18. 4. Царь али боярин?

Елена Шувалова
   
    Мы высчитали, что разговор царя с Иваном о Пере Жар-птицы происходил 30 мая, - а 30 мая - это День Рождения Петра Великого (1672), а так же День вынесения приговора декабристам (доклада Д.Н.Блудова; 1826).

  И вот, начиная допрос, гневный царь восклицает:

- Что я - царь али боярин?

  А вот это уже интересно. Действительно, - царь он или боярин, - государь Николай Первый, - который притаился за образом сказочного царя?..

  21 мая 1834, в своём Дневнике, - Пушкин, - как вы помните, записал: "Кто-то сказал о государе:  «В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого». А прапорщик - это держатель знамени - прапора. А прапор - изначально - это знамя родовое, боярское. "Прапор — небольшое знамя с длинными хвостами, личный знак родовитых людей. В России прапоры появились не ранее XVI века, изначально использовались боярами." / Википедия.

  Вот и получается, что царь-то скорее боярин!

  А Пушкин-то поначалу с ним - как с царём; дал ему такую фору - сравнил с самим Петром Великим!

  Дал царю - Золотого Петушка. Да, мы думаем, что Золотой Петушок - это именно м ы с л ь о сравнении Николая Первого с Петром Первым. Она была спасительна и охранительна для царя, начавшего с плахи. Она придавала ему вес в собственных глазах. Она оправдывала его действия.

   Два года, - именно те, что Петушок в сказке сидел всё смирно, - Пушкин придерживался этой мысли и развивал её. Он написал "Стансы" - целую программу действий для нового царя:

Семейным сходством будь же горд,
Во всём будь Пращуру подобен:
Как Он, неутомим и твёрд,
И памятью, как Он, не злобен!

  А потом оправдывался за эти стихи перед либеральными друзьями:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю. /"Друзьям".

  За эту именно мысль, - как очень верно догадался Ю.М. Лотман, - Николай Первый назвал Пушкина умнейшим мужем России.

  Эта мысль позволяла вписать нового царя с Русскую Историю как преемника великого Петра, - то есть, - на самых высоких позициях.

   И за эту именно мысль - повторим, - государь назвал Пушкина умнейшим человеком России - то есть, - мудрецом.

   Итак, мудрец в сказке о Петушке, - это сам Пушкин, а Петушок - охранительная мысль о преемственности царём Николаем величия Петра Первого. Петух связан и с апостолом Петром, - святым великого царя, - именем которого была названа новая столица Российской империи - город Санкт-Петербург.

  Некоторые исследователи писали о том, что "Золотой Петушок" Пушкина имеет своим источником "Золотого Петуха" Клингера, - и мы согласны с этим; мы согласны так же и с ахматовской версией об "Арабском звездочёте" В. Ирвинга, - одно не исключает другого, Пушкин брал с в о ё  о т о в с ю д у.

   Золотой Петух Клингера - это очень красивая птичка, только с отвратительным мышиного цвета пером; хранитель царской династии. Отвратительное мышиного цвета перо нельзя срывать, - иначе случится несчастье. Однажды его сорвали - и под Петухом обнаружился бог любви - Купидон.

  Поэма Клингера - богохульная, пародирующая Евангелие; такой же поэмой была и пушкинская "Гавриилиада", - из-за которой (и вдобавок - из-за вновь возобновившегося дела по "Андрею Шенье") Пушкин был взят под Тайный надзор, не прекращавшийся до самой его гибели.

  Вот этот Тайный надзор и стал той возникшей угрозой Золотому Петушку, из-за которого он закричал и забился на тонкой спице, - той самой Шамаханской царицей, - царицей Гордости.

  В этой мере сказалось недоверие царя к "умнейшему мужу России". Оказалось, что за ним нужно неотступно следить, как за неразумным школяром. Оказалось, что воли ему давать нельзя.

