Вахта труда

Алексей Панов 3
Вахта труда.

Комсомольская вахта труда – уникальное явление в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Ученики старших классов разделены на бригады, в которых по шесть человек. Каждая бригада работает один час в день, один раз в неделю.
Производство коробок в школе функционирует с 14 до 17 часов ежедневно, кроме субботы и воскресения. Коробки шьют для одного из оборонных заводов города Горького, ныне Нижнего Новгорода, который заказывает их для упаковки своих деталей. Два раза в неделю с завода приезжает грузовик, который загружают готовыми коробками, связанными шпагатом в пачки. Завод давал школе план по выпуску коробок, который строго выполнялся и перевыполнялся. Школа и ученики зарабатывали деньги на этом производстве: 75 процентов школе, 25 процентов ученикам. Ученикам деньги выдавались по окончании школы. Весь заработок составлял от ста двадцать до ста восьмидесяти советских рублей. Для выпускника неплохие деньги, которые частично тратились на выпускной вечер.
После уроков бригадир говорил членам своей бригады:
- Не забывайте, сегодня нам идти на вахту труда.
А никто и не забывал. Вахты труда с нетерпением ждали всю неделю. С большой радостью и готовностью работать, бежали в школьную мастерскую к своему времени заступать на вахту, чувствуя при этом свою сопричастность к рабочему классу, к пролетариату. Час рабочего времени пролетал быстро. Бригада не хотела заканчивать работу, но надо уступать место членам следующей бригады, которые жаждали работы, и буквально выгоняли своих предшественников из мастерской.
Учитель труда и заведующий производством коробок Геннадий Фёдорович Воронцов записывал в журнал выполненные бригадой нормы, по которым потом рассчитывалась зарплата.
Работа в мастерской кипела: громыхал беговочный станок, ухал пресс, стрекотал станок, сшивающий коробки. В мастерской густо пахло картоном, слегка машинным маслом. А в целом, мастерская – это маленький заводик, пьянящие звуки и запахи которого, вся обстановка, рождала в ученике-работнике чувство радости и гордости, что он, как взрослый, работает во благо своей великой Родины – СССР! На стене мастерской, напротив окон, под самым потолком висел лозунг, написанный красными буквами на белом фоне: «Машина любит ласку, чистоту и смазку!» Именно этому обучал добрый и внимательный Геннадий Фёдорович: относится к оборудованию как к одушевлённому организму. Потому и старенькие станочки, взлелеянные его заботливыми и умелыми руками, отвечали безотказной работой.
Начиная работать, один из членов бригады становился к беговочному станку. Беговкой называется вмятая в картоне дорожка. Она делается на листе картона в месте сгиба будущей коробки. В станок вставляется по пять листов картона, нажимается педаль и специальный нож делает дорожку, но картон не прорезает. Нужно выполнить четыре беговочные дорожки.
Второй член бригады работает на прессе. Пресс пробивает в картоне прорези, которые нужны для складывания коробки. Под пресс подкладывают по пять-восемь листов картона. Он пробивает одну прорезь, а их нужно сделать четыре.
Следующие два члена бригады садятся за станки, которые сшивают коробки. Это самая престижная операция во всём производственном цикле, ибо после неё получается готовая продукция. Хоть и все члены бригады причастны к производству коробок, но всё-таки приятно осознавать то, что именно ты, если шьёшь коробку, выпускаешь готовую продукцию. Из-за места за этими станками ругались друг с другом, но чуткий Геннадий Фёдорович умеет решать ребячьи конфликты. Все оставались довольны.
Сшивальщик коробок берёт заготовку – лист картона – легко сгибает его по беговочным дорожкам, складывает торцы и прошивает. Коробка состоит из донышка и крышки, потому и сшивальщиков двое: один шьёт крышку, другой – донышко.
