Артистические способности, Гросс

Мая Голубева
    Три недели поездки в санаторий пронеслись незаметно. Возвратившись оттуда, Ляля забрала Пэта в свой привычный для него дом. Прошло совсем немного времени и он превратился в симпатичную болонку. Правда, удивлять меня он стал значительно реже и в основном по телефону. Однажды позвонил мне старший внук Алекс, который учился в музыкальной школе по баяну и спросил: "Хочешь послушать как поёт Пэтик?. Не клади трубку. Зазвучала "Полька" С.Рахманинова в быстром темпе, а как только последовали длинные ноты, Пэтик стал интонационно точно их подтягивать, дальше три более короткие ноты он точно по высоте их пролаял и это, невзирая на то, что никогда с ним никто не занимался. А запел он то ли от солидарности в помощь другу, или от скуки, или, чтоб на него обратили внимание. Но начал петь по собственной инициативе.

     Все эти события происходил в конце 80-х годов. А в 90-е годы прошлого столетия уже начиналось смутное время, но как то исподволь, не сразу. Думалось, что всё это не надолго и как то скоро всё устаканится. Но время шло, Ляля вновь вышла замуж и вскоре родила братика Свята, но из-за развала Союза именно в этот период семья не получилась. Ляля уехала заграницу, так как её вообще лишили всяких средств к существованию. Даже страшно вспоминать до какой наглости, подлости, лицемерия способно дойти человеческое сообщество. Отменив зарплату в середине года, оставив мать без средств к существованию с двумя детьми и полной квартплатой, которая при получении зарплаты была в 20 раз больше получаемой суммы. Но платить то было нечем. Тогда я решила узнать почему такая высокая плата за квартиру и сама пошла в её ЖЭК, ответ шокировал меня:"Раз ваша дочка живёт в  этой квартире, то значит у неё есть какой то доход!" А справки о зарплате говорили совсем о другом, но ответ звучал так: "На эту зарплату жить нельзя,  и раз она живёт, то будет платить!" И доказывать, что я, а не Ляля отдавала всю свою зарплату в пользу детей, было ни к чему. Пришлось уехать. Тем более, что на работе у меня была назначена командировка на ФПК.

    Квартиру, вернее ключ от квартиры, я оставила знакомому Юрке, который принёс Пэта. Дома надо было поливать цветы и оставлять их нельзя было без присмотра. Но вернувшись с командировки, меня поразила смешная сцена. Сообщив по телефону о своём приезде, я в квартире под роялем обнаружила двухмесячного щенка весьма худого, но крупнее по сравнению с Пэтом. Худющий с толстыми лапами он осмелился зарычать и залаять на меня, как на постороннего посетителя его дома, который, как я поняла, он уже освоил. Я так устала с дороги, а Гросс, как сказал Юрка, был совершенно голодный и шатался, когда поднялся на лапы.  Он съел сразу просто кусочек хлеба, которым я его угостила, а выяснять откуда он взялся, не хотелось. Разговор на эту тему перенесли на другой день. С утра появился Пэт. Он стал частым гостем  в компании с Лялей и Алексом. Знакомство малыша Гросса, но по росту он был почти таким же как Пэт, с уже подросшим новым другом был долгим, церемониальным и очень вежливым. Оба друг к другу принюхивались, обхаживали со всех сторон, не смели проявить никакой агрессии. Потом все решили прогуляться. Пэт уже к этому времени был юрким, быстроногим и понимающим псом. А Гросс длиннющим, худющим с толстенными заплетающимися лапами, которыми он не владел во время быстрого бега. Когда Лия скомандовала Петику побегать с Гроссом, что он сделал с огромным удовольствием, то явное преимущество было на его стороне. А Гросс как бы чувствовал свои недостатки, уставал, отставал и старался отдыхать подальше от приятеля.

