Светлая Пасха - детства аромат

Максим Евстигнеев
Именно оттуда, из раннего-раннего детства проистекают первые воспоминания о Пасхе. Тогда ещё той Пасхи, когда я ровным счётом ничего не знал о Христе. Но зато я очень хорошо понимал: в четверг красим яйца в кастрюльке с луковой шелухой, а у бабушки в трёх разных кастрюльках пекутся вкуснейшие, ароматные, пробуждающие душу куличи. Вся квартира пропитана этим приятным, сладким, чудесным ароматом предпасхальной радости. Наряду с куличами бабушка поставила ещё и тесто для ватрушек. Ватрушки у неё всегда получались необычайно вкусными, - с серединкой, наполненной вареньем или творогом. В комнате на полочке стоял складень из трёх иконочек - Пресвятой Богородицы, Господа Вседержителя и Святителя Николая. В открытую форточку проходил свежий, весенний, полный ароматов распускающихся листочков воздух. Собираемся в храм.
Надо сказать, что воспитания в вере как такового у нас не было. Дедушка всегда был ярым противником всего религиозного, - хотя и не борцом. И даже любил смотреть рождественские и пасхальные трансляции из Храма Христа Спасителя, присаживаясь на табуреточке перед экраном, поправляя очки и с улыбкой отмечая: "Вон, гляди-ка, сейчас Вася будет молитвы петь!..". Надо пояснить, что Васей он называл приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия Второго. Вообще, несмотря на свою внешнюю строгость и учтивость во всём, он любил пошутить и с пониманием относился к желанию бабушки испечь куличики на Пасху и освятить их на Великую субботу. И даже христовался за столом во время традиционного "Христос Воскресе - Воистину Воскресе!". Пусть и бабушка не так много знала о вере, но дань традиции пошла, отчасти, из юности, когда ещё в деревушке в послевоенные годы ходили в храм и встречали Пасху... Нередко с соблюдением всех предосторожностей. Да и не во всех районах тогда был таким сильным контроль за молящимися.
И вот - суббота! О, эта необычайная радость моя!.. Как я любил наблюдать, когда куличи, уже подошедшие, бабушка доставала из духовки и укладывала на большие тарелочки. Как только они немного остывали, я помогал укладывать крашеные яички вокруг, уже предвкушая момент... Нет-нет, ещё не употребления его в пищу, - а момент, когда он, среди всех других, будет стоять на общей линии столов, там, во дворе деревянного храма в честь Святителя Николая, что в Бирюлёво, где нас с братом крестили в 1991 году. Радостный и довольный иду я с ней, держа в руке один из пакетов, в котором на широкой тарелке лежит, обрамлённый красным ожерельем яиц, Правозвестник Пасхи - Кулич.
Пение птиц, ярко-зелёные бутончики, из которых вот-вот уже появятся силуэты листочков, приятная суета возле столов, укрытых скатертями... И вот он, - батюшка и его помощник. Именно так я тогда воспринимал всё это. Не знал я ещё, что он, батюшка, - протоиерей Алексий Байков (один из старейших священнослужителей Москвы, который ныне уже митрофорный и который служит у Престола Божия уже более 60-ти лет), а его помощник - это алтарник и чтец, в коем образе когда-то буду и я сам. И вот, полетели брызги святой воды на стоящих вокруг. Батюшка, проходя мимо нас, озарял всех доброй улыбкой и даже обратился в мою сторону со словами: "О, какие важные прихожане здесь!..". Это он явно про мой важный вид, который я всегда принимал, находясь рядом с храмом или внутри него. Но в сердце моём уже тогда пребывала некая особая радость, которую трудно было объяснить тогда.
Прошли годы. Я уже и сам принимал участие в одной из Пасхальных Служб несколько лет тому назад в качестве алтарника. И уже сам, или с братом, хожу освящать куличи. И, надо сказать, - в тот же наш Никольский храм. Лишь в этом году мы нарушили эту традицию, поскольку совсем рядом с нашим домом недавно появился ещё один деревянный храм, освящённый в честь Сретения Господня и куда я теперь хожу на Воскресные Службы, совершая молитвы за всех ближних и дорогих мне людей.
- Христос Воскресе! - возносится над миром!.. Ровно, как и тогда, когда дедушка смотрел трансляцию с Пасхальной Литургии, возглавляемой Патриархом Алексием Вторым. А дедушка констатировал: "Вот, слышите?.. Вася сказал "Христос Воскресе!", - значит, Пасха уже наступила". Дедушки уже несколько лет нету с нами. А я всё также вспоминаю эти его эмоции и верю, что искренняя радость не там, где всё напышенно и утверждено, а там где есть Искренняя, Детская, Радость. Ибо и Христос говорил: "пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им; ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их». Будем же в этом смысле как дети, - и тогда сердцу проще будет понять Сие Упоение Праздником - Встречей Светлого Христова Воскресения.