Павел Тимофеев. Агенты разных держав

Нина Писарчик
Предваряя книгу «Агенты разных держав», поэт Андрей Пермяков приводит мнение «одного московского литератора», назвавшего поэзию Павла Тимофеева «подростковой». И делает собственную поправку: «поэзия для подростков». Что в лоб, что по лбу!
Павел Тимофеев имеет очевидный дар сказочника, как ни странно это звучит. Самый яркий пример этому – «Мебельная сказка», где складная речь, «просторный» язык, раскованный, то есть, когда каждое слово, словно играючи, становится на своё место – ни сдвинуть, ни заменить, так плотно сбито «тело» произведения. Забавный сюжет с неожиданными ходами и непредсказуемой развязкой. Лёгкая ироничность и глубина смыслов. Ни малейшей назидательности, ни намёка на мораль. Читатель взрослый получает не меньшее, а даже большее удовольствие, потому что замечает подтекст, а не одну фабулу.
«Маленькая волшебница», «Сказка о межпланетном контакте», «Меж жерновов заколдованной мельницы», «Сказка про заморского гостя», «Емеля», «Встреча с Уллисом», «Сказка про двух индейцев»...
Вдумываясь в особенность поэтики Павла Тимофеева, пришла к выводу, что она (особенность) – в авторском поэтическом восприятии мира. Дело не в способности более или менее складно создавать стихи, соблюдая размер и подбирая подходящую рифму... Он использует условность сказки. Взгляд сквозь призму воображения придаёт любому его произведению ауру сказочности.
Вот «Айвазовский» – сатира на современного обывателя, воспринимающего действительность, как картинку в телевизоре. Да, «жаль моряков безвестных...», но «море их успокоит». Ещё более «жаль, что не взял бутерброды». Однобоко назвать это произведение сатирой – настолько великолепна, зримо-ощутима его описательная часть: «Подул свежий ветер с моря, /Сделал упругим воздух, /Принёс солёную терпкость...». Айвазовским здесь является автор, но не герой, не персонаж, точнее. Автор, Павел Тимофеев, всегда даёт простор читательскому воображению.
Вот стихотворение «Коля», доступное подростковому восприятию. И окончание почти назидательное: «И каждый добился, насколько старался. /А Коля? Он так у реки и остался». Остался жить у этой реки, в отличие от разъехавшихся друзей? Или остался в памяти не общими словами: «Я просто буду»? Или утонул? И нота трагедии звенит в этом простом мотиве.
Или не простое стихотворение, а очень чувственно написанное – «Проникновение». Реально криминальный сюжет: «Чуть уловимый запах распада /Всюду проник и осел среди пыли...» – неуловимо перерождается в психологическую драму «распада» любви. Неоднозначность, многослойность смыслов и художественная выразительность, близкая по яркости 3D картинке. Умение передать не только зримые образы, но тактильные и обонятельные ощущения – это авторский талант. Какими бы простыми, забавными, сказочными, чудаковатыми, откровенно хулиганскими ни были сюжеты...