  А ведь поначалу царь сказал:

"Волю первую твою
Я исполню, как свою", -

то есть, - воля Мудреца была так же священна, как воля царя.

  И так именно воспринял Пушкин первоначально свой договор с царём. "Я освобождаю тебя от цензуры! - сказал царь. - Отныне я сам буду твоим цензором."

  Во мне почтил он вдохновенье,
  Освободил он мысль мою...

  И вот - никакой свободы мысли, - и никакой свободы передвижения так же! Всюду за Пушкиным следуют шпионы и строчат докладные - наверх...

  В сказке царь убивает мудреца - жезлом по лбу, как - по описанию Карамзина в его "Истории", - был убит Иоанном Грозным его сын - Наследник - Иоанн: "царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову".

  После того, как Пушкина увёз из Михайловского внезапно прибывший фельдъегерь, перепуганная няня поэта - Арина Родионовна - выучили молитву "О умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости", - молитвы, - по словам самого Пушкина (в письме Вяземскому), - "вероятно, сочинённой при царе Иване".

  Таким образом, сопоставление нового царя не только с Петром Первым, но и с Иваном Грозным, наметилось сразу.

  Убийством мудреца Пушкин доводит до логического конца ту линию, что возобладала летом 1828 года - линию царя-тирана.  В каком-то смысле, для царя это - самоубийство. Ему не стать в один ряд с великим Петром, - а на тирана Ивана он - лишь пародия...

  Пародированием Истории назвала сказку "Конёк-Горбунок" тюменский историк Н.А. Рогачёва.* Уточним, что это - пародирование именно допетровской истории (поскольку в сказке действуют стрельцы, спальники, конюшие, стремянные, дети боярские, - все те, кого Пётр своими указами отменил или низвёл в ничтожество). И ближе всего к сказке - времена именно Иоанна Грозного, - хотя бы потому что царь противопоставляет себя боярам, - как это и делал реальный Иоанн Васильевич, - и ради чего и была создана им опричнина.

 
   Это - в "Коньке-Горбунке". Но - поскольку мы считаем Пушкина автором обеих сказок; при том, что писались они - получается - одновременно, - то - полагаем - и сюжеты в них перетекают один в другой... Например, уже многими исследователями отмечалось это "забавное" совпадение: влюблённость старого царя в молодую красавицу - и в той и в другой сказке. А вот - действительно, - почему царь - старик, - когда Николай I, - которого мы числим прототипом царя и в той, и в другой сказке, стариком тогда не был? (Да и вообще до старика не дожил). Вероятно, его и "состарило" избранное направление - в сторону старой России, допетровской. Петровскую - как известно - именно Пушкин назвал "Россией молодой". Главный и первый царь старой России - это Иван Грозный. Николай - по всему выходило - взял ориентиром для себя именно этого царя, а вовсе не Петра Великого...
 
   
   А мысль о создании опричнины - вроде бы - подсказала царю Ивану Грозному его вторая жена Мария Темрюкова - Черкесская княжна. По свидетельствам современников, она смеялась во время самых жестоких казней.


  Шамаханская царица рассмеялась над убийством Звездочёта:

                - Вся столица
 Содрогнулась, а девица
 Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
 Не боится, знать, греха.

 
Сравните:

  "Потом Никитка-палач разорвал огромными ручищами рубаху осужденного, выставляя на позор его сухое тело, и сильным ударом топора перерубил его пополам.
— Ха-ха-ха! — раздался веселый смех.
Многим показалось, что сам дьявол захохотал из преисподней, а небеса отозвались ему в ответ скорбным эхом.
   Взгляды собравшихся были обращены на небо, но с Кремлевской стены на плаху взирали четыре женщины.
Одна из них была в ярком приталенном наряде черкешенки.
— Государыня! — выдохнула толпа." / Евгений Сухов. Русь окаянная. Царские забавы. С.31.


   На Марию Темрюковну указывают и строки в черновике сказки О Золотом Петушке:

Вся сияя [бела] добра.