Пятый и шестой члены бригады собирают сшитые коробки и увязывают их шпагатом в пачки по пятнадцать штук. С этой работой может справиться один человек, только успевай поворачиваться, потому шестого члена бригады часто откомандировывали на изготовление браилевских тетрадей. Именно так называются тетради для письма рельефно-точечным шрифтом по системе Луи Браиля. В этих тетрадях пишут слепые и очень плохо видящие дети.
В школу привозили огромные четырехсот килограммовые рулоны специальной толстой бумаги, которую для простоты и понятности называли браилевской. На специальном столе-кондукторе эту бумагу резали в нужный размер, из листов складывали тетрадь и потом прошивали на специальном станке.
Кипела работа в мастерской! Дай волю ученикам, они бы круглосуточно работали, завалив коробкой всю страну, успевай только картон подвозить!
Был в каждой комсомольской школьной бригаде и седьмой член. Нынче бы сказали: виртуальный работник, но тогда такого слова не знали. Им стал Павка Корчагин, герой романа Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь». И это сделано осознанно.
Школа боролась за присвоение ей имени писателя Н. А. Островского. Выбор сделан не случайно. Этот мужественный человек, отдавший всю жизнь свою борьбе трудового народа за построение государства рабочих и крестьян, в конце своей короткой жизни, по причине болезни, был прикован к постели и полностью ослеп. Несмотря на тяжёлый недуг, Николай Островский занялся литературным трудом, оказавшись в нём успешным писателем. Его жизнь ставилась ученикам интерната в пример, показывая то, что при постигших тяжёлых недугах, всегда можно оставаться полезным обществу, не быть ему обузой. Знаменитые, всем известные слова писателя: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», стали школьным девизом.
Комсомольцы школы приняли важное решение: установить на территории интерната памятник Островскому. Вопрос: где взять денег, не стоял. Решили сами заработать на производстве коробок. Потому и стал Павка Корчагин седьмым членом каждой школьной комсомольской бригады, работавшей на вахте труда. Работали по методу бригадного подряда, то есть делили заработок бригады на всех её членов, не зависимо от того, кто какую операцию выполнял. Сооружение памятника стоит не малых денег. Нужная сумма копилась несколько лет. Комсомольцы-выпускники покидали стены родного интерната, на их место заступали следующие поколения учащихся, а Павка Корчагин продолжал копить деньги на памятник писателю, создавшему этот автобиографический образ.
Весь интернат, даже младшие классы, с нетерпением ждали, когда же, наконец, нужная сумма на возведение памятника будет накоплена! Ученики младших классов не работали на вахте труда, но им постоянно рассказывали о том, что комсомольцы школы усердно работают, отчисляя деньги на счёт Павки Корчагина, которые копятся для создания памятника мужественному Николаю Островскому. Они – октябрята и пионеры – смотрели на старших товарищей – комсомольцев – с большим уважением, как на героев трудового фронта. Сами мечтали внести свой вклад в общее дело, и некоторым повезло: они продолжили зарабатывать и копить деньги. Сумму накопления и остаток до необходимой цифры объявляли в конце каждого учебного года на торжественном собрании школы. С каждым годом и учителя, и воспитанники радовались, что осталось накопить совсем немного, что вот уже годика через два нужная сумма будет получена! И это время пришло! Радости не было предела! Многолетняя работа пришла к завершению. Ведь сами, своими руками заработали деньги на сооружение настоящего памятника.
В конце мая школьное собрание прошло как никогда торжественно. Директор школы – Александр Маркелович Жихарев – объявил, что за время летних каникул во дворе школы воздвигнут памятник Николаю Алексеевичу Островскому. Оно воспринималось как событие вселенского масштаба. Шутка ли, столько терпели, ждали и работали. Никогда не хотелось, чтобы летние каникулы прошли быстрее, дабы скорее взглянуть на долгожданный памятник!
И лето пролетело. Пролетело как всегда быстро и незаметно. Вернувшиеся с каникул ученики бежали смотреть памятник. На высокой, из серого гранита стеле, установлен бронзовый бюст Николая Островского. Вокруг стелы из того же гранита площадка для возложения цветов. Площадь около памятника выложена тротуарной плиткой. Рядом посажены  ёлочки.  Памятник стоял величаво и красиво. Даже не предполагали, что он получится таким эффектным.
