Как дети

Андрей Тюков
Призыв Иисуса "быть как дети" (1) - заповедь Евангелия, в которой всё: и Царство, и Бог, и люди, и жизнь. Это единственные слова Христа, которые в точности отражают его личное кредо и определяют его поведение, как оно описано евангелистами.
Спаситель везде ведёт себя совершенно по-детски. Он, как ребёнок, наивен, доверчив, простодушен и нечванлив; непоследователен (2), обидчив, порой несдержан в речах (3); по-детски верит в чудо (Пётр не поверил и чуть не утонул (4)); всемогущество и всезнание отца для него вещь сама собой разумеющаяся (5). Он весь - вокруг своего отца, он и живёт, и умирает с именем отца на устах (6). Иисус - ребёнок. Маленький, некрасивый, одинокий, "странный", видимо несчастный в быту и в личном, эксцентричный, нежизнеспособный, при столкновении с угрозой замыкающийся в себе, отступающий в бездействие (7), он привлекает к себе таких же, как сам, изгоев общества, гуляк, воров, блудниц: они с лёгкостью необыкновенной следуют за ним, чтобы вести жизнь не лишённую приятности - птицы небесные, которые не сеют и не жнут, но с лёгкостью ещё большей предают и оставляют одного, как только запахло жареным. Это ребёнок, который не знает людей и не умеет выбирать знакомства. Он не извлекает выгоды из жизни, потому что не знает и не видит жизни, по-детски полагая, что "лучшее, конечно, впереди".
Мы любим детей. Может быть, мы видим в них то Царство, которого лишились, когда повзрослели? Или - завидуем их целостной, наивной, непобедимой (до поры до времени) чистоте, нами, увы, утерянной с приобретением "житейской мудрости" и опыта, так же непригодного в Царстве, как детское Царство - в этой жизни? Дети спасают нас. Подлинный спаситель - всегда ребёнок. Творец, защитник - всегда дитя. Мы берём его на руки, и видим в этих глазах себя, и в долгой перспективе - небо, ангелы, отец... пасхальные куличи - яркие, цветные, как детские игрушки, в блёстках... будущая жизнь, вечность, не безличная и непостижимая, а живая, тёплая, близкая и требующая заботы.
Дитя - это готовый кенозис, осуществлённый до кенозиса. Ребёнку нет надобности "умалиться" (8), он естественно мал ("как дитя"), но так же естественно он выходит из этого состояния, взрослея и поднимаясь над корнями. Таким же естественным, самим ходом жизни назначенным, будет и обратный исход - от зрелости к детству, к тем детским корешкам, которые всё сохранили, всё сберегли в целости, которые у отца. "Старый - что малый"...
Дьявол будет сеять нас, как пшеницу? (9) В наших силах не дать взойти, налиться ядовитому колосу: назад, в корни - лукавство не имеет власти над отцом, сила его не бесконечна и над теми, у которых на челах написано имя отца (10), это девственники, в устах их нет лукавства (11), это - дети...
Будьте как дети.


(1) "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Матфей, 18:3).
(2) "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Матфей, 15:24), но: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Матфей, 28:19-20).
(3) "Отойди от Меня, сатана!" (Матфей, 16:23; также Марк, 8:33) - слова Иисуса Христа апостолу Петру.
(4) "Пошёл к ним Иисус, идя по морю... И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу... испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня" (Матфей, 25-31).
(5) "О дне же том и часе никто не знает... а только Отец Мой один" (Матфей, 24:36); "Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов" (Матфей, 26:53).
(6) "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лука, 23:46).
(7) "Да сбудутся Писания" (Марк, 14:49), "Теперь ваше время и власть тьмы" (Лука, 22:53); сцена ареста у всех евангелистов.
(8) "Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Матфей, 18:4).
(9) "Сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лука, 22:31).
(10) "Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах" (Откровение, 14:1).
(11) "Это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники... и в устах их нет лукавства" (Откровение, 14:4-5).



16 апреля 2017 г.