Другие пути

Ольга Ермакова-Хмель
Вспомнилось из юности, поучительное. Произошла эта история на том этапе моей жизни, когда за твердую уверенность в том, что лично г-дь б-г заметил среди миллиардов человеческих душ мою и призвал на служение своему от начала веков поставленному замыслу, я была готова делать "большие и хорошие глупости"© в количестве. Я примкнула к христианской общине, прирастившей к здоровой баптистской лозе несколько православных побегов в виде крестного знамения и свечей, и находилась в ней несколько лет. Предваряя возможные вопросы, скажу, что ушла я, пронаблюдав в случайно приоткрытую дверь пересчет пожертвований.

В общине нашей самозародилась небольшая группка горячих сердец, единомышленников, задумавших создать христианскую сельскохозяйственную артель. Участник 1 предоставил землю, участник 2 оказал финансовую поддержку в покупке трактора и кое-какого инвентаря, участница 3 осуществляла идеологическое и консультативное руководство. Готовили, ясен пень, жены и дочери, вдохновленные сопричастностью с великим начинанием. На вопрос - а кто, собственно,будет работать? - нашелся креативный ответ. А работают, мол, пусть те, кто нуждается в духовном руководстве - прошедшие лечение в рамках благотворительной программы наркоманы и бывшие заключенные местной колонии, тщательно отобранные и уже встретившие господа. Заодно работникам будет где жить, а коммунарам - кого духовно взращивать.

Бизнес-план этот, хотя и имел несколько щелей, на первый взгляд состоял из бесчисленного количества выгод для всех участников. Даже приобретатель трактора получил в итоге возможность вывозить на отдых свое многочисленное христианское семейство. Завершая свою преамбулу, скажу, что затея продолжалась сезонов пять, и умерла естественной смертью, сейчас попробую поразмышлять, почему.

Причина первая. Ни владелец участка, ни инвестор, ни авторка проекта и не подумали взять на себя ответственности за существование и работоспособность артели. Ответственность была торжественно возложена на б-га, благо тот не возражал, а вот власть, власть родоначальники мероприятия планировали разделить между собой. Это я к чему? К тому, что идея, даже самая прекрасная, сама по себе не обладает способностью отвечать за свою реализацию. Поэтому, если мы слышим, что тот или иной проект возглавляют не конкретные люди, а отвлеченные категории, или коллективный автор, не замкнутый на организационный и финансовый источник, это может, в числе прочего, означать "структуру без головы", фиктивную законодательную власть при засилье исполнительной, как и в любой религиозной группе.

Причина вторая. "Благотворительность", ожидающая награды в форме бесплатного труда не от дорогого мироздания, а от тех, кто "облагодетельствован". Написала эту фразу и подумала о бесконечном числе отношений в рамках патриархата, построенных по этой схеме. Бесплатный труд в благодарность за духовное руководство - от семьи до государства. Возвращаясь к истории с сельхозартелью, скажу, что набранный на этих основаниях кадровый резерв довершил развал мероприятия, в зимнее время года пропив буквально все.

Причина третья. Бедные социальные связи. Чтобы не делиться гешефтами и прибылями, идейная группа основателей постаралась исключить попадания в свои ряды кого попало, оставаясь в работоспособном меньшинстве. Все бы ничего, но мы с вами помним, что ответственности при этом не взял на себя никто. Первый же внешний партнер из центра по реабилитации наркоманов, от которого просто требовалось поставлять благодетельствуемых, использовав ряд незатейливых нарциссических манипуляций, оттеснил от руководства артелью авторку проекта и носительницу идейного начала прямо в компанию тех, кто готовили. Как я теперь понимаю, у нее были бы все шансы противостоять, если бы на первой стадии проекта она не отсортировала возможных участников, лишив себя потенциальной поддержки тех, кто симпатизировал лично ей. Элитарность ведет к бедности социальных связей и изоляции, вот нам и пример.

Причина четвертая. Добровольное, без насилия делегирование власти над индивидом третьему лицу/лицам невозможно. Есть насилие - есть власть. Нет насилия - нет власти. Поэтому те, кто ищут власти ради чего угодно, не могут обойтись без насилия. Если они обходятся без насилия, надеясь на простые уговоры и мелкий няшинг, делегирования власти не произойдет. Если в поисках власти они прибегнут к насилию, не взяв на себя ответственность за него, произойдет не делегирование власти, а массовый исход благодетельствуемых. Почему в рамках группальности мужского типа нет этих логических провалов? Потому что там веками отточена риторика о полезности насилия в отдельно взятых случаях и в успешной иерархической группе находится индивид, который берет ответственность за насилие на себя. В качестве примера взять хотя бы ру-психолог. Есть ответственное лицо, насилие совершается, власть осуществляется, поставленные задачи решаются несмотря ни на что. Когда нет ответственного лица, но есть попытки реализовать власть, получается христианская артель. Когда применяющие насилие пишут оправдание за оправданием, у них нет шансов на реализацию власти. Ни одна идея, самая благородная, самая романтическая, ни эмпауэрмент, ни "защита от потоков говна"© не восполнит отсутствие личной ответственности тех, кто ее реализует, за насилие, которое они совершают. В том месте, где "никто ничего не делала, а они как набегут" заканчивается феминизм и начинается христианская артель.