Открытие памятника назначили на 29 сентября – день рождения писателя. Большая территория около памятника с трудом вмещала всех собравшихся. Приглашены выпускники школы, много лет плодотворно работавшие для создания памятника. Торжественно выносили знамя школы, знамя комсомольской и пионерской организации. Звуки горна и барабанный бой оглашали окрестности. Радость и умиление на всех лицах. Яркое сентябрьское Солнце улыбалось с голубых небес, грело своим последним перед зимой теплом, словно восторгаясь свершившемуся чуду!
Зима пришла снежная и морозная. Территория школы поделена для уборки между всеми классами. Даже самым младшим выделялся участок. Осенью собирали листву деревьев, зимой разгребали снег. Почётное право содержать территорию вокруг памятника Островскому в чистоте получили одиннадцатиклассники. Зимой там было особенно много работы. Площадь большая, и хоть зимой в том месте почти никто не ходил, территория должна содержаться в идеальном порядке. Все завидовали выпускному классу! Всем хотелось разгребать снег около памятника, особенно младшим классам. Но попробуй сунуться туда с лопатой, сразу получишь щелбанов и пинков!
С возведением памятника Островскому, закончилась многолетняя борьба школы за присвоение ей имени писателя. До открытия памятника, в официальных документах писалось: Горьковская областная средняя специальная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, борющаяся за имя Н. А. Островского. После открытия памятника, школе присвоили долгожданное имя героя. Этот факт стал вторым важным событием праздника.
Борьба школы за присвоение имени Островского, конечно же, не исчерпывалась ожиданием возведения памятника. Проводились другие мероприятия. В школе создан музей писателя. Многие экспонаты музея создавались руками учеников и учителей. Например, макет сооружения знаменитой узкоколейки создан руками старшеклассников. Он выполнен с точностью до мельчайших деталей. Другие экспонаты добывались различными путями. Установлена прочная связь с музеем Островского в городе Сочи. Оттуда поступили копии фотографий и документов. Из числа учащихся создана группа экскурсоводов по музею. За каждым экскурсоводом закреплена часть экспозиции музея. А музей располагался не только в отведённом помещении, но и в одном из школьных коридоров, на стенах которого висели стенды с фотографиями. Экскурсии проводились для гостей школы. Ими были члены различных проверяющих комиссий, ученики других школ города, группы родителей. Экскурсоводы стояли в парадной школьной форме строго по своим местам. Экскурсанты постепенно переходили от одного экскурсовода к другому, когда тот заканчивал свой рассказ. Экскурсия – это особое торжественное мероприятие, обставленное со всеми атрибутами тогдашнего пионерского и комсомольского времени.
Вспоминая всё то, что связано с вахтой труда, с накоплением денег на возведение памятника, я думаю о том, что заводы-шефы нашей школы, легко бы могли помочь в его сооружении и ничего бы им это не стоило. Мог бы помочь завод, для которого мы шили коробки. Мог бы помочь автогигант ГАЗ, куда нас возили проходить производственную практику, но об этом и речи не могло быть. Если бы кто-то такое предложил, то это предложение с негодованием отвергли бы. Хотелось именно самим заработать и других вариантов быть не могло.
Кроме производства коробок, школа выполняла другие заказы. Но эти работы не были основными. Они выполнялись тогда, когда школа получала заказ. Изготавливали пробки для закупорки винных бутылок и проволочные сеточки, которые удерживают пробку на бутылке шампанского. Эти работы выполняли на уроках труда. Иногда учителя труда приглашали желающих поработать учеников в свободное время.