  Казалось бы - какая доброта в этой злой женщине? Но здесь это - не моральное качество, а качество внешности, красоты. Теми же словами описана внешность второй царицы России в "Повести о женитьбе Ивана Грозного на княжне Марии Темрюковне:
 
  "ПрибЪгоша же посланнии в царствующии град Москву от царя ШихалЪя и приидоша въ полату пред царя Ивана Васильевича. И, падше, поклонишася ему и поставиша пред него златый ларецъ. Царь же роспечатавъ ларецъ и отверзе его. И пойде с нимъ в ложницу свою зъ дядею своимъ Никитой Ивановичемъ Романовым. И иземь образ писанный, его же ШихалЪй-царь приславъ из Златые Орды, царевны Марии Теврюговны, и удивися добротЪ ея и лЪпотЪ лица ея. И рече дяде своему Никите Ивановичу: «Видиши ли лЪпоту и доброту сию пресвЪтлую? Въ выборе у меня велможских дЪтей — благообразныхъ дЪвъ болши 100 было, а ни одна не судитъ половиною сицевыя красоты и доброты, никоторая из нихъ не судитъ!»"

  Так же, в беловой рукописи, есть загадочная фраза "Помолясь Илье пророку":

  Царь скликает третью рать
  И ведёт её к востоку,
  Помолясь Илье пророку -

  Как ни странно, - но Илья пророк так же указывает на Марию Темрюковну, - поскольку именно в Повести, - княжну эту крестили в Казани, в возведённой специально для этого часовне Ильи Пророка (на самом деле она была крещена в Москве в Благовещенском соборе).

   "А на мЪсте, на брегу Волги-реки, вели построить началнымь града часовню въ 5 часовъ и украси ея чюдными иконами, и в ней крести любезнЪйшую мою царицу Марию. И ни единому от велможъ и князей доброты ея не покажи, толко ты, святителю Гурие, и восприемница будте! .. ...     ... ...
    И тако состроиша часовню июля въ 20 день на память святаго пророка Илии. Во осмое лЪто царства государя царя и великого князя Ивана Васильевича, въ 4-е лЪто по взятии Казани и по усмирении татаръ, въ 20 лЪто возраста его состроена часовня она, в ней же крещена великая государыни, царя Ивана Васильевича сожителница, царица Мария Теврюговна, астраханского черкаского царя Теврюга дщи."

  Девица явилась царю на вечерней заре - и сама - как вечерняя заря. Она явно была каким-то обманным призраком, призраком прошлого - славы первого царя русского, - считавшего себя Божьим помазанником и думавшего, что ему всё можно - только потому, что он - царь.

  По тому же пути пошёл и Николай Первый, - "рыцарь самодержавия". Личная гордость - ставшая гордыней, - затмила для него всё.  Так же, как Грозный - опричнину, Николай создал Третье отделение.

  Создано оно было 3 июля 1826, и - конечно, - с первых дней следило за опальным поэтом.

  В начале сентября, - как известно - Николай вызволил Пушкина из Михайловской ссылки и "протянул ему руку". Он - на словах - освободил поэта от цензуры. Пушкину сначала показалось, что отношения их строятся на принципах равенства. Так же подумали и его друзья.
 
«Завидую Москве, - писал В.В. Измайлов. - Она короновала императора, теперь коронует поэта".

  Пушкин - привёз и "посадил царю на спицу" - Золотого Петушка - мысль о подобии начала его царствования царствованию великого Петра.

  Поэт думал стать Вергилием при этом Августе.

  Некоторые исследователи сказки "О Золотом Петушке" отмечают, что легендарные скульптуры-стражи Рима приписывают авторству Вергилия, которого почитали не только поэтом, но и колдуном.  К тому же, сравнение с лебедем - "весь как лебедь поседелый" - так же допускает возможность сближения фигур Звездочёта и Вергилия, - поскольку последнего называли "мантуанским лебедем".

