Юный безбожник

Максима Артис Космополитес
  Почти двадцать лет назад, на исходе века один уже вполне зрелый художник задумал инсталляцию, которая переросла в перформанс, который, в свою очередь, по мнению некоторых искуствоведов, ознаменовал не только конец тысячелетия, но и некой вехи в русском искусстве. Напомню, инсталляция под заголовком «Юный безбожник», представляла собой всего лишь вывеску, гласящую:

«Уважаемые ценители современного искусства,
здесь вы можете приобрести замечательный исходный материал для богохульства.
„СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ“ — 200 рублей;
„ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖЬЯ МАТЕРЬ“ — 150 рублей;
„СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ“ — 120 рублей.
Галерея предлагает вам следующие услуги:
осквернение приобретенной вами иконы юными безбожниками — 50 рублей;
вы можете осквернить икону лично под руководством юных безбожников — 20 рублей;
вы можете получить консультации для осквернения иконы на дому — 10 рублей.
СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ!»

   Год 1998-й, в который всё и происходило, был весьма показательным, ибо начался он с курса рубля за доллар в пропорции один к пяти, а закончился пропорцией один к двадцати, что уже было своеобразным рекордом падения и роста. Хотя, надо заметить, доллар рос всю новую историю Росси и в 92-93х годах повторял подобную динамику. Однако после этого рост был не столь стремительным и до, и после 98-го года. А после наступления нового тысячелетия были и года когда наблюдались даже тенденции к падению рейтинга тряпичного американца, по сравнению с родным деревянным, но к 2008 му всё устаканилось, и доллар продолжил свою экспансию....
   Словом, пройди выставка с инсталляцией не в конце года, а в начале, возможно, ценники были бы иными, как и сила воздействия на публику. А может и нет. Но, так или иначе, экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего, и, очевидно, что и культура переживала не самые светлые моменты. Однако, в этом же году Папа Римский посещает Кубу, когда там, почти после полувека государственного атеизма, разрешают праздновать Рождество. Кастро даже причислил революционеров к святым мученникам, в присутствии того же самого Папы. А в США неудачный эксперимент по созданию лекарства для сердца стал причиной поступления в продажу препарата для дел сердечных и не очень под названием ВИАГРА, которая у нас продавалась за десять долларов. При том, что зарплаты, порой, задерживают на срок, сравнимый с вынашиванием ребёнка, и ребята в касках выходят по этому поводу на рельсы и к Белому Дому с лозунгами «Мы хотим жить, а не существовать!» и попроще —  «Мы хотим есть!», постукивая о московские мостовые этими самими касками. Но отвлечь от этого пытаются даже похоронами царской семьи в восьмидесятилетнюю годовщину их расстрела, на которые приезжает и сам президент, и уцелевшие родственники, и потомки венценосной семьи. Царь Борис тогда ещё от престола отрекаться не собирался. Но год был во всех смыслах ураганный, ибо в столице летом стояла аномальная жара, какую познали только один раз в том столетии до того момента и которая в  столкновении с холодным фронтом вылилась в настоящий ураган и ливень с месячной нормой осадков за одну ночь. Ветер сорвал даже кровлю с резиденции нового «монарха», не говоря уже о рекламных баннерах и десятках тысяч сломанных деревьев по всей Москве. Говорят, даже Кремлёвская стена лишилась дюжины «зубов» от упавших стволов, а в Новодевичьем монастыре слетело на землю несколько крестов с куполов. В общем, ВИАГРУ выпустили вовремя, ибо страна отчаянно нуждалась в стойких стволах, в то время, когда в США на экраны вышел ТИТАНИК небезысвестного любителя бить кассовые и бюджетные рекорды товарища Камерона. Хотя, какой он нам нафиг товарищЬ, как впрочем и мы ему? Разве что, если надумает снять нечто столь же эпичное уже про нашу многострадальную, но это вряд ли, ибо такое уже снял и Смирнов, на примере одной отдельно взятой «бабы», и МиГалков, с попыткой привлечь внимание к почти забытой и малонужной в Сибири профессии, и много кто ещё, включая даже англичан, задумавших вслед Бондарчуку старшему переснять Толстого... Жаль, никто, при этом, не задался снять что-нибудь по Салтыкову-Щедрину, но после многочисленных экранизаций «Доктора Живаго» и  диснеевской «Анастасии», миру скорее будут интересны «Жмурки», нежели очередная «Моана», «Мулан», «Покахонтес» в рЮсском стиле...