Работы по изготовлению пробок и сеточек не относились к вахте труда. Изготавливать их не интересно. В пробку из алюминиевой фольги надо вставить картонную прокладку и прокатать её между двух подвижных роликов, оставляющих две диаметрально противоположные вмятины, необходимые для удерживания прокладки. Для изготовления проволочной сетки, надо взять кусок проволоки, отрубленный в размер, вставить его особым методом в специальное приспособление и нажать педаль. Электромотор приводит в движение приспособление, свивая сетку. Потом она руками сгибается в ту самую корзиночку.
Вскоре администрация школы прекратила принимать заказы на производство пробок и сеток, поскольку считала, что не корректно детям заниматься изготовлением продукции для винного производства.
А потом наступили развальные 90-е годы. Но наш класс, к счастью, успел закончить обучение до всеобщего падения  советских ценностей, к которым, кроме всего прочего, относился труд, трудовое воспитание. Всё производство в школе было свёрнуто, как и во всей стране. В подвал брошены знамёна, портреты, книги, экспонаты музея.
В 2012 году праздновали вековой юбилей основания нашей школы. Меня, в числе других выпускников, пригласили на торжество. Отмечали его в декабре. Двадцать два года на тот момент прошло со дня моего выпуска. И теперь, из окна школы я печально смотрел на памятник Островскому, утопающему в снегу. А ведь памятник уже не тот, который первоначально установили. Посмотрите на фото. Это какой-то кладбищенский памятник. Мы ставили настоящий, красивый памятник, почти такой же, как устанавливают на городских площадях. Стыдно сказать, но говорят, будто гранитные плиты кому-то потребовались. У кого-то рука поднялась взять то, что заработано детьми на протяжении нескольких лет. Впрочем, тот, кто брал, может и не знал историю создания памятника. В подтверждении этого горького, тяжёлого слуха могу более уверенно сказать, что паркет из школьных коридоров был снят для использования в личных целях. Это более подтверждённая информация.
Сейчас было видно, что за территорией памятника, за самим памятником никто не ухаживает. Он стоял брошенный, никому не нужный, даже в новом, изуродованном виде. Нынешним ученикам, да и учителям, вряд ли известно то, какими трудами он создавался, какую радость испытывали мы в день его открытия. Пьяные, разрушительные девяностые годы сделали своё чёрное дело. Во многом преемственность поколений прервалась. В наши дни велась так называемая школьная летопись. В большие альбомы заносилась вся важная информация, сопровождавшаяся фотографиями и рисунками, вырезками из газетных статей. Эти альбомы были брошены в подвал и лишь к юбилею спохватились. Разыскали их, может не все, и мы их с удовольствием рассматривали, а ученики смотрели на нас, как на древних мамонтов! Ведь мы теперь старше некоторых их родителей.
Вместе с альбомами школьной летописи, в подвал бросили прочие атрибуты славного советского времени: знамёна, портреты, книги. И ведь это произошло почти при том же составе педагогического коллектива, который работал до пьяного переворота 1991 года.  Зная мои коммунистические убеждения, бывший завуч школы – Наталья Николаевна Агеева – подарила мне часть бархатного знамени школы. Знамя состояло из двух бархатных полотнищ, сшитых между собой изнанками друг к другу. На одной стороне герб СССР, на другой – портрет В. И. Ленина. Кто-то разорвал знамя, забрав одну его половину. А ведь когда-то, при вступлении в комсомол, мы давали торжественную клятву и целовали уголок этого знамени.

08.04.2017.

Послесловие.
Ещё раз повторю, мне стыдно вам, уважаемый читатель, показывать фотографию изуродованного памятника. Снимок сделан мною в 2010 году. Есть снимки настоящего памятника, но они на плёнке. Пока не могу вам показать памятник в первоначальном виде. Знаете, грустно от всего этого. В школьном вестибюле гипсовый бюст Островского стоит на полу, и уборщица шаркает по нижней его части тряпкой. Кому мешала подставка, на которой стоят этот бюст? На стене висел барельеф Браиля – сняли. Зачем? Теперь стены вестибюля и коридора первого этажа, увешены стендами с информацией о том, что нужно делать в случае террористического акта, если вас завалило в квартире и т. д. Таково веление времени…