего "высшее предназначенье" царя Золотого Петушка на спице его дворца. В сказке Петушок убивает царя.
До этого - из-за Шамаханской царицы - погибли две рати, - а сыновья царя - два сокола-царевича - закололи друг друга.
Таким образом - получается - кончилась династия. Династия царей, для которых охранным талисманом служил Золотой Петушок - идея о царе-гении, - на которого надо было бы им равняться, дело которого - продолжать.
Сказка о Золотом Петушке - это рассказ о том, что не состоялось. Потому он так загадочен, призрачен. Потому и начало такое - "Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве..."
*"Теперь уже можно с уверенностью сказать, что «Конёк-Горбунок» представляет собой пародию на русскую историю. Это её ироничный вариант". / Ирина Тарабаева. Интервью с историком, Н.А. Рогачёвой "На "Конька-Горбунка" с внимательным прищуром смотрят..." / "Тюменские известия", от
25 февраля 2015 · №29 (6172). Интернет.
© Copyright:
Елена Шувалова, 2017
Свидетельство о публикации №217041701474