Святая Пасха

Лидия Косарева
Праздник Пасхи посвящен воспоминанию славного воскресения Христова.
Истоки этого праздника восходят к еврейскому празднику Песах. Пасха – слово еврейское и значит прехождение, потому что израильтяне, вкушавшие при исходе из Египта пасхального агнца, были избавлены от Ангела, который, истребив первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских (Исх. 12, 27). Пасхою назывался и агнец пасхальный, и самый праздник в память исхода из Египта.
 
Заимствование названия произошло потому, что последние дни жизни Иисуса были в преддверии этого праздника. Отличие состоит в том, что истинная христианская  Пасха есть Христос, который   смертью Своею и славным воскресением избавил христиан от власти дьявола и рабства греху. В Православии этот праздник называется Светлый  праздник Воскресения Христова.

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14).

В отличие от католической церкви, где главный праздник – Рождество, в Православии Пасха венчает собой все церковные праздники, считается наиглавнейшим и зовется «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». Почему именно Пасха – главный праздник? Потому что в православной традиции для истинного христианина главное – спасение души через смирение перед Богом и искреннее покаяние. Отсюда главными таинствами в церкви считаются исповедь и причастие, как присовокупление своей души к телу и крови Христа.  Именно поэтому Пасху всегда предваряет Великий Пост, чтобы у христианина была возможность по-настоящему подготовиться к главному христианскому празднику.

Последняя неделя великого поста называется Страстная Седмица. Каждый день этой недели называется великим и посвящается размышлению о Христе  и о его учении.
В Великий понедельник в храме читается слово о бесплотной смоковнице, которую Иисус проклял. Этим обозначается всякая душа, которая не приносит Богу покаяния. И ее дела считаются бесплодными.
В Великий вторник вспоминается притча о десяти девах и талантах. Это призыв христиан к постоянному бодрствованию, чтению святого Евангелия и беспрестанной молитве.
Великая среда – день предания на страдания Иисуса Христа. В церкви проклинается сребролюбие и предательство Иуды. 
В Великий четверг – память о Тайной вечери, где Христом было установлено таинство причастия.  День называется еще Чистым четвергом, и в народе установился обычай мыть и украшать свое жилище, а так же очищать свое тело и мыться в бане.

Великая пятница посвящена благоговейному воспоминанию  спасительных страданий и крестной смерти Спасителя. В этот день Христос совершил свой крестный путь на Голгофу и был распят на кресте вместе с двумя разбойниками.  Каждый человек в этот день должен задуматься, а не похож ли он на тех, кто предал Спасителя, увлекшись мирскими делами или ростом карьеры. 
В Великую субботу согласно учению тело Спасителя пребывало в гробу, а душа  спустилась в ад и вывела оттуда всех праведников. Еще в этот день в Иерусалимском храме после молитвы православного патриарха  совершается чудо – схождение Благодатного огня. Это прохладный огонь, первые минуты после сошествия он не жжется и символизирует горячий огонь христианской любви к Богу.  После этого огонь разносится по приготовленным свечам (пучок из 33 тонких свечек) и  перевозится во все православные храмы. 

Христианская Пасха – это день великой радости.  Как повествует Евангелие от Марка (глава 16, стихи 1-7), «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,  и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?  И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.  И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.  Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.  Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». После этого Иисус явился ученикам, говорил с ними, наставлял на будущие служения,  а потом вознесся к небу.

Главным событием пасхального празднества является торжественное богослужение в Храме, которое начинается в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть Пасхальной службы называется полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед тем, как его предали и арестовали. 
В полночь раздается колокольный звон (благовест), одновременно зажигаются все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходят из алтаря и поют стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинается крестный ход вокруг церкви.

По возвращении в храм священник поет тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открываются царские врата.  Это символизирует открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы. После этого начинается заутреня. Исполняется канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашается вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещается артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.

Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» – все это вызывает у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляют друг друга со светлым праздником и произносят слова, «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Эта традиция восходит к апостолам, которые после воскресения Учителя стали при встрече обмениваться этими словами. А преподобный Серафим Соровский всех посетителей встречал словами «Христос воскресе, радость моя!». 

Так же есть традиция обмениваться яйцами, окрашенными в красный цвет. Согласно преданию Мария Магдалена подала яйцо императору и поздравила его с праздником, сказав «Христос воскрес!». Он ответил, что поверит в воскресение Христа только тогда, когда яйцо покраснеет. И произошло чудо: яйцо стало красным.  Так же раньше на Руси была традиция в этот светлый день встречать всех трехкратным целованием в обе щёки, но за годы безбожия она была утрачена.

В праздник Пасхи начинается разговление после длительного Великого поста. Как правило, это семейная трапеза. Если появляются гости в этот день, то идет обмен куличами и яйцами.  На стол, покрытый белой скатертью, ставят крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизирует мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциируется с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В некоторых домах существует традиция - первым блюдом во время пасхальной трапезы становится яйцо, которое разрезается на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получает по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставят остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начинается радостное застолье. Христос воскрес! Воистину воскрес!


=========
Примечание: вся информация из интернета из разных источников