Ч. 10 Война на Тихом океане. Трагедия Сайпана

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/04/15/1858

Насколько жестокими были схватки за острова, можно понять, при ознакомлении со сражением ещё за один остров, Сайпан, крупнейший остров среди Северных Марианских островов.

 Когда-то его захватили испанцы, потом, в 1899 году Испания продала Марианские острова Германии. В 1914 году Японская империя объявила войну Германии и захватила Марианские острова. Это было узаконено Лигой Наций в 1920 году. Сейчас там американцы.

Среди «лягушачьих прыжков» прыжок на Сайпан считался одним из важнейших. Американское командование планировало построить на острове аэродромы для новых бомбардировщиков B-29 Superfortress, дальность полёта которых позволяла бомбить Японию с Сайпана и потом возвращаться на свой аэродром.

Насколько важно было для американцев захватить Сайпан, настолько же значимо было для японцев не допустить этого.

Сражение началось 13 июня 1944 года с артиллерийского обстрела острова кораблями. В нём участвовали тридцать семь кораблей, в том числе пятнадцать линкоров. Они обрушили на японские позиции 165 000 снарядов. Семь самых современных быстроходных линкоров  стреляли 406 миллиметровыми снарядами, которые весили больше тонны.

Корабли вели огонь с дистанции около десяти километров, ближе подойти опасались, чтобы не попасть на минные заграждения. На следующий день артобстрел продолжили восемь старых линкоров и одиннадцать крейсеров. Новые линкоры заменили, потому что они израсходовали свой боезапас.

Трудно себе представить, что творилось на острове во время обстрела. К кораблям присоединились бомбардировщики, и японцам посыпались на головы бомбы. 15 июня, посчитав, что оборонительные сооружения на острове разрушены, американское командование в семь часов утра приступило к высадке десанта.

К девяти часам свыше трёхсот амфибий LVT высадили на пляжи 8 000 морских пехотинцев. Отряд огневой поддержки состоял из двух линкоров, двух крейсеров и семи эсминцев. Японцы прекрасно продумали береговую оборону. Для береговых батарей дистанции были заблаговременно отмечены на рифах флагами.

Поэтому уцелевшие японские артиллеристы сумели потопить около двадцати амфибий. Однако к полуночи морские пехотинцы сумели преодолеть хитроумные японские заграждения из колючей проволоки и рвов, подавили пулемётные гнёзда и захватили береговую линию шириной десять километров и глубиной километр.

Ночью японцы предприняли контратаки, но были отбиты с большими потерями для атакующих. 16 июня на захваченный плацдарм высадили 27-ю пехотную дивизию, которая немедленно начала наступление и захватила аэродром.

Попытка японцев отбить ночью аэродром не удалась. Им пришлось отступить. Американское командование умело выбрало момент и место нападения. Японцы ожидали, что это произойдёт южнее. Главнокомандующий военно-морским флотом Соеми Тоёда отдал приказ авианосной группе идти на помощь гарнизону Сайпана, но американский флот навязал японцам бой в  Филиппинском море.
 
Остров остался без помощи и без снабжения. Положение оборонявшихся было безнадежным. Но начальник гарнизона генерал-лейтенант Ёшицугу Сайто и не думал сдаваться. Он призвал всех японцев сражаться насмерть, до последнего человека.

Сайто организовал линию обороны  на горе Тапочау в горной местности Сайпана. Там было множество пещер, которые использовали японские солдаты и офицеры. Они прятались в них в течение дня, а ночью нападали на американские войска.

 Американцы любили давать клички и названия. Те, которые они присвоили местам боёв, «Адская зона», «Кровавый хребет», «Долина смерти» говорят о жестокости сражений.

Понеся большие потери, американцы на основе своего горького опыта разработали тактику расчистки пещер огнемётными группами, которых поддерживали артиллерия и пулемёты. Не пропуская ни одну пещеру, они их выжигали.

В процессе боёв иногда ощущалось соперничество и несогласованность между командирами морской пехоты и армейскими пехотинцами. В результате гибли люди. После отстранения от должности командира 27-й пехотной дивизии генерал-майора Ральфа Смита управление войсками наладилось.

6 июля японцам уже было некуда отступать. Генерал-лейтенант Сайто приказал пойти в последнюю рукопашную атаку. Мирных жителей он призвал присоединиться к его солдатам и офицерам и идти в атаку с бамбуковыми копьями.

На рассвете 7 июля он возглавил банзай-атаку. Впереди шла группа из 12 человек, которая несла большой красный флаг. За ними шли около трёх тысяч человек солдат и офицеров. Затем следовали раненые, с перевязанными головами, руками и даже ковылявшие на костылях.

Под яростным напором японцев линия фронта американцев была прорвана. Тем не менее, американцы сражались не менее яростно, чем японцы. 1-й и 2-й батальоны  105 пехотного полка, оказавшиеся на острие атаки японцев, были практически, уничтожены. Они потеряли 650 человек убитыми и ранеными. Но их ожесточённое сопротивление позволило подойти подкреплениям.

Сражение длилось пятнадцать часов. В нём погибли свыше 4300 японцев. Это была самая большая психическая атака, или, как её называли, банзай-атака, за всю войну. Генерал-лейтенант Сайто уцелел в бою. Он скрылся с двумя своими подчинёнными командирами Хиракуши и Игета в пещере, где все трое совершили ритуальное самоубийство.

Также покончил самоубийством вице-адмирал Чуичи Нагумо, командующий военно-морскими силами на Сайпане, тот самый, который командовал японскими авианосцами при нападении на Пёрл-Харбор.

9 июля в 16.15 командующий высадкой  адмирал Тёрнер объявил о взятии острова. Почти весь японский гарнизон, тридцать тысяч человек, был уничтожен. В живых остались только несколько сот раненых. На остров высадили 71 тысячу десантников. Потери американцев составили 2 949 убитых и 10 464 раненых.

Гражданское население острова составляло не менее 25 тысяч человек. 23 июня 1944 года американцы организовали лагерь для гражданского населения. Жителей острова привлекали электрическим освещением лагеря и обещанием трёхкратного горячего питания. Скоро их там собралось свыше тысячи человек.

Многие жители погибли при артобстрелах, бомбёжках и в боях. Некоторые скрывались в бункерах и убежищах. Если оттуда никто не выходил, то американские морские пехотинцы, не желая рисковать, забрасывали укрытие гранатами и выжигали огнемётами. При этом погибло немало гражданских лиц.

Император Хирохито призвал гражданское население Сайпана совершить самоубийство, обещая мирным жителям в загробной жизни равный статус с павшими в бою солдатами. Свыше тысячи человек, следуя его призыву, бросились со скалы, которую сейчас называют Утёсом Самоубиц или Банзай Утёсом.

В наше время там мемориал, который часто посещают японцы, чтобы утешить души погибших. Всего на острове погибли свыше 20 000 человек гражданского населения.
И последнее, о чём хочется рассказать, это о «говорящих кодах».

В бою американцы использовали для передачи секретных сообщений коренных жителей США, индейцев. На своих родных языках они передавали сообщения по телефонной или радиосвязи с использованием официального или неофициального кодирования. Это обеспечивало быструю расшифровку.
 
В морской пехоте США служили около 500 индейцев, занимавшихся передачей тактических секретных сообщений.  Они внесли большой вклад в победу на острове Сайпан.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/18/2279

На фотографии: японская императорская чета на Утёсе Самоубийц в 2005 году