 
   Но в 98-м в мире происходили и более апокалиптические события. Например, Пакистан и Индия решили померяться уже готовыми к «случке» стволами и провели серию испытаний, а, по факту, атомных взрывов, дабы показать друг другу непреодолимую тягу к взаимной и бесконечной любви в объятиях оргазмирующих и расщепляющихся на атомы тел. Ну, а в Москве выступила группа «Перекати Поле» в рамках своего мирового турне «Мосты Вавилона».
   И всё это, на фоне отказа Москвы платить по внешним долгам, то есть — дефолта. Что по факту выражается в крахе экономики с схлопнувшимися банками и перепроданными, даже не за половину цены, предприятиями и, разумеется, обагатившимися за этот год ценителями американской и прочей устойчивой валюты, а также в армиях никому не нужных и безработных менеджеров, рекламщиков, турагентов и прочих представителей мало полезных в посткапиталистическом обществе профессий. Однако, в отличие от шактёров, к Белому Дому демонстрации возмущённых креаклов и банковских клерков, стучащих о ту же брусчатку своими бесполезными кредитками, тогда не выходят. Собственно, не припомню чтобы они вообще случались до митингов на Болотной, уже совсем, казалось бы, по другому поводу. Но, как ни странно, в этом же, столь непростом году, начинают строить МКС, и, хотя и большая часть финансового бремени ложится на США, отечественные космонавты занимают три места из семи. В общем космос уже не совсем наш, но мы всё ещё там есть. А, самое удивительное, поесть в этот год можно даже красной икры, которая из-за кризиса перепроизводства на Дальнем Востоке стоит, как банка тушёнки. Говорят, лосось тогда взбесился и шёл на нерест жуткой толпой, которую не успевали перерабатывать, и потому сама рыба шла в утиль, а икру вместо неё и закатывали в эти самые банки, пока другие лопались из-за пустоты и неликвидности. Как говорится, «пир во время...» или «помирать так с...». В том году не только с музыкой, но и играя в шахматы, ибо президент Калмыкии, и, по совместительству большой фанат либо шахмат, либо произведений Ильфа и Петрова, либо и того, и другого, а также президент ФИДЕ, возводит посреди степи шахматный город. А в США, в ту пору, на манер судебного процесса над Капоне, правосудие решает разобраться с президентом не по факту его финансовых махинаций (которые в отличие от случая с Капоне доказать не удалось), а поймать его на лжи, связанной с его делами амурными. И имя Моники Левински надолго входит в лексикон сексуальнополитических анекдотов. Оральный или, простите, овальный кабинет становится местом эротических фантазий по обе стороны Атлантики. Но, как известно, слухи о кончине четы Клинтонов (простите за каламбур) были слегка преувеличены, несмотря на весьма внушительную по размерам харизму и нос главы государства, размер которого часто ассоциируют с размерами другого органа. Что примечательно, если вспомнить размеры носа нынешнего обитателя скандального кабинета. Жители бывшего СССР и вовсе не понимают сути дела, ибо секс с секретаршей и, уж тем более, служебные романы за 70 лет научного атеизма и строительства коммунизма уже давно не считают реальным поводом чего-то кому-то предъявлять на государственном уровне и, уж тем более, к главе такого, в понимании российского обывателя, сексуально раскрепощённого государства, как США. Однако мода на воцерковление и духовный поиск ввиду крушения идеологии начинает возрастать, и от того, наверное, произошедшее на выставке и вызвало столь однозначную реакцию общественности, вынудившую художника бежать из страны, не дожидаясь последствий для собственного здоровья. И, надо заметить, что и сам художник этому весьма поспособствовал, превратив свою, и без того эпатажную инсталляцию, в провокационный перформанс на грани фола, ибо, не дождавшись юных безбожнников, готовых выложить кругленькую сумму, сопоставимую по цене с упаковкой вышеупомянутой ВИАГРы, он и сам попытался изобразить оных, не особо умело разрубая приобретённые им же иконы топором. И, дабы получить нужный эффект, он даже наступил на освящённую церковью копию. То есть зрелище и по нынешним меркам шокирующее, несмотря на то, что юридически он, по сути, уничтожал собственное же имущество, на территории своей же выставки, а не врывался в храмы для песен, плясок и ловли виртуальных зверюшек. Более того, сама акция была скорее иллюстрацией того, что происходило ещё век назад, когда построенные на народные деньги и народом же храмы, сам народ уничтожал с тем же остервенением, с которым бойцы одной, запрещённой в России организации, уничтожают ныне культурное наследие собственного и прочего народов, не соответствующее