Крым сегодня

Дмитрий Вощинин 2
Прошло несколько дней, как вернулся в Москву из Крыма.
Почти 20 дней пробыл на знакомом с юности субтропическом полуострове с его седыми горами, спускающими в море скалами и наполненной лесами и парками уникальной природой. Восхищался развесистой душистой сосной, платанами, кипарисами, древовидным можжевельником, лавровым листом, миндалем и виноградниками. Остро почувствовал, как прекрасно, что сегодня этот благодатный край вернулся в нашу страну и стал достойной частью России.
Вдвойне приятней побыть в Крыму весной.
В эти дни узнал, что «сакура» вовсе не определенное японское растение, а
 – первоцвет крупных кустов или деревьев. В основе этого слова – начало цветения.
В Японии это цветение сливы. В Крыму – миндаль, восточный жасмин.
Крымская сосна – уникальное дерево, источающее фитонциды, разрушающие палочку Коха.
Удивительно интересное произрастающее здесь бактерицидное дерево – можжевельник древовидный.
Во всем мире виноградники дают сахаристость 10-15 %, в Крыму же до 35-38% с уникальными вкусовыми качествами.

С удовольствием смотрятся повзрослевшим взглядом милые русскому человеку города и поселки этого края.

История Крыма уникальна для восприятия Русского мира.
Христианство пришло в Россию через Крым. Андрей Первозванный пришел сюда первый. Здесь много монастырей и православных храмов, где несли свою службу прославленные духовные знаменитости.
Находящийся между двумя довольно широкими бухтами на территории Севастополя древний Херсонес (или по-русски – Корсунь) входил когда-то в византийское государство и не был порабощен варварами. Уничтожил его только пожар татаро-монгольского нашествия.
Поражает построенный здесь крестово-купольный в традициях Византии двухуровневый Владимирский собор Пресвятой Богородицы. Он является основанием старого храма, где принял христианство Князь Владимир. Храм сооружен в знаменательном 1861 году и при его открытии присутствовали Александр 2 с императрицей.
Недалеко от храма рядом с морем арка с херсонесским колоколом, который, как говорят историки, «новодел» 18 века и отлит из трофейных турецких пушек. Французы после крымской войны увезли его в качестве трофея, и он почти 50 лет находился в Нотр-Дам.  В советское время его возвратили на место, и он очень полюбился жителям Севастополя.
Очень красива и собирает много народа Южная бухта города.
Уникальна Панорама севастопольского сражения, написанная в 1855 году французским художником Рубо. Она частично сгорела во Вторую мировую. Восстановленная Панорама снизу представлена в объемном плане из деталей папье-маше, дерева и других материалов. Изображение плавно и почти незаметно переходит на полотно старого изображения.

Поражает своей необычностью православный Храм в Форосе, построенный на вершине горы в честь «счастливого спасения» Александра 3 и его семьи на железной дороге.
Счастливым оказалось то, что семья во время крушения находилась в вагоне-ресторане.
Царь громадного роста самостоятельно держал навес крыши и получил удар по почкам, что стало причиной его преждевременной смерти в Ливадийском дворце на руках Иоанна Кронштатского.
 Непередаваемо впечатление от посещения Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. Здесь Кронштатский проводил службы и был настоятелем.
При посещении службы невозможно оторвать внимание и слух от уникального пения с едва приметными грузинскими и даже восточными мелодиями.
И именно сюда по дороге с прекрасными морскими видами пешком на службу приходили Чехов и Толстой.
Выше в горах возвышается византийский крест, символизирующий оберег от холеры и чумы.

Неповторимы впечатления от дворцов, построенных первыми губернаторами Таврии - Ришелье, Воронцова, позднее перестроенные любившими отдыхать здесь нашими императорами.

Исторически важный для мира императорский дворец в Ливадии, который использовался для раздела мира после Второй мировой войны на встрече мировых лидеров - Ялтинской конференции.
При подписании итоговых документов конференции возник вопрос – кому подписывать первым.
Рузвельт предложил Сталину, как хозяину. Но Сталин возразил:
-Знаю я ваших журналистов, обязательно скажут, что Сталин навязал всем свое и заставил подписать, - и предложил подписывать по алфавиту.
Получалось, что первым будет Рузвельт, потом Сталин и Черчилль.
Не желая быть последним, Черчилль добавил:
-Тогда уж по латинскому.
Документы были подписаны в следующей очередности: Черчилль, Рузвельт, Сталин.
С точки зрения значимости Сталин остался в выигрыше.
В течение ялтинских встреч Сталин 4 раза встречался с Рузвельтом наедине, где обсуждались разделение мира после второй мировой войны, вступление русских в войну с Японией, статус Монголии, передача японских островов.

