Быть феминисткой до последнего вздоха, ч. 2

Ольга Ермакова-Хмель
Конфликт целеполагания и текущих задач, связанных с разными его вариантами, является одним из основных конфликтов фемрунета.

Вторая опасность, подстерегающая женщину, приходящую в феминизм, возникает, когда она сопоставляет свои личные возможности с уровнем выставленных перед ней новых задач. Если эти задачи сформулированы чересчур общо, и очевидно невыполнимы в течение всей ее жизни, то ей, как в свое время любой из нас, предстоит найти собственный ответ на вопрос — «почему я отдаю время и силы движению» или воспользоваться одним из тех ответов, которые нашли для себя ее предшественницы. Это может быть очень обширный ответ, вроде «победы феминистской революции» и «уничтожение угнетения во всем мире» или звучащие куда скромнее «наполнение смыслом собственной жизни» или «потому что здесь все мои подруги».
Какой бы ответ ни нашла для себя феминистка, можно быть абсолютно уверенными в том, что он обязательно подвергнется критике.

Поскольку мне не близки понятия «феминизм как образ жизни», равно как и «образ жизни как пособничество патриархату», я постаралась составить небольшой список задач, которые реально понемногу разрабатывать, не слишком далеко удаляясь от компьютера и вкладываясь в основном не-финансовым ресурсом.

Работа на группальность, создание, развитие сообществ и групп. Поиск баланса между горизонтальными и вертикальными связями. Развитие языка, содержащего феминитивы.

Противостояние сексизму в соцсетях, комментирование на чужих площадках. Работа с окружением, подругами, родственницами.

Рефлексия личного и общеженского опыта, их обсуждение, анализ.

Фемтеория: переводы зарубежных авторок, их осмысление, обобщение, собственный аналитический и теоретический контент.

Выход во внешний мир, активизм, искусство, работа в СМИ, общественная деятельность.

Просветительская деятельность, рассчитанная на женщин, в области психологии, экзистенциальной мотивации, самообразования, правовая помощь, курсы самообороны и т.д.

И вот смотрю я на этот список, который, по-хорошему, еще дополнять и дополнять, и думаю о том, что у российской феминистки, которая часто может себе позволить только «третью смену», имеется на все эти задачи 1-2 часа в сутки. Это время она, скорее всего, позаимствовала у своего досуга, поэтому чаще всего она тратит их на построение феминистской группальности.

Вторым серьезным конфликтом между группами, составляющими движение в фемрунете, являются разные подходы к построению межличностных и межгрупповых отношений.

Я не хочу давать нравственную оценку самим подходам, тем более, не хочу их лишний раз противопоставлять, хотя бы потому что ни вертикальные, ни горизонтальные связи не встречаются в чистом виде, а можно говорить только о группах с преобладанием тех или иных видов связей. Отмечу только, что вертикальная группальность ограничивает личную свободу одних участниц и перегружает авторитетом и ответственностью других. Удержание иерархии увеличивает риск эмоционального давления внутри группы, что в условиях отсутствия реальных рычагов управления группой, может инициировать конфликты, связанные с борьбой за власть. Коротко говоря, иерархическая группа, как правило, нестабильна и структурно уязвима.

Горизонтальная группальность снижает эффективность совместного действия, потому что построение, обсуждение и удержание плюрализма отнимает весьма существенную часть ресурса участниц. Коллективное решение компромиссно, его принятие растянуто во времени и плохо подходит для ситуативного реагирования. Коротко говоря, горизонтальная группа, как правило, бездействует. Здесь я хочу оговориться, что участницы группы индивидуально могут действовать, а группа целиком непрерывно и стабильно действовать не может.

Общей проблемой обоих типов групп является приоритетность личных и групповых симпатий перед всеми видами взаимодействий, с которыми сталкивается группа целиком. Принцип "важно не то, что ты пишешь, а то, с кем ты дружишь", ошибочность которого понимают все, до сих пор не удается победить.

К вопросу о том, какие особенности женской социализации привели к тому, что у нас нет работающей модели равноправных отношений внутри феминистских групп, мы еще вернемся.