Заяц учится жить

Пётр Соболев
         Школа научила многому

 Благополучно перезимовал заяц Вася, только отощал слегка. Благополучно  – это потому, что он не оказался в острых зубах волка Афанасия и его жены Арины. Зимой волки больше интересовались косулями, обучая своих подросших детей навыкам охоты. На зайцев внимания не обращали. Может быть, у Афанасия и было желание отомстить Ваське за шишку на голове, да не получалось. Василий боялся волка и поэтому был осторожен и ночью, и днём. В светлое время суток зайца вообще никто никогда не видел – спал он в это время. Не любил Вася, чтобы его беспокоили во время сна. Прежде чем залечь на днёвку, хитрил. Отбежит подальше от места ночной кормёжки, вернётся по своим же следам назад. Потом сделает несколько больших прыжков в сторону, прислушается. Если кругом всё тихо и засыпал, слившись со снегом. Он ведь ещё поздней осенью побелел. Попробуй, найди его! Зато он всё слышал вокруг. Даже во сне. Не зря же имел такие длинные уши!
Летом, перед первой зимой, Вася охотно посещал Лесную Школу и был очень прилежным учеником. Он только на переменах бегал, сломя голову.  На уроках же  внимательно всё слушал и запоминал, что говорила учительница, медведица Урсула. А если что-то не понимал, не смущаясь задавал учительнице вопросы. Урсула  с радостью объясняла. Учителя любят любознательных учеников. Знания, полученные в школе, ой как пригодились! Нужные знания сокращают дорогу к благополучию и Василий усвоил это крепко.

          Зимние заботы

             После Нового года Дед Мороз принялся усердствовать. Подарки детям развёз, вернулся в лес и холода лишнего напустил. Зима испугалась, что старик всех заморозит. Заботливо укрыла  землю толстым снежным одеялом. Вася тут же оценил эту заботу – выкапывал норы в глубоком снегу и спал в них. Теплей стало и безопасней. Красота! Дважды в одном и том же месте никогда не отдыхал умник, не рисковал. Понимал, что рано или поздно обилие следов приведёт к нему хищников. Опасался Василий и лисиц, но не так сильно, как волков. У лисиц - ноги короткие, и бегать быстро  по снегу они не могут - проваливаются. Только егеря Петровича заяц не боялся. Петрович считал лес своим родным домом и ходил всегда без оружия. Кто же ходит по своему дому с ружьём за плечами? Никто.
         Вот так, осторожничая, дождался Вася прихода волшебницы Весны. Белую зимнюю тёплую шубку сменил на более лёгкую серую.  Опять же с выгодой для себя. Даже говорить об этом не надо – всем понятно, почему. Волки, лисицы, барсуки и другие звери и птицы последовали примеру Василия и тоже распрощались с зимними толстыми шубами, сменив их на тоненькие и лёгкие. Да только одежды на них остались прежнего цвета, не как у Васи.
Весенняя встряска
     Принарядился лес, как только Весна принялась хозяйничать, зазеленел. Появилось много сочных и вкусных побегов.  От тепла стала кора деревьев и кустарников мягкой и вкусной. Но ещё раньше на лесных полянах свежая травка появилась. Быстро отъелся Васятка, окреп и подрос. Совсем взрослым стал, силу в себе почувствовал. А когда в зайце сила появляется – от него  Бдительность и Осторожность, две сестры и их неразлучный братец Разум, потихоньку, на цыпочках прочь уходят.
    Однажды рано утром возвращался Вася с кормёжки. На противоположной стороне поляны увидел он бредущего по своим делам волка Афанасия. Заяц очень удивился: «Волк-то не такой уж и огромный, как показался мне осенью. Это он в своей толстой шубе выглядел великаном. Ничего страшного в нём нет, да ещё и на переднюю лапу наступить не может..., хромает. Такой не догонит меня!»,- сделал вывод Василий. Смело выбежал он на середину поляны, чтобы его волк увидел и закричал громко:

«Хромоногий волк Афоня,
Не боюсь твоей погони!
Пробегу лишь недалече,
А в кустах дубиной встречу!
От боли взвоешь --- ой! ой! ой!
В синяках пойдёшь домой!

     Ещё много других обидных слов ему высказал. Решил заяц, что может сейчас так поступать, волк на трёх лапах не бегун вовсе! И даже толстой палкой в хищника запустил, но не добросил. Глянул злобно на него Афанасий, зубы страшные свои показал и, ковыляя, скрылся в чаще. Да только Васенька не испугался волчьего оскала – пусть сначала догонит!
    Но испугаться ему всё же пришлось… Услышал он за своей спиной топот. Оглянулся, а это волчица Арина к нему мчится и, конечно же, не хромает!  Заяц тут же пустился наутёк, да поздновато спохватился - догнала его Арина и ухватила за серый бочок. Схватить-то схватила, но не удержала. Вырвался из её пасти заяц и дал стрекача. Арина, пробежав за Васей ещё совсем немножко, выплюнула клок заячьей шерсти и прекратила преследование. Вспомнила, что клыки у неё сломаны.... Никому ведь не хочется напрасно бегать.
Есть над чем подумать
    Убедившись, что за ним никто не гонится, Василий остановился перевести дух у корней высоченной ели. Озирался и прислушивался к каждому шороху. К нему тут же Разум вернулся с сестрёнками Осторожностью и Бдительностью. Тихо вокруг, только слышит Вася, как в его груди сердце стучит: тук-тук-тук-тук …«Не услышал бы никто, как оно громко тарабанит…»,- подумал он озираясь, бежать-то силушки уж нет. Потёрся больным боком о ствол ели, замазал рану смолой, боль улеглась.  Стал Вася рассуждать: «Неладно всё получилось. Напрасно я над Афанасием насмехался. Сам теперь не совсем здоровым сделался. Не всему я ещё в Лесной Школе научился. Всегда найдётся тот, кто сильнее и умнее меня.  Буду теперь осторожней, а то ведь недолго и до беды».