их представлению о прекрасном. Не знаю, насколько сам художник ассоциировал себя с позицией юного безбожника, которую он иллюстрировал к своему уже вполне зрелому возрасту, но, на мой взгляд, сия акция ещё и показывала то, что делают все неофиты, одновременно и возвышая, и уничтожая то, за что борятся. И, надо заметить, что все любители слишком яростно блюсти чужую мораль, как правило, и со своей-то не в состоянии справиться. Ведь, как показывает практика, самые яростные антифашисты мало отличаются от самих фашистов. Блюстители правопорядка порой неотличимы от его же нарушителей. А сам Гитлер, поговаривают, собирал предметы иудейской культуры для «Музея Вымершей Расы». А один из священников, преследовавших цель закрыть журнал Hustler, содержал, пусть и не самую большую, но весьма внушительную коллекцию порнографической продукции (по его словам, ради более детального изучения сего греха). От любви до ненависти, как говорится, один шаг. И понятное дело, что в юности своей, человек, как и народ, и человечество в целом, получает весь набор подростковых проблем, от нигилизма и максимализма, до атеизма. С религиозным самосознанием история ровно такая же. Сначала оно было наивным и принимало весь мир, словно младенец, удивляясь всему и пугаясь всего. Потом, следуя желанию всё потрогать и ощутить, человек стал обожествлять вполне себе осязаемые вещи, одновременно восхищаясь чем-то неземным (облаками, звёздами и солнцем, например). После, человечество стало требовать от Создателя ещё более материальных и, в его понимании, ощутимых доказательств Его присутствия, не осознавая, что они уже давно есть в его распоряжении. Однако, эта подростковая «слепота», которую не все способны пережить, в итоге привела к критическому отношению и к самому атеизму, и, по сути, к антинаучным теориям, его породившим. Что уже ведёт к краху подобного самосознания и восприятия оного по достоинству — как незрелое и разрушительное не только для самой личности, но и государства, его проповедующего. Что предвидели и мыслители прошлого: «Атеизм — это тонкий лёд, по которому один человек пройдёт, а целый народ ухнет в бездну» (Фрэнсис Бэкон). Но, как и в случае с отдельно взятой личностью, так и с народом, есть те, кто мудреют с годами, и те, кто только стареют, так и не избавившись от атеистической прыщавости подросткого сознания.  И художник, зарубивший топором не только икону, но и собственную инсталляцию, которой, по моему мнению, было бы вполне достаточно, чтобы показать общую, по сути, антихристианскую оболочку церкви, взявшей имя Спасителя, в общем-то продемонстрировал и предвосхитил появление уже вполне себе настоящих юных безбожников. Правда, нынче они, как и подабает всё же чуть повзрослевшему обществу, уже не рубят иконы и  не сжигают храмы, а всего лишь пытаются заработать на своём перформансе и невежестве публики, с одной лишь разницей — они и сами являются частью этой малограмотной толпы. А бежавший через Украину в Чехию автор инсталляции, скорее всего — нет. Хотя, сильнее всего ситуацию иллюстриует рассказ о некоем реальном юном безбожнике, который во времена очередных гонений на Христианство, ворвавшись в храм, вскочил на алтарь и плюнул в лицо кукле, изображающей распятого Спасителя. И тут, надо заметить, что какое-то время при изготовлении этих кукол использовали реальные человеческие волосы, а не паклю, что делало фигуру Христа, как сейчас сказали бы, гиперреалистичной. И вот, после плевка, этот, вскочивший ногами на алтарь и присевший на корточки, юный искатель Бога смотрит на лицо Иисуса одновременно со страхом, ненавистью и эйфорией, и в это мгновение у распятой фигуры срывается одна рука и падает на плечо этого несчастного школьника, сидящего на алтаре в позе гопника. После чего последний падает замертво. Я не знаю, насколько этот рассказ документален, но после недавней новости о том, как террорист расстрелял дюжину американских школьников, заставляя отречься от Христа, я склонен поверить и в историю с алтарным хулиганом. Ведь, если первый молодой человек, услышав вопрос террориста, мог и не знать о том, что ему будет за признание Христа как Спасителя, то остальные уж точно знали, но не дрогнули даже перед лицом смерти. Смерти, которой, как известно, всё равно не избежать никому, но не тому, кто уже при жизни осознал собственное бессмертие и тщетность подобных угроз. Хотя, уверен, Христу такая жертва не нужна, и ситуация абсурдна, хоть и показывает, насколько неистребимой является естественная потребность человека в Боге, и насколько глупой, а порой и смехотворной является попытка эту потребность устранить...