     К концу рабочего дня появился Юрка, который привёл  второй раз пса. Он заявил, что хотел обзавестись большой собакой и купил немецкую овчарку, но родители оказали сопротивление и он теперь не знает, что делать. Я тоже возмутилась, сказав, что даже маленькую собачку не могу одна содержать, так как сама часто отсутствую дома и на огороде куча проблем и отдаю всю зарплату детям. Одной мне не справиться, такую ответственность я тоже не просила возлагать на меня, так как за взятое животное надо отвечать. Юрка попросил, что пока он не найдёт других хозяев, подержать пока Гросса у себя. Но дело в том, что Гросс через несколько дней в парке подхватил чумку, потом интерит и у меня в общей сложности пёс прожил пять месяцев, за которые врач научил меня кормить Гросса таблетками. Пёс почувствовал, что я о нём забочусь, да и я как-то стала привязываться к нему. Мне было жаль больного пса. Ну, а он,видимо, даже признал во мне хозяйку, так как старался во всём угодить. За пять месяцев Гросс стал огромной настоящей овчаркой. В редкие дни прогулок по парку с Пэтом, он легко догонял его, а хитрющий Пэтька прятался в кусты, как только чувствовал приближение грозного соперника. Иногда все ездили на огород с друзьями меньшИми. Но когда ездил Гросс, то в автобусе возникал скандал, так как надо было летом в давке зачастую проехать 25 километров. Хоть он сидел под сиденьем "ниже травы, тише воды", но почему-то всем и всегда мешал. Ну, а войти или выйти...это было более чем сумасбродство. Из-за этого приходилось на целый день огромного пса оставлять бездельничать в полном одиночестве дома. Но на огороде он становился прекрасным помощником. Не известно как он сам соображал, но повсюду топая за мной, он лапами старался выкопать ямку. Вскоре я стала просто командовать:"Копай" и он тогда  старался изо всех сил. Выкопал все ямки для кустов малины, деревьев, каким то образом, только ему известным, по всему огороду он рассадил хрен. Осенью выкапывал картошку. Он старался постоянно объяснять своими поступками, что только я его хозяйка. Как то мне нужно было пойти на работу в филармонию и одевшись празднично, так как был концерт, я предварительно позвонила Юрке, чтоб он пришёл вечером и погулял с собакой. Вышли все вместе. И в парке, где надо было расстаться с Гроссом, он начал вырываться с поводка и на весь парк поднял вой. Но ему, тем не менее, пришлось остаться с Юркой. На следующий день повторилась та же процедура. Когда я начала натягивать праздничный наряд, то Гросс подлетел ко мне и начал за рукав стаскивать пальто. Когда ему это не удалось, он оставил эту пустую затею и откуда ни возьмись, он притащил в зубах носок, показывая тем, что только в этом наряде я хожу с ним гулять, а сейчас я вру ему и в этом за один единственный раз он разобрался. И вообще обмануть мне не удавалось Гроську никогда. Однажды,  плохо себя почувствовав, я легла в постель. Спустя некоторое время, явился сам хозяин пса, но, видимо, Гросс каким-то образом потерял к нему уважение, так как я попросила с его подопечным осуществить вечерний моцион. Всё было как всегда обычно: поводок, команда "гулять". Дверь открылась и пёс вышел в коридор. Стоя на лестничной площадке второго этажа, дальше он не двинулся с места, он ждал меня. Юрка вернулся в квартиру и сказал ей об этом. Я натянула халат и тапочки, вышла в коридор и спустилась вниз. Пёс не двинулся с места. Тогда пришлось, невзирая на плохое самочувствие, одеться и идти с ним на прогулку. Как только он увидел меня, облачённую в обычную прогулочную куртку, соответствующую обувь, он двинулся на улицу. С ней же он гулять ходил без всяких претензий на присутствие или отсутствие Юры.

    Время шло, а жизнь ухудшилась настолько, что тяжело было прокормить пса из-за того, что всё исчезло в магазинах (даже обглоданные кости), но и зарплаты не хватало, чтобы помочь как-то своим детям. А моя щепетильность чуть не привела меня к инфаркту из-за того, что  за целый день не удавалось достать костей. И я сказала Юрке: "Либо я лишусь пса, либо скоро из-за отсутствия еды ему  у меня случится инфаркт, так как сегодня я почувствовала сильную боль в груди из-за того, что не достала костей и пёс должен голодать!" Гросс к этому времени уже выпутался из болячек и я поставила вопрос ребром, так как ему уже исполнилось семь месяцев. Тянуть время больше уже нельзя было. Он стал  взрослым. И Юрка отдал его заводским знакомым, в семье которых постоянно кто-то жил. Там было двое детей, бабушка, отец и мать. Гросс всегда был под присмотром. А я и всё семейство Ляли подались в челноки. Надо было как-то выживать. Пэтик тем временем стал бродячим псом.