  Но - равноправные отношения с царём оказались невозможны. 

  Царь оказался подвержен гордыне и призракам. Он снова испугался распространения давнего пушкинского стихотворения "Андрей Шенье", - которое - в числе прочего, - казалось, простил Пушкину в сентябре 1826 года.
 
  Но через два года возник следующий документ – секретный рапорт Голенищева-Кутузова Толстому от 28 августа 1828 г. об исполнении «высочайшей» воли:

  «Во исполнение Высочайше утвержденного положения Государственного совета, изображенного в повелении Вашего Сиятельства от 16 сего августа за № 3155, известный стихотворец  Пушкин  обязан подпискою в том, чтоб он впредь никаких сочинений без рассмотрения  и  пропуска оных цензурою не выпускал в публику. Между тем учрежден за ним секретный со стороны полиции надзор».

  Никакой личной царской цензуры не было. Вернее, появилась двойная цензура - обычная и бенкендрофская (она же и царская).

  В отчаянии Пушкин пишет письмо -

 А. Х. БЕНКЕНДОРФУ.

Вторая половина (не ранее 17) августа 1828 г.

В Петербурге.

(Черновое)

  Вследствие высочайшего повеления господин обер-полицеймейстер требовал от   меня  подписки в  том , что  я  впредь без предварительной обычной  цензуры ... Повинуюсь священной для  меня  воле;  тем  не менее прискорбна  мне  сия мера.  Государь   император  в минуту для  меня  незабвенную изволил освободить  меня  от  цензуры ,  я  дал честное слово  государю , которому изменить  я  не могу, не говоря уж о чести дворянина, но и по глубокой, искренней моей привязанности к царю и человеку. Требование полицейской подписки унижает  меня  в собственных моих глазах, и  я , твердо чувствую,  того  не заслуживаю, и дал бы и в  том  честное мое слово, если б  я  смел еще надеяться, что оно имеет свою цену.  Что   касается   до   цензуры ,  если   государю   императору   угодно   уничтожить   милость ,  мне   оказанную ,  то , с горестью приемля знак царственного гнева, прошу Ваше превосходительство разрешить мне, как надлежит мне впредь поступать с моими сочинениями, которые, как Вам известно, составляют одно мое имущество.
Надеюсь, что Ваше превосходительство поймете и не примете в худую сторону смелость, с которою решаюсь объяснить. Она знак искреннего уважения человека, который чувствует себя...

  Понятно, что чувствовал себя Пушкин крайне униженным и обескураженным...

  Но тогда он ещё не перестал верить в царя. Это только в 1834 году, после унижения камер-юнкерством, после того, как царь не побрезговал читать его письмо к жене, - только после этого, заново переоценивая то, что было в 1828 году, - оценит именно этот год как поворотный в их отношениях. Так нам представляется.
 

   В 1834 - когда писал "Петушка", -  он уже ясно осознавал, что после того царского отказа от своего слова не могло быть никакого охраняющего "высшее предназначенье" царя Золотого Петушка на спице его дворца. В сказке Петушок убивает царя.

  До этого - из-за Шамаханской царицы - погибли две рати, - а сыновья царя - два сокола-царевича - закололи друг друга.

  Таким образом - получается - кончилась династия. Династия царей, для которых охранным талисманом служил Золотой Петушок - идея о царе-гении, - на которого надо было бы им равняться, дело которого - продолжать.


  Сказка о Золотом Петушке - это рассказ о том, что не состоялось. Потому он так загадочен, призрачен. Потому и начало такое - "Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве..." 



*"Теперь уже можно с уверенностью сказать, что «Конёк-Горбунок» представляет собой пародию на русскую историю. Это её ироничный вариант". / Ирина Тарабаева. Интервью с историком, Н.А. Рогачёвой "На "Конька-Горбунка" с внимательным прищуром смотрят..." / "Тюменские известия", от
25 февраля 2015 · №29 (6172). Интернет.