Ливадийский дворец возведен Александром 2, но был разрушен и вновь построен в 1911 году в течение 11 месяцев Николаем 2. И потому верхняя часть дворца посвящена его хозяину и семье последнего императора.
Из кабинета царя прекрасно виден Аюдаг и Гурзуф. Тут много книг, Николай 2 очень любил Гоголя, с удовольствием читал Чехова.
Царские барельефы ОТМС и АА на входных колоннах означают имена дочерей по старшинству (Ольга, похожа на отца характером, Татьяна – вылитая мать, Мария – самая красивая и Анастасия – сорванец в юбке.)  Алекс и Алексей, как бы связанные кровью.
Алекс воспитывала дочерей в английской строгости и умении понимать простых людей.
Они работали в госпиталях. Перед операцией солдаты просили, чтобы кто-то из дочерей были рядом и даже иногда держали раненого за руку во время операции.

Очень живописна нижняя дорога от Ялты до Воронцовского дворца по Алупкинскому шоссе.
Ливадия. Ореанда. Ласточкино гнездо. Парк «Чаир» рядом с Гаспрой. Мисхор с итальянским палаццо.

Построенный под горой Айпетри дворец Воронцова, пожалуй, самый красочный и необычный своей разнообразной архитектурой. Непередаваемой красоты парк, южные террасы и вся окружающая сочная растительность. В запасниках дворца большое собрание картин русской и западной живописи, в том числе: «Портрет Воронцова» Клюгера, «В Гефсиманском саду» Куинджи, «Портрет Гончарова» Ярошенко, портреты Крамского, оригинал «Портрета Дашковой» Левицкого, который был домашним художником семьи Шуваловых, последних владельцев дворца.

Массандровский дворец по другую сторону от Ялты выстроен в готическом стиле и перестроен Александром 3 в стиле Барроко. В его парке примечательны два огромных вековых сосновидных дерева с длинными иголками – секвойядендром гиганский из США и крупная пихта испанская.
При строительстве использовался уникальный здешний камень - мраморовидный известняк, хорошо держащий тепло зимой и прохладу летом. В здании на высоком техническом уровне по тем временам решен вопрос отопления и канализации.
Царь использовал дворец как охотничий дом. Кругом лес и лесные угодья для прогулок и охоты на дичь. Во дворце много живописных работ Уткина, Левицкого, Поленова, Шишкина, Верещагина, Максимова, Орловского.
После революции по указу Ленина – массандровский и левадийские дворцы использовались в качестве санаториев по проекту «Пролетарское здоровье».

Когда Сталину предложили один из царских дворцов в качестве дачи, он заявил:
-Зачем? Мне … поскромней…
Для него было построено дачное здание на километр выше массандровского дворца.

По оценке сегодняшних историков существует новое историческое осмысление революционной борьбы в Крыму: Антанта не была помощником Белого движения, а сама охотно претендовала и стремилась к владению этой жемчужиной России.

Радуют в Крыму не только прославленные дворцы и города, здесь подлинная литературная история России.
Именно в Гурзуфе писал свои восторженные стихи 21-летний Пушкин, которые не раз отдавались эхом в его более поздних эпических произведениях «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», «Борис Годунов». В Гурзуфском парке показывают «знаменитый» друг-кипарис и дуб, вокруг которого бродил «кот ученый».
В скалах Гурзуфа находится дача Чехова с небольшим участком моря, а также его музей в Ялте. В Гаспре дом-музей Толстого. Здесь часто бывал Горький, пел громогласный Шаляпин.
Многих писателей объединял в Ялте книжный торговый дом Синани. Интересен факт, что за три дня до своей смерти Чехов написал ему из Германии теплые слова благодарности.
И как прозорливо звучат спонтанные строчки Ивана Бунина:
«В Ялте зимнею порой
Только море и Синани.
Бродят тучки над горой,
Остальное все в тумане».

Примечательно, что на дороге в Крыму совершенно отсутствуют бензоколонки Лукойла, Газпромнефти, Нефтемагистрали и других известных российских дистрибьюторов нефтепродуктов. С удивлением также узнаешь, что СБЕРБАНК, ВТБ, Альфа-Банк и иные крупные «кровеносные сосуды» страны не присутствуют здесь. Поэтому при оплате банковских карт необходимо добавить минимум 2% комиссионных.
«Видимо, побаиваются санкций» - невольно приходит в голову.
Так что патриотические чувства наших сверхбогатых «русских» продолжают отстаивать гнилую мысль «купить Украину» и их «передовая» коррупционная экономика крепко воняет «голубой прокисшей кровью».
Поневоле улыбаешься, - «Не приживается в Крыму палочка Коха».
Пора, господа, думать не только о себе, а и о народе…о стране.

Сразу перед глазами предстают люди предательски трусливой горбачевской перестройки и последующее кривое зеркало тлеющего с «нечеловеческим лицом» стояния страны на месте.

Приятно смотреть на морские просторы с набережной Гурзуфа. Символичны на фоне Аюдага два скальных острова Партеита и выглядывающие из-за генуэзской скалы        белые строения Артека.
Как будто на минуту застыла Медведь-гора и, кажется, вот-вот поднимется с колен громадный сильное животное и птица феникс из гурзуфского парка запоет песнь… и будет она новым прологом …